Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:38, контрольная работа
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений, которые обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет финансы и в связи с этим осуществляет финансовую деятельность. Финансы (фр. finances, от лат. finantia — доход) — денежный доход, т. е. финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
1 Понятие и функции финансов
Финансовое право охватывает
своим воздействием определенный специфический
круг общественных отношений, которые
обусловлены тем, что государство для
выполнения своих задач применяет финансы
и в связи с этим осуществляет финансовую
деятельность.
Финансы (фр. finances, от лат. finantia — доход)
— денежный доход, т. е. финансы непосредственно
связаны с деньгами. Деньги являются обязательным
условием существования финансов. Однако
финансы отличаются от денег как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.
Деньги — строго определенная
экономическая категория с четко выраженной
сущностью и функциями, особый товар, служащий
всеобщим эквивалентом.
Финансы — определенные экономические
отношения, возникающие в момент движения
денег, когда происходит их передача или
перечисление наличным либо безналичным
путем.
Как в экономической, так и в юридической
литературе понятие «финансы» рассматривается
в двух аспектах.
По материальному содержанию
финансы представляют собой денежные
формы государства, его территориальных
подразделений, предприятий, организаций.
Как экономическая категория финансы
— совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе образования, распределения
и использования фондов денежных средств
в целях выполнения задач и функций государства.
Различают финансы государственные (публичные)
и частные.
Роль финансов заключается в том, что с
их помощью осуществляется денежное обеспечение
функционирования государства путем образования
денежных фондов, а также контроль за рациональным
и целевым распределением и использованием
средств этих фондов.
Потребность в урегулировании функционирования финансов дает основание говорить, что финансы — категория правовая.
Финансы как категория экономическая подчинены объективным закономерностям развития экономики.
Финансы — экономико-правовая
категория, порождающая особую группу
денежных отношений, возникающих в процессе
распределения части валового внутреннего
продукта и национального дохода, в связи
с чем у государства и субъектов хозяйствования
образуются денежные фонды, используемые
на соответствующие цели.
Совокупность денежных фондов образует
финансовые ресурсы.
Выделяют две основные функции финансов:
распределительную и контрольную.
1. Распределительная функция связана
с распределением валового внутреннего
продукта и его основной части — национального
дохода.
Без участия финансов национальный
доход не может быть распределен. Финансовые
отношения возникают на стадиях распределения
и перераспределения национального дохода.
Первичное распределение осуществляется
по месту создания национального дохода,
т. е. в сфере материального производства.
Распределение происходит посредством
финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых
государством: ставок, норм, тарифов, платежей,
отчислений и т. д. В результате первичного
распределения национального дохода формируются
фонды государства и местных бюджетов,
внебюджетные фонды, денежные фонды предприятий
(среди участников материального производства
образуются следующие виды доходов: заработная
плата рабочих, служащих, крестьян, других
категорий работников, занятых в сфере
материального производства, а также доходы
предприятий сферы материального производства).
Однако доходы, образуемые в результате
первичного распределения, не образуют
общественных денежных фондов, необходимых
для развития отдельных приоритетных
отраслей народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей
населения. В связи с этим необходимо дальнейшее
распределение или перераспределение
национального дохода, связанное с наличием
непроизводственной сферы, в которой национальный
доход не создается (образование, здравоохранение
и др.), с межотраслевым и межтерриториальным
перераспределением средств, содержанием
наименее обеспеченных слоев населения
(пенсионеров, студентов, многодетных
семей и др.). Распределение и перераспределение
происходит на основании воли государства
выраженной в нормативных правовых актах.
2. Контрольная функция заключается в контроле
над законным и своевременным формированием
и расходованием средств по целевому назначению.
Финансовый контроль охватывает как производственную
сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную,
где доходы не создаются.
Целью финансового контроля является
рациональное и бережное расходование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
природных богатств, сокращение непроизводительных
расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности
и расточительства. Контрольная функция
финансов осуществляется через многогранную
деятельность финансовых органов и реализуется:
• в процессе производства, распределения
и использования валового внутреннего
продукта и национального дохода;
• при взимании налогов и неналоговых
доходов государства;
• при расходовании централизованных
и децентрализованных государственных
денежных фондов, которые должны расходоваться
объективно и строго по целевому назначению.
Функции финансов имеют интегративный
характер, т. е. осуществляются одновременно
во времени, так как каждая финансовая
операция включает, с одной стороны, распределение
общественного продукта и национального
дохода, а с другой — контроль за этим
распределением.
2 Финансовая система Республики Беларусь
Финансовая система представляет
собой совокупность звеньев взаимосвязанных
между собой и выполняющих общие для них
задачи, определяемые финансовой политикой.
Финансовая политика — совокупность мероприятий,
вырабатываемых и осуществляемых органами
государственной власти и управления.
Она проводится в жизнь через звенья и
элементы финансовой системы.
Финансовая система рассматривается в
двух аспектах:
• как совокупность различных сфер финансовых
отношений в рамках страны (экономический
аспект);
• как совокупность государственных органов
и учреждений, осуществляющих в пределах
своей компетенции финансовую деятельность
(институциональный аспект).
Органы, осуществляющие финансовую деятельность,
подразделяют на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие
финансовую деятельность в связи с выполнением
своих основных функций и задач (министерства,
государственные комитеты, иные государственные
организации подчиненные правительству
Республики Беларусь);
2) государственные органы, для которых
финансовая деятельность является основной,
они специально созданы для осуществления
финансовой деятельности и финансового
контроля (Министерство финансов Республики
Беларусь, Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь, Комитет государственного
контроля Республики Беларусь, Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь,
Национальный банк Республики Беларусь,
Фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь).
Изначально финансовая система подразделяется
на два основных звена: централизованные
(общегосударственные финансы) и децентрализованные
(финансы предприятий, организаций и учреждений).
Финансово-кредитная система Республики
Беларусь состоит из бюджетной системы,
банковской системы, а также финансовых
средств внебюджетных фондов, предприятий,
учреждений, организаций и граждан.
Финансовая система включает
следующие звенья финансовых отношений:
1) бюджетную систему, состоящую из государственного,
или республиканского (его средства расходуются
на мероприятия, имеющие обще государственное
значение, а его доходная часть формируется
главным образом за счет налогов), и местных
бюджетов (совокупность областных городских,
районных бюджетов и бюджетов сельских
поселковых советов, все они самостоятельны);
2) государственные целевые бюджетные
фонды, государственный внебюджетные
фонды (Фонд социальной защиты населения,
Фонд поддержки предпринимателей), целевые
бюджетные и внебюджетные фонды местных
Советов депутатов Республики Беларусь;
3) бюджет свободных экономических зон;
4) бюджет союза Республики Беларусь и
Российской Федерации;
5) финансы субъектов хозяйствования и
отраслей (денежные фонды, создаваемые
в целях обеспечения непрерывного производства
и удовлетворения некоторых социальных
потребностей работников, составляющие
основу финансовой системы, так как здесь
формируется преобладающая часть финансовых
ресурсов);
6) имущественное и личное страхование,
страхование ответственности (финансовое
право изучает обязательное страхование);
7) государственный кредит (кредитные отношения,
при которых заемщиком выступает государство,
а кредиторами — организации и физические
лица Республики Беларусь, иностранные
физические и юридические лица, международные
организации, другие государства) и банковский
кредит (Национальный банк Республики
Беларусь и иные банки, небанковские кредитно-финансовые
организации).
3 Понятие и содержание
финансовой деятельности государства
Существует множество определений понятия
«финансовая деятельность».
Финансовая деятельность — осуществление
государством функций по планомерному
образованию, распределению и использованию
денежных фондов в целях реализации задач
социально экономического развития, обеспечения
обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность —
деятельность государства в лице уполномоченных
государственных органов по образованию,
распределению и использованию фондов
денежных средств, обеспечивающих динамическое
развитие и эффективное функционирование
этого государства.
Финансовая деятельность (организационно-правовой
аспект) протекает как деятельность органов
государственной власти и управления.
В процессе финансовой деятельности государствами
решаются следующие задачи:
1) мобилизации денежных средств:
а) учет возможности получения средств;
б) увеличение денежных средств, поступающих
в бюджет;
в) учет и возможности налогоплательщиков;
г) установление особого порядка взимания
налогов и сборов;
д) изыскание иных средств мобилизации
денег;
2) распределение и использование денежных
средств:
а) учет объектов использования денежных
средств и их нужд;
б) определение размера каждой потребности;
в) определение размеров и сроков использования
денежных средств;
г) определение правового положения распределителей
бюджетных средств;
д) строгий учет и отчетность в использовании
денежных средств;
е) обеспечение сохранности денежных средств;
ж) выявление резервов расходования денежных
средств.
Финансовая деятельность как управляющая
система проявляется в различных методах
(конкретные приемы и способы, посредством
которых государство осуществляет формирование,
распределение и использование денежных
фондов, входящих в состав финансовой
системы).
Методы мобилизации включают в себя:
1) обязательные платежи (налоги, сборы
(пошлины), платежи по обязательному страхованию).
Данный метод тесно связан с институтом
государственного принуждения; посредством
данного метода государство осуществляет
концентрацию денежных средств в обязательном
и установленном законом порядке, в установленный
срок, в бюджет соответствующего уровня;
2) добровольные платежи (лотереи, вклады
в банк, государственный заем (покупка
и продажа государственных ценных бумаг),
пожертвования юридических и физических
лиц).
Методы распределения и использования
включают:
1) финансирование (выделение государством
денежных средств из бюджета для выполнения
юридическими лицами своих задач на условиях
безвозмездности, безвозвратности и целевого
использования);
2) кредитование (отпуск банками и банковскими
организациями денежных средств юридическим
и физическим лицам на условиях возвратности,
возмездности, срочности и целевого назначения).
В настоящее время бюджетным законодательством
предусмотрена возможность выделения
средств из бюджета на условиях возвратности
и возмездности, т. е. бюджетный заем.
Государственные организации получают
денежные средства путем финансирования
и кредитования, а коммерческие — путем
кредитования;
3) производство расчетов с вкладчиками
банковских учреждений;
4) выплата страхового возмещения;
5) осуществление валютных операций.
Мобилизация, распределение и использование
денежных средств осуществляется в безналичном
порядке либо наличными денежными средствами.
Необходимо обратить внимание на субъекты,
которые принимают участие в мобилизации
денежных средств в доход государства,
к которым относятся:
1) высшие представительные и исполнительные
органы государственной власти (руководят
финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной
системой, организуют и осуществляют государственное
страхование, валютно-денежное обращение,
таможенное регулирование и эмиссию).
Президент Республики
Беларусь издает декреты и указы по вопросам
налогообложения, валютных операций и
по другим вопросам, связанным с мобилизацией
денежных средств.
Национальное собрание
принимает республиканский бюджет, законы,
связанные с мобилизацией денег в доход
государства.
Правительство
Республики Беларусь обеспечивает исполнение
республиканского бюджета по доходам,
принимает решения по вопросам налогообложения,
занимается другими вопросами в области
организации доходов;
2) органы местного
самоуправления (обеспечивают в пределах
своей компетенции руководство финансами
в соответствующих административно-
Поскольку финансовая система страны
едина, то все местные органы выполняют
на своей территории обязанности в отношении
финансов в строгом соответствии со своей
компетенцией. Так, помимо того что они
утверждают местные бюджеты, они обязаны
обеспечивать на своей территории поступления
доходов в вышестоящие бюджеты, образования
кредитных ресурсов банков, государственных
страховых фондов;
3) государственные
органы специальной компетенции.
Министерство финансов принимает участие
в расходовании денежных средств. Однако
следует иметь в виду, что Министерство
финансов Республики Беларусь организует
составление проекта республиканского
и консолидированного бюджетов. Оно принимает
деятельное участие вместе с Министерством
по налогам и сборам по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы
в Республике Беларусь, осуществляет государственное
кредитование и др.
Министерство по
налогам и сборам Республики Беларусь
следит за соблюдением норм налогообложения
и обеспечения, прежде всего поступлений
денежных средств в бюджеты и государственные
внебюджетные фонды.
Национальный банк Республики Беларусь
выступает кредитором Правительства,
организует денежное обращение и валютные
операции. На него возложены такие важные
полномочия, как эмиссия денег;
4) все организации, занимающиеся хозяйственной
и коммерческой деятельностью. Они выступают
плательщиками налогов, сборов, пошлин
и других обязательных платежей, также
могут быть заемщиками по государственному
кредиту;
5) граждане как налогоплательщики;
также они могут быть кредиторами государства
путем хранения денег в отделениях Сбербанка
Республики Беларусь, как покупатели ценных
бумаг государства.