Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:17, курсовая работа
Целевые бюджетные фонды − это промежуточная ступень меж¬ду бюджетной формой перераспределения средств и внебюджет¬ной.
Выделение целевого фонда в бюд¬жете более существенно с позиции изменения перераспредели¬тельной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или кон¬солидации в бюджет.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1. Понятие целевых бюджетных фондов…………………………………….
1.2. Источники формирования целевых бюджетных фондов…………………
1.3. Назначение целевых бюджетных фондов……………………..
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
2.1.Резервный фонд………………………
2.2.Фонд национального благосостояния………………..
ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Башкирский государственный университет
экономический факультет
кафедра «Общая экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: Перспективы развития целевых бюджетных фондов
«____»____________201__ г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1. Понятие целевых бюджетных фондов…………………………………….
1.2. Источники формирования целевых бюджетных фондов…………………
1.3. Назначение целевых бюджетных фондов……………………..
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
2.1.Резервный фонд………………………
2.2.Фонд национального благосостояния………………..
ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Реформы, происходящие в России, не обошли стороной и её бюджетную систему – основу функционирования любого государства. Вопросы формирования и распределения бюджетов различных уровней – это главные вопросы в процессе государственного управления. Ни одно государство не сможет функционировать без бюджета.
Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
Целевые бюджетные фонды − это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной.
Выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.
С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет предаёт им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определённой части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы о сущности и назначении целевых бюджетных фондов, источники их формирования и перспективы развития.
Цель курсового исследования – изучение целевых бюджетных фондов.
Задачи данной работы:
1.Изучить теоретические основы целевых бюджетных фондов: определить понятие, изучить источники формирования и выявить назначение целевых бюджетных фондов;
2. Дать характеристику целевым бюджетным фондам Российской Федерации, на примерах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
3. Определить основные вопросы реформирования бюджетной системы РФ в отношении использования целевых бюджетных фондов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1. Понятие целевых бюджетных фондов
Существует множество различных трактовок понятия целевых бюджетных фондов. Приведем некоторые из них:
1.Целевые бюджетные фонды - один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.[18]
2.Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. [1]
3.Целевые бюджетные
фонды — это фонды, образуемые
в соответствии с действующим
законодательством для
Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников.
Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По-иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 2009 г. включены следующие целевые фонды: развитие инфраструктуры, культура России, программа «Жилище», программа «Мировой океан», Социальная поддержка инвалидов, Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы», Программа «Государственная граница Российской Федерации», Социальное развитие села, Повышение безопасности дорожного движения, Развитие государственной статистики России, программа «Новое поколение», Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, Наука, инновации и передовые технологии, Региональный паритет. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облачённые в налоговую форму.
Также существуют специальные фонды. Они создаются в интересах оказания
помощи территориям РФ, поддержки малых предприятий,
финансирования отдельных проектов и программ.[7]
Одним из способов передачи средств их вышестоящего
бюджета в нижестоящие является отчисление в процентах
от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. В случае, когда в территориальных бюджетах оказывается недостаточно денежных ресурсов, используются другие механизмы регулирования территориальных бюджетов за счет отчислений от налогов методом дотаций, субвенций, субсидий.
В условиях когда в территориальных бюджетах возникают
кассовые разрывы, вызванные непланомерным (сезонным)
характером поступления доходов, территориальные бюджеты могут пополняться за счет выделения из вышестоящих
бюджетов ссуд и трансфертов. Одним из недостатков таких
методов оказания финансовой помощи территориальным бюджетам является субъективизм органов власти в условиях
межбюджетных отношений и наличие элементов иждивенчества у территориальных органов власти.[12]
К специальным бюджетным фондам относят:
• Стабилизационный фонд РФ;
• Федеральный фонд поддержки малых предприятий;
• Резервный фонд;
• Федеральный фонд регионального развития;
• Резервный фонд Президента РФ;
• Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов
РФ;
• Федеральный фонд компенсаций
1.2.Источники формирования целевых бюджетных фондов
Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:
• средства бюджетов;
• целевые поступления от отдельных видов налогов и
сборов, закрепленных за целевыми фондами:
• доходы от реализации конфискованного имущества;
• платежи за загрязнение окружающей среды;
• штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.
Помимо этого, одной из особенностью целевых бюджетных фондов является то, что на них не распространяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ[1]. В силу данного принципа, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. То есть, расходы целевых бюджетных фондов носят целевой характер. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Расходы и доходы целевых бюджетных фондов включаются в состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете на предстоящий финансовый год. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Необходимо отметить,
что бюджетная система Российск
Определим источники Фонда развития таможенной системы РФ. Источниками формирования этого фонда являются: таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и транспортных средств, а также таможенное сопровождение товаров; сборы за выдачу лицензий таможенными органами; средства, полученные от реализации товаров по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела; средства, полученные от реализации предметов залога; штрафы за нарушение таможенных правил; взыскания, налагаемые таможенными органами за нарушения валютного законодательства; доходы от предприятий, подведомственных Государственному таможенному комитету РФ. Основными направлениями использования средств фонда являются: разработка и реализация таможенной политики РФ, осуществление таможенного контроля и оформления, ведение таможенной статистики РФ, обеспечение функционирования и развития таможенных учреждений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и др.
1.3 Назначение целевых бюджетных фондов
Из определения, данного целевым бюджетным фондам выше, можно заключить о том, что целевые бюджетные фонды имеют целевое назначение, то есть, их расходование направлено на достижение определённых экономических, социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей.
Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.
Анализ целевых фондов позволяет сделать ряд выводов:
• фонды формируются за счет поступления средств как
непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчис-
лений от налогов и сборов и других источников дохода, и
поэтому целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную
структуру;
• наблюдается распыление государственных средств
бюджетов по статьям финансирования отдельных направлений, что приводит к неэкономичному и неэффективному использованию бюджетных средств в рамках централизованной системы;
• наличие большого количества целевых фондов, как и
других фондов, ослабляет проведение государственного контроля за целевым использованием финансовых средств бюджетов;
• включение внебюджетных фондов в бюджеты (как это
будет показано далее) приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером их использования;
• для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются
дополнительные специальные счета, управление которыми
Информация о работе Перспективы развития целевых бюджетных фондов