Пенсионный фонд РФ: его цели, задачи и система организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых общественных фондах потребления и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Причины создания Пенсионного фонда Российской Федерации и основные этапы его развития. 6
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 8
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации. 10
2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 13
2.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации. 17
2.3. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год. 24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.1. Тенденции развития Пенсионного фонда Российской Федерации. 33
3.2. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 31.12.2007 из общего числа получателей трудовых пенсий (36,0 млн. человек) 82,9% составляют пенсионеры, получающие пенсию по старости (29,8 млн. человек), 11,1% - по инвалидности (4,0 млн. человек) и 6,0% - по случаю потери кормильца (2,2 млн. человек).

Доля пенсионеров, получающих пенсии, пособия, доплаты и иные выплаты  из ПФР, согласно российскому законодательству в общей численности населения  Российской Федерации (141,6 млн. чел.) по состоянию на 31 декабря 2007 года выросла и составила 27,4 процента.

В целом за 2007 год средний  размер пенсии увеличился на 822,4 рубля, или на 28,9%, и составил 3663,9 рубля. При этом базовая часть трудовой пенсии увеличилась в среднем  на 606,9 рубля (52,0%), размер социальной пенсии вырос на 878,9 рубля (46,8 процента).

Следует отметить, что  опережающие темпы роста базовой  части трудовой пенсии и социальной пенсии по сравнению с ежегодным  ростом (индексацией) страховой части  трудовой пенсии снижают мотивацию работающей части населения к формированию страхового стажа, и, соответственно, к стимулированию роста страховой части трудовой пенсии, которая рассчитывается, исходя из начисленных и уплаченных работодателем страховых взносов за застрахованное лицо. Базовая часть трудовой пенсии согласно российскому законодательству выплачивается из федерального бюджета в фиксированной величине каждому гражданину, имеющему право на пенсионное обеспечение. Таким образом, складывающаяся тенденция опережающего роста базовой части трудовой пенсии по сравнению со страховой способствует в итоге установлению незначительной разницы в размерах пенсий у граждан, имеющих продолжительный страховой стаж, и граждан, достигших определенного возраста, но не имеющих значительных размеров страховых накоплений. Вместе с тем государство обязано будет обеспечить последних постоянно увеличивающейся суммой социального обеспечения.

Доходная часть бюджета  ПФР в 2007 году составила 1 946 817,3 млн. рублей (101,7 % от утвержденного законом о бюджете ПФР показателя), в том числе: налоги и взносы на социальные нужды поступили в объеме 1 026 866,7 млн. рублей, безвозмездные поступления – 919 950,6 млн. рублей.

По распределительной  составляющей бюджета доходы составили 1 806 121,7 млн. рублей, или 101,6 % к показателю, предусмотренному в бюджете ПФР, по накопительной составляющей – 140 695,6 млн. рублей (103,1 процента).

На рост доходной части  бюджета ПФР в 2007 году значительное влияние оказал более высокий темп роста фонда заработной платы в Российской Федерации (27,2 %) по сравнению с запланированным (20,0 процента).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили  в объеме 1 011 682,5 млн. рублей, или на 3,0 % больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР. Введение шкалы регрессии, с одной стороны, снизило налоговую нагрузку на работодателя, но одновременно негативно отразилось на пенсионных правах застрахованных лиц. В связи с ежегодным ростом фонда заработной платы увеличивается численность застрахованных лиц, годовой доход которых превышает 280,0 тыс. рублей. Основная нагрузка по отчислениям в пенсионную систему приходится на низкооплачиваемые категории застрахованных лиц (с годовым доходом меньше 280 тыс. рублей), которые уплачивают взносы в полном объеме, то есть в размере 14 %, тогда как за физическое лицо с годовым доходом 600 тыс. рублей уплачивается всего 9,47 %, таким образом, фактически страхованию по тарифу 14 % подлежат не все 600 тыс. рублей его дохода, а лишь 405 тыс. рублей. Следовательно, пенсия будет замещать не весь утраченный заработок, а лишь его часть, что сразу же негативно скажется на уровне жизни застрахованного лица по сравнению с допенсионным периодом.

