Понятие финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.

Вложенные файлы: 1 файл

готово.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет  характеризуется следующими чертами:

  • носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
  • формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

  • перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение финансовой политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет  существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Одним из звеньев  общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над  расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный  фонд – внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Средства Пенсионного  фонда формируются, по Положению  о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов работающих;
  • ассигнований из федерального бюджета.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий:

  • по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);
  • по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;
  • единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);
  • при рождении ребенка (с 1.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты труда);
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда;
  • на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

Норматив отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное  медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

  • выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Всем гражданам выдается страховой полис.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.

Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль  над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Финансы предприятий различных форм собственности  являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансовые ресурсы  – денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих  субъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.

 

 

Рисунок 1- Состав финансовых ресурсов коммерческих организаций

 

Заключение

Финансовая  система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

Несмотря на разграничение  сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и  использования денежных фондов в  каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как  базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и  потребления, используя для этого  налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Таким образом, финансы  составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  объясняется тем, что финансы  обслуживают многообразные потребности  общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

 

 

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. [от 30.11.1994г. №51- ФЗ] в редакции ФЗ №352-ФЗ от 27.12 2009 г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1[от 31.07.1998г. №145 - ФЗ]. Часть 2 [от 05.08.2000г. №117 - ФЗ] в редакции ФЗ №368-ФЗ от 27.12.2009 г.

Литература

 

3. Абрамова, М.А.Финансы и кредит/ М.А. Абрамова. - М.: Юриспруденция, 2008. – 256с.

4.Аникеева А. А. Содержание финансов в научной и практической деятельности Н. С. Мордвинова / А. А. Аникеева // Финансы и кредит. - 2010. - № 44. - С. 66-73.

5.Колчина, Н.В.Финансы  организаций (предприятий): Учебник/ Под ред. Н.В. Колчиной; ВЗФЭИ.- 5-е изд.; перераб. и доп.-  М.: ЮНИТИ, 2011.- 360с.

6. Казанцев С.К. Основы страхования/ С.К. Казанцев. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2008. – 401с.

7. Малиновская, О.В.Государственные  и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

8.Разманова Н. А. Первый государственный казначей России / Н. А. Разманова // Финансы. - 2012. - № 2. - С. 18-23.

9. Шеремет, А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке / А.Д. Шеремет, Г.Н. Щербакова. - М: Финансы и статистика, 2009. – 213с.

 

 

 

Приложения

Задачи

Бюджетное звено

Кредитное звено

Страховое звено

Фондовое  звено

1.Обеспечение  функций органов государственной  власти 

2.Обеспечение  определенных уровней экономического и  социального развития страны

Повышение эффективности использования денежных средств

Обеспечение непрерывности процесса производства

1. Обеспечение  процесса перелива капитала в  отрасли с высоким уровнем  экономического развития                                   2. Инвестирование расширенного производства

Методы  форми-рования доходов

Принудительное  изъятие части дохода юридических  и физических лиц под контролем  государства в соответствии с законом

Мобилизация временно свободные  денежных средств

Обязатель-ное  страхование – принудите-льное  изъятие части дохода юридичес-ких  и физических лиц

Добровольное  страхование – добровольные взносы

Мобилизация временно свободных денежных средств

Методы  исполь-зования фондов

Безвозмездное финансирова-ние

Основан на принципах: возвратности срочности платности

Возмещение  ущерба

Долевые ценные бумаги: безвоз-мездно в обмен на постоян-ный доход

Долговые отношение кредита: возвратно-сть срочность платность

Информация о работе Понятие финансовой системы