Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:34, курсовая работа
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Введение ……………………………………………………………………….. 4
1. Понятие и причины банкротства в рыночных условиях ………………… 4
1.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий . ……………………………………………………………. 6
1.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы ...……………………………… 14
2. Современная процедура банкротства, этапы её реализации…………… 17
2.1. Основы действующего законодательства российской федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий…………………………………… 17
2.2. Процедуры………………………………………………………………. 18
3. Особенности и проблемы объявления предприятия банкротом………. 19
3.1. Противоречия в Законе о банкротстве………………………………... 19
3.2. Несовершенство (произвольность) методики оценки платежеспособности предприятия…………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………….. 23
Список использованной литературы……………………………………… 24
Исследование и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать вывод о достаточности учета и обобщения в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.
В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государственной поддержки и др.
В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
При этом данный Закон
распространяется на предприятия, занимающиеся
предпринимательской
2.2. Процедуры
Несостоятельность (банкротство) считается имеющей место только после признания факта несостоятельности арбитражным удом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами и утверждается собственником.
К должнику могут быть применены следующие процедуры:
1) реорганизационные;
2) ликвидационные;
3) мировое соглашение.
Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются по решению арбитражного суда.
Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).
Внешнее управление имуществом представляет собой процедуру, направленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Санация (оздоровление предприятия-должника) — это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Круг лиц, имеющих право заявлять в арбитражные суды ходатайство о проведении санации предприятий, является таким же, как и по процедуре внешнего управления имуществом.
Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.
К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).
Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Отличительная особенность процедур, указанных в законе “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, заключается в том, что проведение реорганизационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению, а ликвидация предприятия в силу его несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).
При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.
Естественно, Закон не предусматривает механизм финансового анализа и таким образом нет четких рамок выбора той или иной антикризисной стратегии. Частично эта проблема разрешается в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, на основании которого Федеральное управление имеет право представлять в арбитражный суд заключение по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника и обращаться с заявлением о его пересмотре на базе выполненного им анализа деятельности предприятия.
3. Особенности и проблемы
объявления предприятия
3.1. Противоречия в Законе о банкротстве
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года. Необходимость принятия нового закона была обусловлена несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.
В Законе о банкротстве 1998 г. содержались противоречивые определения досудебной санации. Согласно ст. 2 досудебная санация представляла собой меры по восстановлению платежеспособности, а ст. 27 рассматривала досудебную санацию как мероприятие по предоставлению финансовой помощи должнику третьими лицами. Закон практически не регулировал отношений, возникающих между должником и участниками санации, а также отношений участников санации между собой. Кроме того, предоставление финансовой помощи для проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов не находит своего должного подтверждения при принятии федерального бюджета на соответствующий год.
«Закон о банкротстве 2002 г. также ушел от решения вопросов, связанных с досудебной санацией. В законе имеются всего две статьи (30, 31), которые полностью дублируют аналогичные статьи Закона о банкротстве 1998 г. (26, 27), не раскрывающие сущность досудебной санации. Для реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротству), на наш взгляд, необходимо определить срок проведения досудебной санации (12 месяцев), а также ответственность ее участников» [14, стр. 46]
3.2. Несовершенство (произвольность)
методики оценки
Анализ несостоятельности предприятия проводится по следующей системе показателей:
- коэффициент текущей ликвидности (К1)
- коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2)
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К3)
Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие признается неплатежеспособным, если выполняется одно из условий:
При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев. Если коэффициент восстановления платежеспособности меньше 1, то это свидетельствует о том, что у предприятия в течение ближайших 6 месяцев нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Методика, к сожалению, давно и неизменно используемая в предкритические и критические периоды жизни предприятия, страдает, с нашей точки зрения, очевидной необъективностью. Неясно, откуда берутся граничные значения для коэффициентов, не имеет смысла также векторный (по нескольким параметрам одновременно) способ суждения о возможности восстановления платёжеспособности.
В приложениях А и Б приведены Схема процесса осуществления банкротства в России и соответствующая Блок-схема.
Заключение
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин. Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.
Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.
Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством.
Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.
Нами прослежена история современного законодательства о банкротстве в России и показано, что основные проблемы – начиная с 1992 г. – не получили конструктивного решения.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.94 N 498
2. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» от 12.08.94 №31-р
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ
4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ
5. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ
6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года N 127-ФЗ
7. Комментарий к гражданскому кодексу РФ, части первой. - М.: Юринформцентр, 1995г. - 448с.
***
8. Камионко Е.А. Банкротство предприятий. Отдельные вопросы // Юридический мир. 2008, №5, с. 88-97.
9. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа, М.: Инфра-М, 1999.
10. Елисеев А. «Банкротство: эффективность применения института в современных условиях» // «Содействие», №2, 1998, с. 141-152.
11. Патласов О.Ю. Тенденции развития законодательства о банкротстве в России // Труды Новосибирского государственного университета, Серия Экономика, № 14, с. 96-111.
12. Чубыкина Т.П. Надзор за исполнением законодательства о банкротстве // Сб. трудов Алтайского аграрного университета «Банкротство сельскохозяйственных предприятий», с. 206-215.
13. Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Журнал «Законодательство», №1, 1999.
14. Заклер Л.Д. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. №6, 2008, с. 41-49.
15. Бирюзова Т.И. Финансовая неустойчивость предприятий в конце первого десятилетия XXI в. // Сб. трудов Алтайского аграрного университета № 216, 2009, с. 42-50.
16. Шешикова С.П. Банкротство в гражданском праве России: современность и перспективы //Российская юстиция, 2008 г. № 9, с. 29-39.
Приложение А.
Схема процесса осуществления банкротства в России
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), прокурора, а также Федерального управления и (или) территориального агентства Федерального управления (территориального агентства).
Информация о работе Понятие и причины банкротства в рыночных условиях