Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что качественные изменения, которые происходят в стране, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть устоявшиеся представления о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Основной целью работы является изучение роли Пенсионного фонда в в финансировании социальной сферы. В соответствии с целью перед нами ставятся следующие задачи:
В первой главе работы будет проводится ознакомление с организацией пенсионной системы, также в этой главе будет описано современное кризисное состояние системы;
3) также считается ошибочным отказ в возможности иметь накопительную часть пенсии гражданам 1966 г. р. и старше. Данная категория населения была наиболее активна в плане формирования собственной пенсии, наиболее заинтересована в различных пенсионных программах. Мы полагаем, что решение об отказе таким гражданам в формировании накопительной части пенсии было продиктовано стремлением увеличить отчисления на страховую часть пенсии (в ущерб накопительной) для решения сиюминутных задач покрытия дефицита бюджета ПФР.
И самой главной проблемой, квинтэссенцией кризисного состояния пенсионной системы России является нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Дефицит бюджета ПФР является индикатором, который привлекает внимание к проблемам пенсионной системы. Данные о размере дефицита бюджета ПФР приведены в таблице №1.
Таблица 1
Показатели
бюджета Пенсионного фонда
Нарастание дефицита бюджета ПФР может привести к тому, что по оценкам Минфина России трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 г. может составить до 3 % ВВП. Таким образом, к настоящему моменту система пенсионного обеспечения России накопила целый комплекс взаимосвязанных проблем. Предлагается достаточно много вариантов выхода из сложившейся ситуации, во многом противоречащих друг другу. Даже в рамках Правительства РФ нет единодушия, так как различные министерства и ведомства видят выход из кризиса пенсионной системы в диаметрально противоположных действиях. Единственный неоспоримый факт заключается в том, что отсутствие изменений в сложившейся ситуации приведет либо к краху пенсионной системы в целом, либо к серьезному кризису государственных финансов.
Пенсионный фонд России выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными целями Пенсионного фонда России являются аккумуляция, накопление, приумножение страховых взносов и их распределение, а также осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», под небанковской кредитной организацией подразумевается организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, определенные в ст. 5 данного Федерального закона.
Небанковские кредитные организации, в том числе и Пенсионный фонд Российской Федерации, аккумулируют денежные средства и обеспечивают передвижение капитала посредством инвестирования их в ценные бумаги российских компаний. Пенсионный фонд может выполнять размещение полученных им страховых взносов за свой счет, а также доверительное управление ими как от своего имени, так и от имени управляющей компании. Кроме того, ПФР проводит научно-исследовательскую работу в области государственного пенсионного страхования, разъяснительную работу с населением в сфере пенсионного страхования и другие мероприятия, направленные на развитие пенсионной системы страны. Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Основными источниками денежных средств Пенсионного фонда являются страховые взносы работодателей и индивидуальных предпринимателей, а также бюджетные ассигнования и средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
Денежные средства
Пенсионного фонда расходуются
на выплату государственных
В состав доходов
фонда, согласно ст. 146 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, входят налоговые
доходы (60% минимального налога, взимаемого
в связи с применением
Ежегодно бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается законодательно на следующий год и планово на последующие два года. Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 373-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – Федеральный закон № 373-Ф3), установлены следующие значения показателей (таблица № 2). Динамика доходов и расходов за период с 2000-го по 2010 г. представлена в таблица № 3
Таблица 2
Основные характеристики
бюджета Пенсионного фонда
Таблица 3
Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда России. Финансовый результат по итогам года, млн руб.9
Несмотря на положительные итоги на конец года, необходимо отметить, что в 2005 и 2006 гг., а также в 2008 и 2009 гг. в связи с возникновением недостатка собственных средств ПФР для его покрытия в ПФР были перечислены трансферты из федерального бюджета, доля которых составила 4,3, 6,0, 7,2 и 12,4% в общем объеме средств федерального бюджета, поступивших в ПФР в 2005, 2006, 2008 и 2009 гг. соответственно. Хотелось бы данные посвежее, за 2010-2012 гг
Наличие подобных
фактов свидетельствует о
В рамках передачи
бюджету ПФР средств
С 1 января 2010 г. Пенсионный фонд России может размещать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на депозитных счетах в российских кредитных организациях, соответствующих определенным требованиям. Но вслед за предоставленной возможностью, в соответствии с денежно-кредитной политикой Российской Федерации постепенно была снижена ставка рефинансирования Банка России, что неизбежно привело к снижению ставок по депозитам. Таким образом, желаемый результат по увеличению доходности вложений пенсионных накоплений не был достигнут.
