Понятие финансовой системы страны. Основные дискуссионные вопросы её состава и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.
В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы-дискуссионные вопросы.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)

Введение.

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической  системы; отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.

В нашей стране написано много  научных работ и учебников  по финансовой системе. Но если рассматривать  структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые  разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому  мы хотим провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на наш взгляд, финансовой системе.  

Не исключено, что тот  состав и структура системы, которая  является правильной сейчас, будет  оставаться верной и в последующее  время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в  экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки. С 2005 происходят большие изменения в налоговом законодательстве, изменения затрагивают также и Бюджетный кодекс РФ.

1. Понятие финансовой  системы страны. Основные дискуссионные  вопросы её состава и структуры.

1.1. Понятие финансовой  системы.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой. Отношения  между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые  общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости  от этого критерия определяются способы  организации финансов. Порядок образования  и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному  признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения  при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти  сферы и звенья тесно связаны  между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими  отношениями и фондами.

Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

1.2. Состав и  структура финансовой системы.

По причине сложности  не всегда можно исследовать и  провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части  как самостоятельные объекты. В  частности выделяют субъект и  объект управления. Каждая из этих подсистем  является сложной системой.

Подсистемами называют крупные  составляющие сложных систем, которые  обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем  финансовой системы выступают сферы  и звенья.

Структура финансовой системы  – это совокупность её элементов  и связей между ними.

Финансовая система состоит  из трёх основных элементов:

совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

совокупность создаваемых  в каждом звене денежных фондов;

система финансовых органов  – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.  

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  

Каждому звену системы  финансов присущи свои специфические  формы и методы образования и  использования денежных фондов и  доходов.  

Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что  определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми  формами.

В учебниках советского периода  в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные  финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему Ю государственный  кредит. Сравнительно простая система  финансов СССР соответствовала его  экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально  новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение  новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь в виду, что  первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое  предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном  балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

государственных и муниципальных  финансов

финансов хозяйствующих  субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в  общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники  общественного воспроизводства, организации  и граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и  занимаются оказанием услуг. Для  осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые  обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.  

Таким образом, для субъектов  хозяйствования будут характерны такие  финансовые отношения, которые будут  обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет  структурные элементы. Финансы субъектов  хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения  и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений  внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники  формирования финансовых ресурсов и  порядок их использования. Часть  организаций в качестве целей  своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для  нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных  и других общественно необходимых  благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает  влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие  организации.  

 

 

1.3. Основные дискуссионные  вопросы.

В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.

Не смотря на то, что все  авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в  структуре.  

Основным из дискуссионных  вопросов является выделение страхования  как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как  Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

Автор Вавилов в сфере  страхования выделяет два звена.

Некоммерческое (государственное  страхование)

Коммерческое страхование.

 

Автор Родионова выделяет 5 звеньев.

Социальное страхование

Личное страхование

Имущественное страхование

Страхование ответственности

Страхование предпринимательских  рисков

 

 

Автор Галицкая также выделяет 5 звеньев.

1)социальное

2)личное

3)имущественное

4)ответственности

5)предпринимательских рисков

Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование  выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

Все авторы выделяют как отдельную  сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация  этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение  и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

Автор Романовский выделяет сферу финансы субъектов хозяйствования и делит её на:

1)Коммерческие предприятие  и организации

2)Некоммерческие организации

3)Финансовые посредники

 

 

Родионова выделяет сферу  финансы предприятий, учреждений, организаций  и выделяет в ней следующие  звенья:

1)финансы предприятий,  функционирующих на коммерческих  началах

2)финансы учреждений и  организаций, осуществляющих коммерческую  деятельность

3)финансы общественных  объединений

По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих ) субъектов делятся  на:

1)финансы коммерческих  организаций

2)финансы некоммерческих  организаций

3)финансы ПБОЮЛ

4)финансы домохозяйств

 

 

Ковалёва выделяет финансы  хозяйствующих субъектов:

1)государственных

2)муниципальных

3)частных

4)акционерных

5)арендных

6)общественных

Таким образом, еще одним  важным вопросом является состав сферы  финансов субъектов хозяйствования.

Аналогичные расхождения  происходят в сфере государственные  и муниципальные финансы.

По Вавилову в состав этой сферы входят:

1)Федеральные финансы

2)Финансы Субъектов Федерации

3)Местные финансы

Родионова в составе государственных  финансов выделила:

1)государственный бюджет

2)Внебюджетные фонды

3)Государственный кредит

 

Ковалёва выделила сферу  общегосударственные финансы и  в её составе:

1)государственный бюджет

2)внебюджетные фонды

3)государственный кредит

4)фонды страхования

5)фондовый рынок

По системе Романовского сфера государственные и муниципальные  финансы включает в себя бюджетную  систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система  делится: на федеральный бюджет, территориальные  бюджеты субъектов федерации, бюджеты  муниципальных образований (местные  бюджеты), бюджеты фонда социального  страхования РФ, Государственного фонда  занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного  медицинского страхования.

Для того, чтобы понять и  доказать состав и структуру финансовой системы РФ  необходимо четко  проанализировать роль субъектов в  общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники  формирования финансовых ресурсов, направление  распределения прибыли. 
 


Информация о работе Понятие финансовой системы страны. Основные дискуссионные вопросы её состава и структуры