Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы стало рассмотрение значения страховых резервов для страховых компаний, как основного источника формирования инвестиционного портфеля.
Задачи курсовой работы:
изучить основы формирования страховых резервов страховых компаний, как основного источника инвестиционного портфеля;
исследовать проблемы формирования страховых резервов в практике страховых компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля;
рассмотреть перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив.

Содержание

Введение 3
1 Основы формирования страховых резервов страховых компаний, как
основного источника инвестиционного портфеля 5
1.1 Страховые резервы, их содержание и действующая структура 5
1.2 Страховые резервы: виды и методы расчета 15
2 Проблемы формирования страховых резервов в практике страховых
компаний, как источника формирования инвестиционного портфеля 26
2.1 Роль страховых резервов в развитии российского рынка 26
2.2 Инвестирование и размещения страховых резервов в России:
особенности управления 35
3 Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных
инициатив 42
Заключение 51
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Однако, введение такого, достаточно высокого требования, к минимальному размеру уставного капитала целесообразно далеко не для всех страховых компаний, что обусловлено совершенно разными по уровню объемами бизнеса действующих на рынке игроков. К примеру, существуют региональные, кэптивные компании, которые действуют в очень узких сегментах рынка, с незначительным оборотом – очевидно, что для них размер уставного капитала на уровне 120 млн. рублей будет, по меньшей мере, избыточным. По этим причинам, установление единой нормы по размеру уставного капитала для всех страховщиков представляется не очень логичным. Для нивелирования этой проблемы можно было бы законодательно утвердить так называемые «размерные» классы страховых компаний исходя из объема их бизнеса и установить по отношению к каждому из них разные требования к размеру уставного капитала.

В целом, реализацию мер  по повышению финансовой устойчивости страховщиков необходимо было разделить  на два этапа. На первом из них нужно  было добиться того, чтобы страховщики  обеспечили наполнение реальными активами заявленных ими на сегодня уставных капиталов, и уже на втором – повышать требования к их размеру. Иными словами, введение жесткого контроля качества на первом этапе позволило бы снизить потенциальный риск фиктивного увеличения объемов активов под новые требования к уставному капиталу.

Федеральный закон об ответственности за создание препятствий  к банкротству финансовых организаций  предусматривает введение в силу поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовному кодексу, устанавливающих ответственность за неправомерные действия в период процедуры банкротства финансовых организаций, в том числе страховых.

Данная законодательная  инициатива носит исключительно  позитивный характер, поскольку, к сожалению, случаи, когда страховые компании уходят с рынка «красиво», в полной мере соблюдая процедуру банкротства – это скорее исключение, а не правило сложившейся на нашем рынке практики. Поэтому если людям самим не хватает правовой сознательности, то установление уголовной ответственности за несоблюдение законодательных норм вполне справедливо. Государство должно иметь в своем арсенале инструмент, способный оказать решающее влияние на изменение достаточно пагубной для рынка ситуации.

В свою очередь, Федеральный  закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» определил требования к порядку составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности. При этом данные нормы применяются к отчетности за год, следующий за годом признания МСФО для применения на территории РФ.

При оценке данного законодательного изменения хочется выразить некоторое  удивление по поводу той спокойной  реакции, с которой страховое  сообщество отнеслось к его появлению. По-видимому, нескольку расхолаживающий  эффект оказало то, что реально сдавать отчетность по стандартам МСФО необходимо будет не раньше, чем в 2015 году, что представляется достаточно далекой перспективой. Однако, на самом деле, эти изменения носят поистине революционный характер, и уже сегодня и государству, и операторам страхового рынка необходимо начинать тщательную подготовку к вступлению в силу нового формата работы. В первую очередь, это касается разработки принципиально новых IT-систем, набора и обучения кадров, а также планирования дополнительных затрат на международный аудит, к проведению которого, на сегодняшний день, готовы далеко не все страховщики.

В 2009 году Госдумой РФ приняты  в первом чтении поправки в Закон  РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» – в части  регулирования профессиональной деятельности страховых актуариев. Позитивный характер этих изменений очевиден. Страховые актуарии не случайно определены законодательно в качестве одного из субъектов страхового дела – наряду со страховыми компаниями, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами. Законодательное регулирование их правового статуса очень важно с точки зрения значимости выполняемой ими работы для всей страховой отрасли в целом. Это касается и расчета экономически обоснованных страховых тарифов, учитывающих финансовую устойчивость страховщиков, и той высокой степенью информативности, которую носит актуарная отчетность для надзорных органов. Ответственность, лежащая на плечах актуариев, велика – и в этом смысле требования к должному уровню квалификации и созданию СРО страховых актуариев вполне заслуженны.

Еще одна плоскость законодательного регулирования вопросов финансовой устойчивости страховщиков – расширение полномочий одного из основных органов  страхового регулирования – Министерства финансов Российской Федерации.

В настоящее время, Минфин РФ утверждает нормативные акты, регулирующие вопросы платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. В их числе – порядок расчета  нормативного соотношения собственных  средств страховщика и принятых обязательств, правила формирования страховых резервов, правила размещения страховщиком собственных средств и средств страховых резервов, план счетов и стандарты бухгалтерского учета, формы и состав отчетности, предоставляемой в порядке надзора, а также порядок составления статистической отчетности.

Уже в ближайшее время, в соответствии с проектом ФЗ № 391338-5, планируется введение таких новаций, как наделение Министерства финансов РФ обязанностью по утверждению систематизированного перечня финансовых показателей  в целях мониторинга финансового состояния страховщиков, а также состава и объема информации, содержащийся в отчетности страховщиков, обязательной к раскрытию в средствах массовой информации. Дополнительно предлагается наделить Министерство финансов РФ обязанностью по установлению правил организации внутреннего контроля страховщика и требований к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннего аудита страховщика.

Целесообразной также  представляется подготовка дополнительного  законопроекта о внесении поправок в Закон об ОСАГО, в соответствии с которыми РСА наделяется правом квотирования БСО в зависимости от финансовой устойчивости страховых компаний. Законопроект подразумевает, что страховые компании необходимо разделить на категории по параметру финансовой устойчивости и, соответственно, ввести для менее финансово устойчивых компаний ограничения по выдаче бланков строгой отчетности, а для более устойчивых по данному показателю вообще отказаться от таких ограничений. Но здесь встает вопрос о том, кто определяет степень этой финансовой устойчивости. Представляется, что Минфин РФ должен разработать определенные показатели финансовой устойчивости, надзор – разнести страховые компании по категориям на основании разработанных Минфином показателей, а РСА, в свою очередь, определить квоты по БСО для каждой из категорий. Такая комплексная цепочка позволила бы обеспечить справедливое и адекватное решение задачи квотирования, поставленной законопроектом, и именно в такой реализации квотирование могло бы выступить хорошим управленческим инструментом для страховой отрасли.

В работе также находятся  проекты изменений в Приказы  Министерства финансов №100н и №149н: «Правила размещения страховщиками  средств страховых резервов»  и «Требования, предъявляемые к  составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика». Проекты предполагают новации по исключению векселей организаций из состава активов, принимаемых в покрытие средств страховых резервов, повышению требований к части активов, а также изменению предельных размеров отдельных активов. Кроме того, в покрытие собственных средств и средств страховых резервов не будут приниматься активы, не являющиеся оплаченными. Данные изменения будут введены в действие с 30 июня 2011 года, и, по нашему мнению, будут иметь исключительно позитивное влияние на повышение финансовой устойчивости страховщиков.

Ряд законодательных  инициатив в сфере обеспечения  финансовой устойчивости страховых  компаний связан с деятельностью  еще одного, не менее значимого, страхового регулятора – Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Инструментами для контроля финансовой устойчивости страховых организаций ФССН, на сегодняшний день, являются бухгалтерская отчетность (годовая и промежуточная), статистическая ежеквартальная отчетность, проведение проверок и отправка официальных запросов. В качестве дополнительного инструментария контроля выступает система оценки рисков страховых организаций.

В соответствии с проектом ФЗ № 391338-5 в среднесрочной перспективе  планируется введение практики мониторинга финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей, утверждаемого по согласованию с органом страхового регулирования. Данная мера наделяет ФССН инструментом выбора форм и методов контроля за страховщиками, включая составление классификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска и применение мер пруденциального надзора.

Одним из направлений  новых инициатив Минфина РФ и  ФССН является, в частности, отмена права страховщика выдавать банковские гарантии, разработка органом страхового регулирования требований к методике расчета страховых тарифов и критериев оценки обоснованности страховых тарифов, а также существенное увеличение объемов раскрываемой страховщиками отчетности.

В целом, все эти законодательные новеллы дадут надзорным органам достаточно комплексный и системный инструментарий по контролю над финансовой устойчивостью страховых компаний. При этом особенно позитивным для развития отрасли могло бы стать законодательное установление необходимости предоставления в надзорные органы и публикации в СМИ информации о деятельности страховых компаний в разрезе, утвержденном Минфином РФ. Подобное требование позволит обеспечить большую транспарентность страхового рынка, поскольку не секрет, что, например, существующие сейчас нормы по раскрытию бухгалтерской отчетности и публикации годовых отчетов – в конечном итоге, ни о чем не говорят потребителям страховых услуг, а именно информационная открытость является одним из залогов построения цивилизованного рынка страховых услуг.

Кроме того, в рамках деятельности планируемого к формированию подразделения  ФССН по контролю за финансовым оздоровлением  страховщиков в число новых функций  и полномочий страхового надзора  войдет принятие решений о назначении временной администрации и о приостановлении и ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации – соответствующие изменения введены Федеральным законом от 22.04.2010 г. № 65-ФЗ, 27.07.2010 г. данный закон вступил в силу. Новый отдел будет входить в Управление надзора и контроля ФССН, и в настоящее время уже утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым осуществляется набор штатов.

Можно сказать, что инициатива по наделению надзора правом назначения временной администрации страховых организаций очень опасна. С одной стороны, она может помочь обеспечить большую степень стабильности страховой системы, а с другой – внести определенное беспокойство в ряды страховщиков, поскольку перечень оснований, в соответствии с которыми может быть принято решение о назначении временной администрации, довольно широк, и с учетом реалий посткризисного рынка, подобную меру можно применить практически ко всем операторам отрасли.

К числу новых инициатив  в контексте обсуждаемого вопроса  можно также отнести создание межведомственной рабочей группы по мониторингу состояния финансового рынка, которая была сформирована 29 сентября 2010г. Советом при Президенте РФ по развитию финансового рынка. Задачей рабочей группы является помощь отраслевым регуляторам оперативно обмениваться информацией и получать данные о возникновении рисков в разных сегментах финансового рынка, а также мониторинг и оценка комплексного состояния системообразующих компаний финансового рынка, в том числе, страховщиков.

Значимой для отрасли также станет инициатива Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по созданию реестра страховых агентов, поскольку, по сути своей, идея о формировании такого реестра действительно неплохая. Но ее реализация требует должной степени проработки. Необходимость повышения уровня квалификации агентов назрела уже достаточно давно, и она очевидна, но монополизация процесса их обучения и сертификации в рамках введения реестра – это не тот путь, который будет способствовать развитию страхового рынка. Тем не менее, если данная законодательная новелла будет в большей степени направлена на систематизацию и формирование определенной идеологии страхового рынка, то она будет более перспективной с точки зрения своей эффективности [24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

 

Таким образом, страховые  резервы – это учетная категория, определяющая необходимый объем  страхового фонда для выполнения обязательств страховщика по договорам  страхования.

Инвестирование страховых  резервов – размещение средств страховых  компаний, предназначенных для осуществления страховых выплат на принципах прибыльности, возвратности, ликвидности и диверсификации.

Инвестирование страховых  резервов существенно отличается от других видов инвестиционной деятельности. Это связано как с рисковой природой страхования, так и с тем фактом, что страховые фонды являются лишь временно свободными средствами, которые в любое время могут быть востребованы для выполнения страховых обязательств. Поэтому в инвестиционной практике страховых организаций были выработаны собственные принципы размещения средств страховых резервов, сочетающие в себе основные цели и задачи как инвестиционной, так и страховой деятельности. Этими принципами являются: надежность, ликвидность, диверсификация и доходность вложений.

Информация о работе Перспективы развития страховщиков в фокусе законодательных инициатив