Основным препятствием
для повышения эффективности
работы системы обязательного
В макроэкономическом аспекте инвестирование денежных средств в промышленный и сельскохозяйственный секторы экономики страны позволит не только приумножить аккумулированные пенсионные денежные средства, но и развивать необходимые долгоокупаемые стратегически важные производства, в том числе и аграрное хозяйство. В развитых зарубежных странах, где пенсионные системы, построенные на страховых принципах, функционируют более столетия (в Великобритании, Франции, Германии), денежные средства, накопленные в пенсионных фондах, порой превышают стоимостной показатель ВВП, и, несомненно, играют решающую роль в развитии экономики и поддержании ее стабильности.
Современное законодательство ограничивает круг активов, разрешенных для размещения накопительной части пенсии. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111- Ф3 (ст. 26 гл. 9) устанавливает разрешенные активы (объекты инвестирования):
– государственные ценные бумаги Российской Федерации;
– государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
– облигации российских эмитентов;
– акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
– паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
– ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
– денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
– депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
– иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;
– ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.При этом указывается на недопустимость размещения средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные этим Федеральным законом.
С одной стороны,
такое ограничение снижает
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. на одного нетрудоспособного гражданина приходилось 1,6 работоспособного гражданина. Население России в последние годы сокращается на 170– 180 тыс. человек ежегодно. Анализируя сложившуюся тенденцию и половозрастной состав населения, ученые предполагают, что в скором времени Россия столкнется с демографическим кризисом, который приведет к увеличению количества лиц старше трудоспособного возраста на одного трудоспособного человека и, как следствие, к неспособности ПФР рассчитаться по своим обязательствам.
Перед Пенсионным фондом России и его методологами стоит непростая задача. Необходимо пересмотреть состав разрешенных инвестиционных активов, пригодных для инвестирования накопительной части пенсии, с учетом соблюдения баланса между их доходностью и риск-составляющей не только в рамках всего фонда, но и в рамках портфельного грамотного распределения активов для обеспечения «подушки безопасности» и максимально возможной прибыльности вложений с помощью эффективного распределения разных видов активов внутри каждого из портфелей.
Проведение подобной работы
потребует привлечения и
Необходимо ввести личную
ответственность руководства
В этом ключе необходимо проведение работы по следующим направлениям:
1. Обеспечение благоприятного экономического климата в стране для развития независимого страхового рынка в сфере пенсионного страхования, что предусматривает:
– увеличение материального благополучия граждан в целях реализации права каждого работающего гражданина без ущерба для своего материального состояния внести страховые взносы в негосударственные пенсионные фонды;
– материальную поддержку государством граждан и стимулирование их активности путем увеличения вносимых ими пенсионных страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды;
– страхование ответственности
негосударственных пенсионных фондов
с установлением «максимальной»
суммы возврата по договорам негосударственного
пенсионного страхования в
– применение льготного режима налогообложения для компаний, осуществляющих дополнительное страхование работников в негосударственных пенсионных фондах.
2. Создание качественных инвестиционных активов, в том числе инвестиционных проектов по развитию аграрного хозяйства страны, промышленности и других сфер небанковского и неторгового сектора экономики.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы