Понятие финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:31, реферат

Краткое описание

Необходимость финансового планирования неразрывно связана с желанием собственника или руководства предприятия иметь собственную картину своего производственного и финансового развития в настоящем и будущем периодах.
Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия посредством выбора объектов планирования, направления операционной и инвестиционной деятельности и получения отдачи от тех или иных мероприятий, предусмотренных в плане.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  1.  
    Содержание и значение финансового планирования

 
Необходимость финансового планирования неразрывно связана с желанием собственника или руководства предприятия иметь собственную картину своего производственного и финансового развития в настоящем и будущем периодах. 
 
Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия посредством выбора объектов планирования, направления операционной и инвестиционной деятельности и получения отдачи от тех или иных мероприятий, предусмотренных в плане. 
 
Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два аспекта:

  •  
    с позиции теории фирмы и ее экономической природы;
  •  
    конкретно-управленческий, как одна из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.

 
Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможность и необходимость планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала предприятия обусловлены общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия. Кроме того, устраняют излишние трансакционные издержки внутри предприятия по торговым сделкам. 
 
Планирование помогает менеджменту ответить на следующие вопросы:

  •  
    на каком уровне развития находится предприятие (его экономический потенциал) и каковы результаты его финансово-хозяйственной деятельности в сравнении с планом;
  •  
    при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) могут быть достигнуты цели развития предприятия.

 
На основе долгосрочных и оперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку с помощью плановых показателей. Предприятие не в состоянии полностью устранить предпринимательский и финансовый риски, но может снизить их негативное влияние и последствия с помощью умелого прогнозирования показателей. 
 

Использование планирования создает для предприятий следующие преимущества 
позволяет подготовиться к использованию                                                                            будущих благоприятных условий в рыночной конъюнктуре;

  •  
    проясняет многие возникающие проблемы;
  •  
    стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
  •  
    улучшает координацию действий между структурными подразделениями (филиалами) предприятия;
  •  
    увеличивает возможности в обеспечении предприятия полезной для него информацией;
  •  
    способствует более эффективному распределению ресурсов и усилению контроля на предприятии.

 
Как и управление в целом, планирование на предприятиях и в корпорациях представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т.п. 
 
Финансовое планирование организаций (предприятий) - это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки (главным образом прибыли) в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации (предприятия) и интересами предпринимателя (собственника). 
 
В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации (предприятия). Именно в этом процессе определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности. 
 
Финансовое планирование организаций (предприятий) складывается из следующих взаимосвязанных этапов и включает в себя планирование отдельных финансовых показателей и планирование совокупности показателей, их взаимосвязи и взаимозависимости по организации (предприятию) в целом и по направлениям развития (рис. 1). 
 
Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота. 
 
Финансовый план - это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на ближайшие два-три года. В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой показателей). 
 
Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используют два вида бюджетов - операционный и финансовый. 
 
Бюджетирование - это процесс разработки бюджетов (планов) в соответствии с целями оперативного планирования. Бюджетирование капитала - это процесс разработки конкретных источников бюджетов по управлению капиталом предприятия - источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). 
 
Бюджетный контроль на предприятии - это текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, установленных плановым бюджетом. 
 
Смета - это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. 
 
Значение внутрифирменного финансового планирования состоит в следующем:

  •  
    намеченные стратегические цели предприятия преломляют в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, издержки, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;
  •  
    устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
  •  
    определяют приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;
  •  
    оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии;
  •  
    в долгосрочных финансовых планах предусматривают финансовые ресурсы, необходимые для финансирования реальных инвестиционных проектов, обеспечивающих будущее развитие предприятия.

 
Предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Это необходимо для того, чтобы:

  •  
    преуспеть в своей хозяйственной деятельности;
  •  
    своевременно выполнять обязательства перед бюджетной системой, государственными социальными фондами, коммерческими банками, инвесторами и другими контрагентами и тем самым обезопасить себя от применения штрафных санкций.

 
В соответствии с этими целями правомерно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, инвестиции, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнерами и другие факторы хозяйственной деятельности. 
 
Основной целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, капитала и ресурсов, устанавливаемых на базе прогноза величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников. Данная цель может быть разделена на локальные цели:

  •  
    обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия прежде всего за счет собственных средств;
  •  
    увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;
  •  
    обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

 
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, то есть с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др. 
 
Назначение финансового плана - это одновременно и прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы, и определение текущих доходов и расходов. 
 
Важнейшие объекты финансового планирования:

  •  
    выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);
  •  
    издержки производства и обращения;
  •  
    прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
  •  
    фонды специального назначения и их использование;
  •  
    объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;
  •  
    объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;
  •  
    плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;
  •  
    объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

 
Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:

  •  
    договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  •  
    результаты анализа бухгалтерской отчетности за период, предшествующий планируемому (квартал, год);
  •  
    прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или планы сбыта исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена (на основе показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность продаж и другие показатели);
  •  
    данные бухгалтерского учета;
  •  
    экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений, минимальная месячная оплата труда и т.д.).
  •  
    Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

 
Методы финансового планирования

 
Методы финансового планирования - это конкретные приемы и способы осуществления плановых расчетов. 
 
Существует несколько методов финансового планирования:

  •  
    расчетно-аналитический метод;
  •  
    нормативный метод;
  •  
    балансовый метод;
  •  
    метод оптимизации плановых решений;
  •  
    факторный метод;
  •  
    экономико-математическое моделирование;
  •  
    сетевой метод;
  •  
    программно-целевой метод.

 
1. Расчетно-аналитический метод. 
 
Его содержание заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий период. Данный метод планирования применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно - на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет). При использовании этого методы могут быть установлены плановая потребность в оборотных активах. величина амортизационных отчислений и другие показатели. Используя этот метод, часто прибегают к экспертным оценкам. 
 
2. Нормативный метод. 
 
Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей состоит в том, что на базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. 
 
В финансовом планировании применяют целую систему норм и нормативов:

  •  
    федеральные;
  •  
    региональные;
  •  
    местные;
  •  
    отраслевые;
  •  
    нормативы самого предприятия.

 
Федеральные нормы и нормативы являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. К ним относятся, например:

  •  
    ставки федеральных налогов и сборов;
  •  
    нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств;
  •  
    ставки рефинансирования для коммерческих банков, утвержденные Банком России, и нормы обязательных резервов;
  •  
    тарифы отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды;
  •  
    минимальная месячная норма оплаты труда;
  •  
    нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ;
  •  
    минимальный размер уставного капитала для предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков и т.д.

 
Региональные и местные нормы и нормативы действуют в отдельных субъектах Российской Федерации и при местном самоуправлении и утверждаются их представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных и местных налогов и сборов. 
 
Отраслевые нормы и нормативы применяют в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.). 
 
Нормы и нормативы предприятия разрабатываются ими самостоятельно и используются для регулирования производственно-торгового процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К таким нормам и нормативам относятся, например:

Информация о работе Понятие финансового планирования