Пенсионный фонд, его сущность, механизм формирования и использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда РФ
1.1 История становления пенсионного обеспечения в России………...6
1.2 Развитие Пенсионного фонда РФ……………………………………9
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1 Организационно-правовые основы деятельности ПФ РФ..………13
2.2 Цели и задачи Пенсионного фонда РФ……………………….........17
2.3 Порядок формирования доходов бюджета ПФ РФ………………..20
2.4 Направления и порядок использования средств ПФ РФ...………..29
2.5 Анализ доходов и расходов бюджета ПФ РФ……………………..33
Заключение………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 145.73 Кб (Скачать файл)

ПФ РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Работа ПФ РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции ПФ РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа ПФ РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

 

2.3 Порядок формирования  доходов бюджета ПФ РФ

 

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Средства ПФР формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю ПФ РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:

  • обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;
  • поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
  • совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
  • усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;
  • повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.
  • Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
  • работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
  • крестьянские хозяйства;
  • родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
  • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. Взносы в Пенсионный фонд учитываются как составная часть единого социального налога.

Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.

 

Тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год.

 

Категории страхователей

Тарифы, в том числе в Фонды:

Всего

ПФР

ФОМС

ФСС

в т.ч.

Итого

в

ПФР

для лиц 1966 г.р. и старше

для лиц 1967 г.р. и моложе

страховая часть

страховая часть

накопительная

часть

солидарная часть

индивидуальная

часть

солидарная часть

индивидуальная

часть

1. Основной тариф - с облагаемых доходов в пределах 512 тыс.рублей

 

6,0

 

16,0

 

6,0

 

10,0

 

6,0

 

22,0

 

5,1

 

2,9

 

30,0

с облагаемых доходов,

превышающих 512 тыс. рублей

 

10,0

 

0,0

 

10,0

 

0,0

 

0,0

 

10,0

 

0,0

 

0,0

 

10,0

2. С/х товаропроизводители,

удовлетворяющие условиям ст.

346.2 НК РФ.

 

3. Плательщики, применяющие

ЕСХН

 

4. Все налогоплательщики в

отношении доходов инвалидов 1,2,3

групп

 

5. Общественные организации

инвалидов;

 

6. Учреждения, собственниками

которых являются инвалиды,

созданных для образовательных,

культурных, лечебно-

оздоровительных, физкультурно- спортивных, информационных и др.

социальных целей (кроме

производящих (реализующих)

товары согласно перечню,

утвержденному Постановлением

Правительства от 28.09.2009 №

762).

 

 

 

 

 

 

 

0,0

 

 

 

 

 

 

 

16,0

 

 

 

 

 

 

 

0,0

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

 

 

 

 

 

 

6,0

 

 

 

 

 

 

 

16,0

 

 

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

 

1,9

 

 

 

 

 

 

 

20,2

7. Организации и ИП - резиденты

технико-внедренческой особой

экономической зоны;

 

8. Хозяйственные общества,

созданные после 13.08.2009

бюджетными научными

учреждениями в соответствии с 127-

ФЗ от 23.08.1996,

 

образовательными учреждениями

высшего профессионального

образования в соответствии с 125-

ФЗ от 22.08.1996.

 

9. Организации, осуществляющие

деятельность в области

информационных технологий

 

 

 

0,0

 

 

 

8,0

 

 

 

0,0

 

 

 

2,0

 

 

 

6,0

 

 

 

8,0

 

 

 

4,0

 

 

 

2,0

 

 

 

14,0

10. Организации, получившие

статус участников проекта в

соответствии с ФЗ «Об

инновационном центре «Сколково»

 

0,0

 

14,0

 

0,0

 

8,0

 

6,0

 

14,0

 

0

 

0

 

14,0

11. Плательщики, осуществляющие

производство, выпуск в свет (эфир)

и (или) издание средств массовой

информации (за исключением

рекламного или эротического

характера)

 

4,8

 

16,0

 

4,8

 

10,0

 

6,0

 

20,8

 

3,3

 

2,9

 

27,0

12. Плательщики, производящие

выплаты членам экипажей судов,

зарегистрированных в Российском

международном реестре судов

(введены ФЗ от 07.11.2011 № 305-

ФЗ)

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

13. Плательщики, применяющие

упрощенную систему

налогообложения, основным видом

экономической деятельности

которых является производство и

предоставление услуг согласно

перечню;

 

14. Аптечные организации (в

соответствии с Законом от

12.04.2010 №61-ФЗ),

индивидуальные предприниматели,

занимающимися фармацевтической

деятельностью, уплачивающие

ЕНВД;

 

15. Некоммерческие организации,

применяющие упрощенную систему

налогообложения, осуществляющие

деятельность в области социального

обслуживания населения, науки,

образования, здравоохранения,

культуры, искусства, массового

спорта;

 

16. Благотворительные

организации, применяющие

упрощенную систему

налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

4,0

 

 

 

 

 

 

 

16,0

 

 

 

 

 

 

 

4,0

 

 

 

 

 

 

 

10,0

 

 

 

 

 

 

 

6,0

 

 

 

 

 

 

 

20,0

 

 

 

 

 

 

 

0,0

 

 

 

 

 

 

 

0,0

 

 

 

 

 

 

 

20,0

17. Организации, оказывающие

инжиниринговые услуги

6,0

16,0

6,0

10,0

6,0

22,0

5,1

2,9

30,0


 

 

 

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г. (ред. от 12.03.2014)) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

В доходы ПФ РФ кроме обязательных взносов поступают также:

  • доходы от обслуживания счетов ПФ РФ банками;
  • пени и финансовые санкции.

При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней. Сейчас размер пени составляет 0,13 % от суммы задолженности. Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФ РФ с банков.

Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

 

2.4 Направления  и порядок использования средств  ПФ РФ

 

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Особый интерес к формированию и исполнению бюджета ПФ РФ последних лет объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343378, 80 рублей. А с 1 января 2014 года размер материнского капитала составил 429 408, 50 рублей. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Информация о работе Пенсионный фонд, его сущность, механизм формирования и использования средств