Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:05, курсовая работа
Актуальность данной темы базируется на том, что, на сегодняшний день в России существует ограниченность инвестиционных ресурсов. Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимает эмиссии ценных бумаг и прежде всего акций и облигаций. Большие надежды возлагаются на рынок корпоративных облигаций как на перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. Таким образом, в сложившейся ситуации появляется возможность использовать финансовый рынок для финансирования реального сектора с помощью организации ликвидного рынка корпоративных облигаций.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОБЛИГАЦИИ 4
1.1. Сущность корпоративной облигации 4
1.2. Классификация корпоративных облигаций 10
1.3. Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций 16
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ 19
2.1. Проблемы и пути решения российского рынка корпоративных
облигаций 19
2.2. Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Иными словами, владельцы облигаций имеют первоочередное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Например, если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов.
Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков. Безусловно, что для вкладчика ставящего на первое место надежность своих инвестиций облигации, как ценная бумага с фиксированным и гарантированным доходом, выглядит наиболее привлекательной.
Что касается преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более низкой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита — покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков предоставляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов.
Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
3.1. Проблемы российского рынка корпоративных облигаций и пути их решения.
Любой рынок ценных бумаг имеет свои достоинства и недостатки. Если говорить о российском рынке корпоративных облигаций, то здесь всплывает ряд основных проблем, среди которых, например, можно назвать опасения потенциальных инвесторов размещать свои капиталы на данном рынке. Из-за того, что у подавляющего большинства инвесторов существуют различной степени проблемы с ликвидностью, то для них приобретение корпоративных облигаций связано с высоким риском отсутствия возможности быстро продать эти ценные бумаги в случае необходимости. Объясняется этот риск просто: в России пока что в недостаточно развитом состоянии находится вторичный рынок корпоративных облигаций, то есть то финансовое пространство, на котором можно быстро найти покупателя для сбыта имеющихся облигаций.
Дело в том, что в российских
условиях основными покупателями корпоративных
облигаций, то есть инвесторами, являются
банковские структуры, которые строят
на эти ценные бумаги долгосрочные планы
и поэтому не заинтересованы в их продаже
более «мелким» инвесторам.
Создаётся ситуация,
при которой облигации есть, но практически
все они сосредоточены в руках относительно
небольшого числа более или менее крупных
инвесторов-банков, которые просто не
пускают на рынок рядовых участников.
Получается своего рода замкнутый круг:
вторичный рынок корпоративных облигаций
не развивается потому, что многочисленные
«мелкие» инвесторы (физические лица)
боятся вкладывать деньги в этот инструмент
из-за низкой ликвидности, которая, в свою
очередь, обусловлена тем, что инвесторы
с первичного рынка не очень-то заинтересованы
в том, чтобы создавать вторичный рынок.
В настоящий момент рынок ценных бумаг РФ подошел к новому этапу своего развития. Выпуск корпоративных облигаций должен стать реальным инструментом привлечения заемных ресурсов прежде всего для обрабатывающего сектора промышленности. Пока он доступен в основном для крупных эмитентов. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо:
• обеспечить возможности доступа на рынок корпоративных облигаций для широкого круга эмитентов;
• повысить привлекательность рынка для инвесторов;
• улучшить инфраструктуру рынка, призванную обеспечивать его эффективную работу и развитие. [9, с. 24]
Предпринимаемые правительством РФ меры должны быть своевременными и направлены на снижение барьеров доступа эмитентов и инвесторов на рынок облигаций, повышение гибкости заимствований и ликвидности рынка облигаций, а также на снятие ограничений для институциональных инвесторов. Некоторые меры могут быть реализованы как обособленное действие, другие меры эффективны, если принимаются в виде пакета.
По нашему мнению, несмотря на сокращение темпов роста, можно ожидать продолжения развития рынка корпоративных облигаций как в плане роста количественных показателей (объема и ликвидности), так и в плане развития инфраструктуры рынка. Перечислим основные факторы, которые способны оказать позитивное влияние на развитие рынка корпоративных облигаций.
Денежно-кредитная политика Банка России. Курс на понижение инфляции и укрепление рубля должен способствовать снижению процентных ставок.
Меры по регулированию рынка ценных бумаг. Либерализация валютного регулирования должна способствовать приходу на рынок иностранных инвесторов. Снятие ряда ограничений по регулированию рынка, введение новых инструментов (производных финансовых инструментов) и создание системы "кредитных бюро" должно повысить ликвидность рынка и привлечь на него новых участников.
Внешнеэкономическая конъюнктура на рынках основных для России экспортных товаров и ситуация на международных финансовых рынках, а также другие внешние факторы (например, изменение кредитных рейтингов международными рейтинговыми агентствами). В случае их позитивной динамики вероятен приток капитала в экономику страны, что создаст возможности, как для размещения новых выпусков корпоративных облигаций, так и для роста ликвидности рынка.
Внутренние факторы рынка корпоративных облигаций. К таким относится прежде всего возможность первого в истории рынка дефолта. С увеличением количества эмитентов и обращающихся на рынке выпусков корпоративных облигаций возрастает вероятность наступления дефолта по одному или нескольким займам. Отсутствие корпоративных дефолтов имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. С одной стороны, бурный рост рынка без провалов привлекает на него большее число участников, а отсутствие серьезного кредитного анализа позволяет многим совершенно несопоставимым эмитентам размещать свои облигации практически по одинаковой процентной ставке. С другой стороны, отсутствие прецедента дефолта серьезно повышает неопределенность и риск, связанный с вложением в ценные бумаги. Пока непонятно, как в случае дефолта будет происходить процедура востребования средств с эмитента ценных бумаг, как будут выстроены взаимоотношения участников этого процесса, включая не только эмитента и инвесторов, но и финансового консультанта. Отсутствие дефолтов, на наш взгляд, могло оказать позитивное воздействие на рынок лишь на начальных этапах его развития.
Тогда как неопределенность процедуры взимания долгов вместе с отсутствием развитой системы рейтингов сдерживает приход на рынок наиболее стабильной и крупной группы инвесторов, придерживающейся консервативной стратегии. В их числе прежде всего иностранные и российские институциональные инвесторы.
Кроме того, вероятно все большее разделение рынка – на рынок облигаций крупнейших эмитентов и на рынок облигаций небольших эмитентов второго и третьего эшелонов. Наибольшую ликвидность будет обеспечивать рынок крупнейших эмитентов, но важно подчеркнуть необходимость развития рынка средних и небольших по объему эмиссий. Этот рынок имеет важнейшее значение для развития экономики страны. Во-первых, большое количество компаний из различных отраслей получают доступ к дополнительному источнику финансирования. Во-вторых, рынок облигаций небольших по размеру эмитентов позволяет участвовать в биржевых торгах большому количеству мелких инвесторов, которые рассматривают его в качестве привлекательного инструмента вложения средств вследствие относительно высокой доходности (по сравнению с банковскими депозитами и облигациями крупнейших эмитентов) и невысокого риска (по сравнению с рынком акций).
Конкуренция в сфере услуг по организации размещений облигационных выпусков и андеррайтингу должна привести к снижению издержек по привлечению займов, если на основе саморегулирования будут определены более четкие правила работы на этом рынке.
Среди мер, направленных на повышение привлекательности рынка корпоративных облигаций и, следовательно, способствующих его развитию, можно назвать следующие:
• создание системы "кредитных бюро" с целью обязательного централизованного раскрытия информации о кредитной истории заемщиков для снижения рисков через раскрытие информации;
• расширение перечня активов, принимаемых в залог Банком России при рефинансировании коммерческих банков, проведение Банком России операций РЕПО с корпоративными облигациями, кредитные линии крупным банкам – андеррайтерам и дилерам, что может привести к значительному повышению ликвидности рынка;
• смягчение требований к структуре портфеля негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков;
• снятие ограничения объема эмитированных облигаций величиной уставного капитала и установление ограничения объема эмитированных облигаций величиной чистых активов, что позволит существенно снизить барьеры для входа на рынок;
• введение в оборот нового инструмента заимствований – краткосрочных облигаций, а также гибридных и производных финансовых инструментов (конвертируемые облигации, стрипы и др.).
Таким образом, для развития рынка корпоративных облигаций в России наиболее востребованы меры, которые направлены на снижение инвестиционных рисков и повышение его ликвидности.
Подводя итог, можно отметить, что ряд положительных тенденций в ближайшем будущем может повысить привлекательность облигационных займов как инструмента привлечения инвестиций, с одной стороны, и как доходного способа вложения средств – с другой.
2.2. Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций.
По словам А.О. Шабалина, доктора
экономических наук, ведущего сотрудника
Института экономики РАН, для преодоления
кризиса на рынке ценных бумаг необходимы
в первую очередь антикризисные меры со
стороны основных регулирующих органов:
- объединить усилия крупных банков для
качественного регулирования фондового
рынка. Их задачами будут являться поддержание
процентных ставок на фондовом и кредитном
рынках, стабилизация доходности курсов
корпоративных бумаг;
- создать ЦБ РФ совместно с ФСФР единую
депозитарную сеть по государственным
и корпоративным ценным бумагам. Это позволит
пресекать недоброкачественные сделки
на рынке;
- применять административные меры в отношении
участников рынка, приостанавливая какие-либо
сделки, несущие негативные последствия
на рынок корпоративных бумаг. [11, с. 32]
Минфину РФ необходимо разработать рейтинг корпоративных ценных бумаг. Присваивать рейтинги облигациям различных эмитентов должно рейтинговое агентство, созданное при участии Минфина. Такие рейтинги стали бы основой для ориентации государственных органов и коммерческих структур.
Установить срок (минимум три-четыре месяца), в течение которого нерезиденты не могут вывезти за границу средства, полученные от продажи российских государственных и корпоративных ценных бумаг.
В текущих экономических условиях, которые характеризуются ростом неопределенности, сломом устоявшихся тенденций, точность прогнозирования сильно снижается.
Стандарты выпуска рублевых
облигаций должны быть улучшены. У нас
отсутствует практика взыскания задолженности
с эмитента или поручителя в случае дефолта
по облигациям, т. к. до кризиса не было
реальных дефолтов.
Инвесторы станут боле требовательными
к юридической защите своих прав, требуя,
чтобы стандарты выпуска рублевых облигаций
соответствовали стандартам выпуска еврооблигаций.
Российский корпоративных сектор отличается от мировых аналогов тем, что рублевые облигации составляют незначительную часть совокупного долга (4%). Поэтому у российских компаний есть риск ликвидности, но не риск неплатежеспособности. Денежных средств будет по-прежнему достаточно для выплаты процентов по долгу компаний. Ликвидность рынка облигаций снизится, поскольку значительная часть новых выпусков будет оседать до погашения в портфелях крупных государственных финансовых структур.
Объем рублевых облигаций в обращении вырастет за счет выхода на рынок крупных российских компаний. Доля эмитентов второго и третьего эшелонов заметно сократится за счет погашений. А размещение новых облигационных займов будет недоступно для большинства компаний третьего эшелона и затруднительно для многих компаний второго эшелона.
Корпоративные дефолты продолжатся, на фоне чего возрастет количество чисто технических размещений. В будущем, в отсутствии новых внешних шоков и при сохранении достаточно стабильной ситуации с ликвидностью в банковской системе темпы роста просроченной задолженности в дальнейшем уменьшатся.
В 2008 году продолжал развиваться сегмент биржевых облигаций. Вероятно, что количество эмитентов, выпускающих биржевые облигации, увеличится, поскольку интерес к этим бумагам достаточно высок из-за краткосрочной ликвидности.
Биржевая облигация — это финансовый инструмент, который не требует регистрации эмиссии регулятором, бумаги регистрируются самой биржей. При эмиссии этих бумаг не надо платить государственную пошлину за регистрацию выпуска. Стандарты проспекта биржевых облигаций проще по сравнению с корпоративными облигациями. Срок обращения данных облигаций не может превышать трех лет.
Информация о работе Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций