Политика по ограничению роста крупнейших городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

В зарубежной литературе появились статьи, доказывающие сложность эффективного управления большими городами как объектами социально-экономического развития. Например, Жаклин Боже-Гарнье и Жорж Шабо пишут о больших городах следующее: "Эти чудовища словно приговорены расти, и породивший их человек с трудом способен сдерживать и контролировать это развитие... Большие города заслуживают уничтожения" [7, с. 190]. Английский архитектор Ф. Гибберд подтверждает сказанное: "Большой город порождает социальное зло... Он отделяет человека от природы. Процесс уплотнения населения городов не приносит ни материальных, ни культурных преимущества населению" [6, с. 27].

Содержание

Введение
1 Современный город
Понятие современного города
Типология городов
2 Региональная политика по ограничению процессов урбанизации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Гор политика и экономика.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Города, где доля занятых  в промышленно-транспортной сфере  и в промышленности выше аналогичных  среднероссийских значений, относятся  к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости  в промышленно-транспортной сфере  и в промышленности соответственно ниже средне-российских показателей, являются в подавляющем большинстве городами непромышленными.

Существование городов  различных типов обусловлено  необходимостью иметь различные  составляющие экономического организма, как многопрофильные, так и специализированные.

Следует отметить, что  всякая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия  множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Региональная политика по ограничению процессов урбанизации

 

 

Резкое обострение проблем  крупных городов поставило вопрос  об оптимальном развитии города и привело к практическим действиям по ограничению их роста.  Основными методами сдерживания роста крупных городов служат политические, градостроительные, экономические и административные решения, а также реализация различных расселенческих концепций, среди которых можно выделить структурно-градостроительные концепции ограничения роста крупных городов.

Наиболее действенной  оказалась концепция английского  экономиста Э. Говарда, главная идея которого заключалась в создании новых городов, «которые должны сочетать преимущества городской и сельской жизни и остановить поток населения, который стремится в перенаселенные города». По его замыслу город-сад рассчитан на 30.0 тыс. жителей и занимает площадь 6.0 тыс. акров (1 акр – 0.405 га). Э. Говарду удалось осуществить свои проекты и построить два города-сада в Англии: Лечворт и Вельвин, а также в США, Франции, Германии и др.странах. Все построенные города отличались тремя существенными признаками: 1. Рациональной планировкой; 2. Обилием зелени; 3. Малоэтажной застройкой (коттеджи на 4-10 человек). Ошибки и недостатки проектов Говарда были учтены архитектором-планировщиком П. Аберкромби при составлении проекта планировки Большого Лондона  в 1943-1946 гг. По его замыслу вокруг Лондона предполагалось разместить целую сеть новых городов-спутников.. Они создавались на подобии города-сада Лечворта, но размещались на более близком расстоянии от Лондона и были рассчитаны на 60-100.0 тыс.чел. Законодательный акт о строительстве новых городов, принятый правительством Англии в 1946 г., положил начало государственной политике в этой области.  За период с 1942 по 1950год было построено 14 новых городов, рассчитанных в перспективе на 80-100 тыс. чел. К началу 1972г. в Англии насчитывалось 32 новых города, выполнявшие задачу разгрузки Лондона, Бирмингема, Манчестера и других крупных городов. Строительство новых городов производилось на относительно малоценных землях, расположенных у железнодорожных и автомобильных дорог, ведущих в Лондон.  Некоторые города (г.Харлоу) строились почти в чистом поле, другие (г.Базильдон) – на основе развития уже существующих поселений. В новых городах создавались промышленные парки, где предприниматели могли строить заводы на выгодных условиях. Там размещались новые отрасли промышленности – электротехника, электроника, общее и транспортное машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Многие города имели крупные научно-исследовательские центры и деловые учреждения.

Для реализации разнообразных  проектов ограничения роста крупнейших городов применялись экономические  и административные меры регулирования: государство частично оплачивало расходы по переезду предприятий из столиц (во Франции - 60%, в Великобритании – 80%). В новых городах Франции был сокращен вступительный взнос на строительство промышленных зон до 25 франков за 1 кв.м., против 150 франков в Парижском районе. В Великобритании фирмы за каждое дополнительное созданное рабочее место в новых городах получали до 8 фунтов стерлингов. Во Франции широко применяются методы жесткого административного контроля – декрет 1958г. узаконил необходимость получения разрешений на строительство или расширение (более ем на 10%) промышленных предприятий в Пражском районе. Сочетание методов финансового стимулирования и административного контроля позволило добиться определенных результатов. В течении 10 лет из Пражского района в провинцию было переведено и вновь создано более 2200 предприятий.

С конца 1980-начала 1990-х  годов крупнейшие города стали центрами передачи информации, знаний, оказания профессиональных услуг. В них размещаются учебные и научно-исследовательские учреждения, создаются научные парки. Предприятия обрабатывающей промышленности передислоцируются в пригородные зоны, в провинцию. Города перестраиваются – реконструируются старые кварталы, строятся театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п., меняется архитектурный облик, преобразуется экономический климат (размещаются штаб-квартиры большого бизнеса, капитала, строятся отели, рестораны, расширяется торговая сеть). Городские власти стремятся привлечь на постоянное жительство высококвалифицированных специалистов, которые более мобильны,  но  предъявляют высокие требования к качеству городской среды.

Эффективным методом  ограничения роста крупнейших городов  являлось функциональное поясное зонирование территории и тяготеющих к ним районов.  Авторами предлагалась  принципиальная схема четырехзонного поясного зонирования: 1 зона – устанавливалась по генеральному плану города с выделением резервов для его развития на 40-50 лет; 2 зона – лесопарковый комплекс шириной до 10 км; 3 зона – режимная, в которой не допускалось строительство новых промышленных предприятий (за исключением предприятий, обслуживающих население зоны и работающих на местном сырье), размещаются места отдыха и основные хозяйства пригородной сельскохозяйственной зоны; 4 зона – внешняя зона урбанизированного развития. Ее границы определяются двух часовой транспортной доступностью к центру крупнейшего города.  На расстоянии от 100 до 200 км целесообразно развивать большие и крупные многофункциональные города, сдерживающие центростремительные силы крупнейшего города.

Проблемы развития городов  в СССР стали рассматриваться  российскими учеными и специалистами  практически с зарождения советской  власти. Так как в социалистической экономике рыночные силы,  влияющие на концентрацию и деконцентрацию населения и производства не действовали, нужны были иные механизмы, регулирующие эти процессы:

- в 49 городах  было  полностью запрещено строительство  новых и расширение действующих  промышленных предприятий, а более  чем в 50 городах действовал принцип ограничения такого строительства;

-  в отношении населения,  начиная с 1930г. действовали  административные ограничения с  использованием механизма прописки  по месту жительства лиц, проживающих  за пределами города. Запрещалось  принимать на работу лиц сверх лимита численности, которые не получали права постоянное жительство.

Однако, несмотря на эти  меры продолжало расти число крупных  городов: в 59г. -14, в 70г. – 17, 79г. – 26.

Проблемы развития крупных  городов  в СССР стали выходить на передний план к середине 70-х годов прошлого века. Именно в этот период в экономике крупных городов стали проявляться негативные тенденции:

 – увеличение объемов  незавершенного строительства;

- отставание социальной  сферы;

- хроническое превышение  фактической численности населения над расчетной;

- рост удельной стоимости  городского хозяйства, норм эксплуатационных  расходов и т.п.

 Обострились социальные,  экологические, транспортные и  иные проблемы крупных  городов,  что послужило толчком к формированию новых расселенческих концепций, структурно-градостроительных теорий и обоснований, а также породило практические действия по ограничению роста крупнейших городов. Механизм реализации политики ограничения роста городов оставался практически неизменным с точки зрения форм и методов регулирования, Наряду с административными методами запретительного характера, применялась система градостроительных, расселенческих и планово-прогнозных методов. Основным инструментом сдерживания роста городов были различные градостроительные меры, посредством которых осуществлялось государственное управление развитием городов различных типов. Решающая роль принадлежала генеральным планам, в которых в комплексе были представлены основные стороны развития материально-производственной среды городов на долгосрочную перспективу. Важным средством рассредоточения населения крупного города явилось строительство городов-спутников (особенно вокруг Москвы и Ленинграда).

С начала 90-х годов  в России произошли кардинальные социально-экономические изменения,  а именно:

- перестройка политической  системы и общественных институтов;

- ликвидация общегосударственных  и региональных регулирующих  механизмов (плановых институтов, отказ от государственных инструментов управления условиями городского развития и др.);

  - изменения роли классических внешних и внутренних факторов развития и размещения (экономико-географическое положение, численность населения и трудовых ресурсов, наличие природно-сырьевых ресурсов, административное значение и т.п.);

  - появление новых дополнительных факторов (институты местного самоуправления, рыночные структуры, уровень экономической конкурентоспособности, наличие емкого локального и регионального рынков, готовность к реформам со стороны местных и региональных органов власти, принимающих решения и др.)

  Все это сказалось на функционировании и развитии городов, в том числе и крупных, обострив старые и породив новые проблемы.   Прежняя многолетняя тенденция – постоянный рост числа крупнейших городов, увеличение в них численности – сменилась с начала 1990 г. на противоположную. Из 11 городов-миллиоников, начиная с 1992 года, 8 уменьшили численность своих жителей. За 1991-2002 гг. численность населения этой группы городов сократилась на 293 тыс. чел., однако их удельный вес в общей численности населения страны остался неизменным – на уровне 8.7%.

 

 

Заключение

 

Конечно, урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные. Можно долго перечислять те негативные факторы, которые сегодня связывают с неконтролируемой урбанизацией. Экологическая ситуация меняется в худшую сторону. Города ведут себя как гигантские монстры роста, пожирая все на своем пути. Миллионы людей умирает каждый год от причин, непосредственно связанных с загрязнением воздуха. Загрязнение воды, вызванное деятельностью человека, оказывает негативное влияние на озера, реки, океаны, грунтовые воды. Отрасли промышленности сливают отходы, включая тяжелые металлы, органические токсины и масла. Визуальное загрязнение - непривлекательные или неестественные визуальные элементы пейзажа. Также определенным минусом является перенаселенность и возникающие в связи с ней "кварталы бедных" в городах- мегаполисах, повышенная преступность и многие другие нежелательные явления.

Идея ограничения крупных городов была центральной в советском градостроительстве. Она восходит к первому генеральному плану Москвы 1935 года. Перспективная численность населения столицы устанавливалась этим генпланом в размере 5 млн. человек против 3,7 млн. в 1935 году. При этом все занятое население должно было проживать в самом городе. Как показала перепись 1959 года, в границах Москвы, определенных в 1935 году, действительно, проживало чуть более 5 млн. человек, но Москва фактически перешагнула за эти границы, и в 1960 году пришлось их раздвинуть, включив в число москвичей еще 1 млн. человек. Кроме того, почти каждый пятый (18%) работающий в столице проживал в пригороде, за пределами новых границ.

Потерпев фиаско в попытках остановить рост Москвы путем предотвращения дальнейшей концентрации промышленности в городе, власти прибегли к административному регулированию, запретив в 1956 года свободную прописку (получение права на постоянное жительство) в Москве иногородним гражданам. Потеряли право на свободную прописку также и москвичи, выехавшие ранее по каким-либо причинам из города и желающие вернуться. Отныне граждане СССР могли поселиться в столице собственной страны лишь по особому разрешению. Ограничения прописки породили много проблем: от фиктивных браков до коррупции на почве прописки и хронической нехватки рабочих рук. Москвичи, со своей стороны, стали бояться выехать из города, дабы не потерять право на прописку. Это обернулось обособлением столицы и ограничением ее культурного воздействия на развитие страны.

Несмотря на то, что идея ограничения роста крупных городов неоднократно провозглашалась в директивах съездов КПСС, она никогда не была реализована, так как противоречила реальным процессам. В 60-е годы было принято решение сдерживать рост Москвы путем создания вокруг нее в пределах Московской области около 10 городов-спутников, которые должны были взять на себя часть экономической нагрузки столицы, уравновесив ее рост. Предполагалось переселить в города-спутники часть москвичей. Однако концепция городов-спутников оказалась нежизнеспособной, так как была чревата значительными затратами, и производственники фактически ее саботировали. Не поддержали ее и москвичи, боясь потерять право на московскую прописку, они не захотели выезжать из города. Поэтому единственный из построенных спутников – Зеленоград – пришлось включить в юрисдикцию Москвы и распространить на его жителей московскую прописку. Только при этих условиях москвичи, действительно, соглашались туда переехать.

Наряду с официально декларируемой  концепцией административного ограничения роста крупных городов, поддерживавшейся и рядом ученых, в СССР существовала и противоположная точка зрения, признающая за крупными городами  право на естественное развитие, определяемое потенциалом города и его социально-экономическими функциями. В этой связи следует упомянуть А.С. Ахиезера, Д.И. Богорада, А.Г. Вишневского, Л.Б. Когана, Г.М. Лаппо, В.И. Переведенцева, О.С. Пчелинцева, О.Н. Яницкого и др. Дискуссии велись в контексте сущности урбанизации, которую одни понимали как процесс, «характерного для капитализма», плод «буржуазной теории», а другие - как прогрессивный и универсальный путь эволюции современного общества.

Казалось бы, советский опыт –  достаточно продолжительный и разнообразный  – позволяет извлечь соответствующие  уроки и отказаться от попыток искусственного сдерживания роста крупных городов. Тем более что тщетность подобных усилий опровергается также ростом крупнейших городов и агломераций мира, перешагнувших все наметки. Однако в новейшей российской истории попытки властей Москвы ограничить рост населения столицы не прекратились. В Москве по-прежнему трудно получить постоянную регистрацию даже россиянам, несмотря на законодательно утвержденную свободу передвижения граждан.

Информация о работе Политика по ограничению роста крупнейших городов