Федеральным законом  от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также установлены более низкие тарифы для уплаты страховых взносов для работодателей – организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Тем самым регрессивной шкалой искусственно ограничивается верхний  предел пенсионного обеспечения  застрахованных лиц, что приводит к  нарушению их права на адекватное доходу пенсионное обеспечение.

Доходы от размещения средств бюджета ПФР, сформированных за счет страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, составили 9 303 941,3 тыс. рублей, или 108,0 % от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, в том числе:

  • доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации - 1 527 704,7 тыс. рублей (102,0 %);
  • доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений – 7 776 236,6 тыс. рублей (109,3 процента).

Безвозмездные поступления  составили 919 950 602,4 тыс. рублей, или 99,99 % к показателю, установленному Законом о бюджете ПФР, в том числе:

  • средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР – 919 878 881,0 тыс. рублей (99,99 %);
  • средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР из негосударственных пенсионных фондов – 71 721,4 тыс. рублей (107,4 процента).

Исполнение Закона о  бюджете ПФР по расходам в 2007 году составило 1 786 457 030,0 тыс. рублей, или 100,2 % к показателю, утвержденному законом о бюджете ПФР, в том числе: по распределительной составляющей бюджета – 1 769 921 155,7 тыс. рублей, или 100,3 % к показателю, предусмотренному бюджетом ПФР, по накопительной составляющей бюджета – 16 535 874,3 тыс. рублей (92,3 процента). Структура расходной части бюджета ПФР состоит из следующих разделов:

  • социальная политика – 1 786 335 884,3 тыс. рублей (100,2 % к показателю, утвержденному законом о бюджете ПФР);
  • образование – 55 662,2 тыс. рублей (97,4 %);
  • межбюджетные трансферты – 50 118,1 тыс. рублей (86,9 %);
  • общегосударственные вопросы – 15 365,4 тыс. рублей (94,4 процента).

В структуре расходов на социальную политику кассовое исполнение по пенсионному обеспечению составило 1 783 982 138,7 тыс. рублей (100,3 %), другим вопросам в области социальной политики – 2 353 745,6 тыс. рублей (81,2 %).

В структуре расходов по пенсионному обеспечению кассовое исполнение составило по целевым  статьям расходов: руководство и  управление в сфере установленных  функций – 40 561 878,2 тыс. рублей (96,2 %); непрограммные инвестиции в основные фонды – 1 758 717,6 тыс. рублей (109,9 %); реализация государственных функций в области социальной политики – 220 563 180,2 тыс. рублей (99,6 %); обязательное пенсионное страхование – 1 397 574 806,6 тыс. рублей (100,7 %); пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, - 102 105 877,2 тыс. рублей (98,3 %); выплата досрочно назначенных пенсий – 1 744 978,7 тыс. рублей (98,1 %); дополнительное пенсионное обеспечение – 3 136 825,9 тыс. рублей (97,1 %); расходы по накопительной составляющей бюджета ПФР – 16 535 874,3 тыс. рублей (92,3 процента).

В расходах на обязательное пенсионное страхование кассовое исполнение составило: по выплате базовой части трудовой пенсии – 590 407 731,8 тыс. рублей (100,1 %); страховой части трудовой пенсии – 805 846 551,0 тыс. рублей (101,2 %); пенсий, дополнительного материального обеспечения гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, - 1 320 523,8 тыс. рублей (106,5 процента).

Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий, ежемесячных  денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат составили 19 620 328,86 тыс. рублей.

Остатки средств пенсионных накоплений на 1 января 2007 года составляли 348 918 609,9 тыс. рублей, в том числе переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 246 012 170,5 тыс. рублей и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 102 906 439,4 тыс. рублей. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, 89 704 658,7 тыс. рублей составили вложения в ценные бумаги и 13 201 780,7 тыс. рублей – остаток денежных средств.

