Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа
Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Содержание
Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Денежное
обращение подразделяется на налично-денежное
и безналичное. Наличные и безналичные
формы денежных расчетов хозяйственных
субъектов могут
Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки – казначейские билеты.
Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота. Под ними понимаются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран – другие обязательства и требования.
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Закон
денежного обращения
Количество
денег, потребное для выполнения
деньгами функции средства обращения
при металлическом обращении, определяется
по формуле:
С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в обращении приобретает следующий вид:
Количество денег, необходимое в качестве средства обращения и средства платежа | = |
Сумма цен, реализуемых товаров и услуг минус сумма цен продаж в кредит | + | Сумма платежей по долговым обязетельствам | - | Сумма взаимнопогашающхся платежей |
Скорость обращения денег (среднее число оборотов денег как средства обращения и средства платежа) |
В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть достижение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.
Многофакторность
инфляционного процесса, как правило,
обусловливает необходимость
Антиинфляционные меры в сфере экономики. Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.
В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.
Антиинфляционное
регулирование в сфере
К
прямым фискальным методам регулирования
в сфере финансов относится снижение
государственных расходов, в том
числе объемов государственных
закупок и государственных
Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере. Меры денежных властей по снижению инфляции реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы [4, с. 128].
Обычно денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика "дорогих денег").
Центральный банк может также предпринимать меры по стимулированию роста объемов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведет к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. В результате сократится внутренний спрос, возрастут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения — темпы роста объема производства и инфляции замедляются.
Денежный оборот. Содержание денежного оборота может рассматриваться с позиций его сущности, видов денежных потоков, величины оборота, структуры. По своей сущности денежный оборот — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, отражающий закономерности движения денег и товаров. Его материальной основой является товарное обращение. Денежный оборот — это совокупность всех потоков (каналов) движения денег. Основные каналы действуют между:
-
банками и предприятиями,
- банками и населением;
- банками (включая центральный и коммерческие банки);
-
предприятиями и организациями;
-
предприятиями, организациями
- населением;
- предприятиями, организациями, населением и государством; небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
-
небанковскими кредитно-
-
небанковскими кредитно-
- небанковскими кредитно-финансовыми организациями и населением и др.
По каждому из этих потоков может совершаться встречное движение денег. Наиболее значительную роль играют денежные потоки, где одной из сторон являются предприятия и организации.
В процессе деятельности субъектов хозяйствования производятся расчеты и платежи, обусловленные поставками продукции (оказанием услуг, выполнением работ), взаимоотношениями с финансово-кредитной системой. На основе договоров (соглашений) одни предприятия поставляют другим сырье, материалы, машины, станки, оборудование. В то же время они сами получают от других предприятий необходимые товарно-материальные ценности, услуги. Предприятия и организации производят платежи в бюджет, небюджетные фонды, берут в банках кредиты, погашают их, уплачивают проценты по кредиту, осуществляют расчеты с работниками по оплате труда, другим выплатам (например, пособиям и т.п.) [7, с. 224].
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.