Планирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
провести анализ бюджетных расходов на образование;
выявить основные проблемы бюджетного финансирования образования;
предложить рекомендации по решению проблем бюджетного финансирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Расходы по остальным  затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.

В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном  планировании расходы исчисляются  на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число студентов определяется по формуле:

 

 

 

где Кср— среднегодовой  контингент студентов;

КН — контингент на начало года;

В— выпуск студентов (например, с 1 июля);

П — прием  студентов (например, с 1 сентября).

При планировании учитывается возможный отсев  студентов. В расходах на вузы значительный удельный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностям определяет и утверждает ректор вуза в пределах численности учащихся и фонда заработной платы, установленных для этой категории работников.

1. Фонд заработной  платы профессорско-преподавательского  состава рассчитывается исходя  из двух показателей: количества  должностей и средней ставки  заработной платы.

Количество  должностей определяется по расчетным  коэффициентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени.

В вузах профессора, доценты и преподаватели в  течение шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с учебным планом и планом научно-исследовательских работ. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректоры вузов.

2. Заработная  плата привлекаемым к учебной  работе специалистам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду заработной платы штатного персонала.

3. Фонд заработной  платы руководящих, административно-хозяйственных  работников и обслуживающего  персонала вузов определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объема и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.

4. Второе место  по величине в расходах вузов  занимают затраты на выплату  стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. По высшим учебным заведениям, имеющим очную аспирантуру, планируются также стипендии аспирантам.

5. Учебные расходы  и расходы на приобретение  книг для библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подготовки специалистов.

Расходы на производственную практику студентов определяются исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В  эти расходы входят также оплата преподавателей за руководство практикой, выплата им командировочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту практики и обратно.

В расходах вузов  планируются затраты на научно исследовательскую  работу кафедр, связанную с разработкой  научных проблем, проведением опытов, на научные командировки преподавателей, подготовку и защиту диссертаций.

6. Расходы на  инвентарь и оборудование для  высших учебных заведений планируются  с учетом необходимости обеспечения  их специальным оборудованием,  компьютерами и хозяйственным  инвентарем. Расходы на приобретение  инвентаря и оборудования при  сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубатуры зданий и норм расходов на 1 м3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования

 

3.1 Анализ бюджетных расходов на образование

 

Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень  бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели. Данную тенденцию можно проследить по таблице 1, в которой предоставлены исполненные за последние три года расходы федерального бюджета.

Таблица 1. Расходы  федерального бюджета на финансирование системы образования в 2009-2012 гг., млн. руб

Наименование  статьи расхода

Год

2009 факт.

2010 факт.

2011 факт.

2012 план.

Образование, всего

313 636, 83

386 436,75

560015,50

603515,00

В том числе:

 

дошкольное  образование

3 081,17

3 994,97

5484,30

6775,80

общее образование

3 712,61

3 987,27

55679,80

91608,00

начальное профессиональное образование

12 655,26

12 871,96

3770,30

4665,30

среднее профессиональное образование

32 154,78

31 722,35

33855,70

4937,90

переподготовка  и повышение квалификации

4 380,51

4 912,12

7336,90

7126,90

высшее и  послевузовское профессиональное образование

243 280,25

316 264,25

405400,50

437909,30

молодежная политика и оздоровление детей

388,30

610,75

830,70

5454,70

прикладные  научные исследования в области  образования

1 716,56

1 003,87

21845,00

20567,90

другие вопросы  в области образования

12 267,41

10 054,21

25812,30

24469,30


 

В 2011 году объём  средств федерального бюджета в сфере образования составил 560 млрд. рублей, что на 45 % больше по сравнению с 2010 годом и на 77 % больше, чем в 2009 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование.

По сравнению  с 2009 годом на 73 % увеличились расходы  федерального бюджета на дошкольное образование, на 51 млрд.рублей увеличились  расходы на общее образование, на 65 % – на высшее профессиональное образование (с учётом дополнительных объемов в размере 30 млрд. рублей на поддержку ведущих российских университетов). Почти в 2,5 раза выросли расходы по статье «молодежная политика и оздоровление детей» и в 2011 году составили 830 млрд.рублей, но все равно их удельный вес в общем объеме расходов остался незначительным.

По некоторым  статьям расходов можно наблюдать  обратную тенденцию – так за три  года снижаются расходы на начальное  профессиональное образование на 75%, на прикладные научные исследования в области образования (снижение составило 43%) в 2010 году, но в 2011 году выросло на 20 млрд.рублей. Сокращение бюджетных ассигнований в 2010 году на обеспечение других вопросов в области образования составило 47% по отношению к 2009 году, это объясняется завершением реализации основной части федеральных целевых программ в области образования.

Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2010 году по отношению к 2009 году они снизились на 4%, но в тоже время  в 2011 году выросли на 5% по отношению к 2010 г. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

В итоге стоит  отметить, что на сегодняшний день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают следующие:

  • высшее и послевузовское профессиональное образование – 72%;
  • среднее профессиональное образование – 6%;
  • общее  образование – 10%.

Данная структура  расходов федерального бюджета обусловлена  тем, что в сфере образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

Многие аналитики  отмечают, что на самом деле в 2011 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. в 2010 г. незначительно, но стали падать. За три года 2009–2011 гг. сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.

Несмотря на все разговоры о переизбытке  студентов вузов и «навесе» высшего образования, в предыдущие годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в 2009-2011гг. на 73%. При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 6%.

В начальном  профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два  процесса: во-первых, это изменение  собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования.

Падение бюджетных  расходов на НПО в номинальном  выражении произошло только в 2011 г. и составило 70%, Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.

В системе СПО  бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало  стабилизацию в номинальном выражении  и падение – в реальном, составившее  почти 9%.

В целом система  НПО–СПО, если рассматривать ее как единое целое, серьезно пострадала в кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось на 10,0%.

 

Таблица 2. Бюджетные  расходы на образование в расчете  на одного обучающегося, тыс. рублей

Уровни образования / год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Дошкольное  образование

26,89

34,94

34,77

38,52

47,60

52,30

Общее образование

33,20

41,60

40,90

42,80

46,90

50,90

Начальное профессиональное образование

37,00

46,50

48,30

50,40

52,90

54,40

Среднее профессиональное образование

66,60

83,70

86,94

90,72

95,22

99,50

Высшее и  послевузовское профессиональное образование

279,72

351,54

365,15

381,02

399,92

415,72


 

По данным из таблицы 2 видно, что за 10 лет произошло  увеличение бюджетных расходов на образование  в расчете на одного обучающегося более чем в 8,5 раза на общее образование и в 6,6 раза – на начальное профессиональное образование. В то же время в2008 и 2009 гг. произошел рост инфляции на 11,9 и 13,3% соответственно. В 2010–2011 гг. инфляция составила уже 8,8% ежегодно. И если учесть темпы инфляции за эти годы, то рост бюджетных расходов окажется менее значительным.

Следует заметить, что, по мнению экономистов, в России затраты государства в год  на обучение одного обучающегося в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование