Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования. Объектом исследования данной работы является пенсионный фонд Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ финансы.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

2004 год: Создание клиентских служб Пенсионного фондаНовые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях – специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе – за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

2005 год: Новые функции. Социальные выплаты В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Для учета прав граждан  на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной  социальной помощи.

2007 год: Новые функции. Материнский капитал На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (МСК) и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

2008 год: Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии. В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирования Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

2009-2010 гг.: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы

Летом 2009 года был приняты  новые пенсионные законы*, которые  с 1 января 2010 года в значительной степени  изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров  – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2010 году составит 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы  – реформа накопительного компонента трудовой пенсии.

 

1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, в случае потери кормильца и в ряде других случаев. Как социальный институт ПФР представляет собой самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение, обладающее специальной правоспособностью и публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. В современной системе обязательного пенсионного страхования он выполняет функции страховщика.

Цель Пенсионного фонда  РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование зафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.

Правовой основой ныне действующей в стране пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным Законом. Средства Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда и сам фонд находится в собственности государства, но являются автономными. Государство несет субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. Деятельность фонда регулируется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован  органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства  фонда используются для финансирования  государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фонда осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного органа (Правление фонда).

 

В основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации входят:

  1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  2. организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  3. капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  4. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  5. Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  6. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законодательные органы власти предложений по ее совершенствованию;
  7. разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
  8. организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  9. участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.
  10. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Работа Пенсионного  фонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного  фонда РФ:

1. Фискальная - аккумулирование  денежных средств граждан страны  для финансирования государственных  мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная  - обеспечение граждан страны, нуждающихся  в материальной поддержке, государственными  пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу  лет, а так же дополнительным  пенсионным обеспечением.

3. Контрольная - отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:

  1. учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  2. назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 40 млн. российских пенсионеров;
  3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;
  4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  5. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  6. выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  7. выплата средств материнского капитала;
  8. управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
  9. реализацию программы государственного софинансирования пенсии.
  10. с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  11. с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