Понятие, формы, законы денежного обращения. Методы управления и стабилизации. Денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

 

1. Понятие, формы, законы денежного обращения. Методы управления и стабилизации. Денежный оборот

     Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

     Денежное  обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Наличные и безналичные  формы денежных расчетов хозяйственных  субъектов могут функционировать  только в органическом единстве. Между  ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

     Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки – казначейские билеты.

     Безналичное обращение – это движение денег  безналичного оборота. Под ними понимаются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран – другие обязательства и требования.

     Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

     Закон денежного обращения устанавливает  количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

     Количество  денег, потребное для выполнения деньгами функции средства обращения  при металлическом обращении, определяется по формуле: 

         

     С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в обращении приобретает следующий вид:

Количество  денег, необходимое  в качестве средства обращения и средства платежа  
=
Сумма цен, реализуемых  товаров и услуг  минус сумма цен  продаж в кредит + Сумма платежей по долговым обязетельствам - Сумма взаимнопогашающхся платежей
Скорость  обращения денег (среднее  число оборотов денег  как средства обращения  и средства  платежа)

     В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть достижение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.

     Многофакторность  инфляционного процесса, как правило, обусловливает необходимость применения целого комплекса стабилизационных мер — как монетарных, так и общеэкономических.

     Антиинфляционные  меры в сфере экономики. Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

     В числе общеэкономических мер  немаловажное значение имеет антимонопольная  политика, направленная на поддержание  конкуренции на рынках товаров и  рабочей силы, на устранение или  предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.

     Антиинфляционное  регулирование в сфере финансов. Антиинфляционные меры в этом случае направлены на сокращение дефицита государственного бюджета (когда он является причиной чрезмерной эмиссии денег) и стимулирование уменьшения совокупного спроса.

     К прямым фискальным методам регулирования  в сфере финансов относится снижение государственных расходов, в том  числе объемов государственных  закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объем инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

     Антиинфляционные  мероприятия в денежно-кредитной сфере. Меры денежных властей по снижению инфляции реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы [4, с. 128].

     Обычно  денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие  на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика "дорогих денег").

     Центральный банк может также предпринимать  меры по стимулированию роста объемов  срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это  приведет к замедлению скорости оборота  денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. В результате сократится внутренний спрос, возрастут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения — темпы роста объема производства и инфляции замедляются.

     Денежный  оборот. Содержание денежного оборота может рассматриваться с позиций его сущности, видов денежных потоков, величины оборота, структуры. По своей сущности денежный оборот — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, отражающий закономерности движения денег и товаров. Его материальной основой является товарное обращение. Денежный оборот — это совокупность всех потоков (каналов) движения денег. Основные каналы действуют между:

     - банками и предприятиями, организациями; 

     - банками и населением;

     - банками (включая центральный  и коммерческие банки);

     - предприятиями и организациями; 

     - предприятиями, организациями и  населением;

     - населением;

     - предприятиями, организациями, населением и государством; небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

     - небанковскими кредитно-финансовыми  организациями и предприятиями,  организациями; 

     - небанковскими кредитно-финансовыми  организациями и банками; 

     - небанковскими кредитно-финансовыми организациями и населением и др.

     По  каждому из этих потоков может  совершаться встречное движение денег. Наиболее значительную роль играют денежные потоки, где одной из сторон являются предприятия и организации.

     В процессе деятельности субъектов хозяйствования производятся расчеты и платежи, обусловленные поставками продукции (оказанием услуг, выполнением работ), взаимоотношениями с финансово-кредитной системой. На основе договоров (соглашений) одни предприятия поставляют другим сырье, материалы, машины, станки, оборудование. В то же время они сами получают от других предприятий необходимые товарно-материальные ценности, услуги. Предприятия и организации производят платежи в бюджет, небюджетные фонды, берут в банках кредиты, погашают их, уплачивают проценты по кредиту, осуществляют расчеты с работниками по оплате труда, другим выплатам (например, пособиям и т.п.) [7, с. 224].

2. Сбалансированность  бюджета. Причины  и последствия  дефицита бюджета,  методы управления  дефицитом: теоретические и практические аспекты

     Бюджет  является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных  и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью  приоритетной по отношению к ней  категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

     Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

     Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов может иметь  место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.

Информация о работе Понятие, формы, законы денежного обращения. Методы управления и стабилизации. Денежный оборот