Остатки средств пенсионных накоплений на 1 января 2008 года увеличились в течение года на 35,6 % и составили 473 061 945,4 тыс. рублей, или 101,2 % к бюджетным назначениям, их них переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 328 412 966,9 тыс. рублей (99,7 %) и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 144 648 978,5 тыс. рублей. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, 116 651 002,2 тыс. рублей (96,0 % к бюджетным назначениям) составили вложения в ценные бумаги и 27 997 976,3 тыс. рублей (170,8 % к бюджетным назначениям) – остаток денежных средств. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, в государственной управляющей компании находится 318 492 924,2 тыс. рублей, или 97,0 % от общей суммы пенсионных накоплений.

Общая сумма доходов, связанных с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, полученных в 2007 году, составила 140 695 620,6 тыс. рублей (103,1 % к бюджетным назначениям), которая сложилась из налоговых поступлений – 131 319 957,9 тыс. рублей, доходов от временного размещения пенсионных накоплений – 7 776 236,6 тыс. рублей, доходов, перечисленных по заявлениям застрахованных лиц управляющими компаниями – 1 527 704,7 тыс. рублей и средств, возвращенных из негосударственных пенсионных фондов в фонд – 71 721,4 тыс. рублей.

Существует ограниченность предусмотренных законодательством  инструментов для инвестирования средств  пенсионных накоплений. С июня 2007 года возможности ПФР при инвестировании средств пенсионных накоплений сократились до 1 инструмента (облигации федерального займа) из 3, предусмотренных законодательством (облигации федерального займа, еврооблигации, ипотечные ценные бумаги определенной категории), что отрицательно повлияло на сумму прироста пенсионных накоплений.

Сумма расходов по накопительной  составляющей бюджета ПФР составила 16 535 874,3 тыс. рублей (92,3 % от бюджетных назначений), в том числе:

  • расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовой пенсии – 737 052,6 тыс. рублей (75,9 %),
  • передача средств пенсионных накоплений в НПФ – 15 793 349,0 тыс. рублей (100,1 %);
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц – 5 472,7 тыс. рублей (0,5 процента).

Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений государственной  управляющей компанией (Внешэкономбанк) составила в 2007 году 5,98% годовых.

В 2007 году в бюджет ПФР поступили средства федерального бюджета в сумме 91 987 8881,0 тыс. рублей, или 99,99 % от утвержденных Законом о бюджете ПФР на 2007 год, в том числе: 916 422 643,1 тыс. рублей – прямые перечисления средств из федерального бюджета, 1 693 430,9 тыс. рублей – средства федерального бюджета, передаваемые фонду Федеральным агентством по атомной энергии и Минобороны России на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, 1 762 807,0 тыс. рублей – средства федерального бюджета, передаваемые Фонду региональными службами занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий.

Кассовые расходы бюджета  ПФР за 2007 год, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составили 915 130 703,1 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденного в законе о бюджете ПФР показателя, и 99,9 % от средств, перечисленных из Минфина России. Превышение кассовых расходов на сумму 950 753,0 тыс. рублей по выплате базовой части трудовой пенсии над утвержденным показателем обусловлено ее незапланированным увеличением с 1 декабря 2007 года до 1560 рублей.

В 2007 году межбюджетные отношения  бюджета ПФР с федеральным  и региональными бюджетами осуществлялись по следующим направлениям:

  • перечисление Минфином России в качестве межбюджетных трансфертов из федерального бюджета средств на выплату пенсий, социальных пособий, финансирование мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, в том числе на покрытие дефицита бюджета Фонда;
  • финансирование Росатомом и Минобороны России дополнительного материального обеспечения бывших работников ядерного комплекса;
  • финансирование из региональных бюджетов за счет средств, передаваемых и<span class=

Информация о работе Пенсионный фонд РФ: его цели, задачи и система организации