Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть вопросы организации и осуществления денежных расчетов на предприятии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть порядок осуществления денежных расчетов на предприятии;
- зафиксировать применяемые на практике виды и формы расчетов;
- охарактеризовать особенности безналичных расчетов предприятия;
- выявить достоинства и недостатки различных форм расчетов;
- на примере конкретного предприятия охарактеризовать организацию кассового обслуживания и порядок оборота наличных денежных средств.

Содержание

Введение 3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии 5
2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности 14
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия 16
4. Достоинства и недостатки различных форм расчетов 26
5. Расчетная часть 29
Заключение 35
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9_Организация и порядок осуществления расчетов.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

2) Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых всегда производится в бесспорном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Расчеты по инкассо с использованием платежных требований. Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта.

При расчетах по первому варианту кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных для его акцепта.

Ответственность за правомерность  выставления инкассового поручения и правильность указания основания бесспорного взыскания несет получатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают по существу возражения плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

3) Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлению последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов, аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные.

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих случаях банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В отечественной банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.

Непокрытый  аккредитив - это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета в этом банке.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен пли аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются: конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименования банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк аккредитив на стандартизированном бланке.

4) Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек, как и  платежное поручение, оформляется  плательщиком, но, в отличие от расчетов платежным поручением, чек передается плательщиком (чекодателем), минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты.

Чек оплачивается банком за счет средств чекодателя, а именно: за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант с предварительным депонированием средств. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет в банке «Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также за счет ссуды банка. При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодержатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику. Поставщик (чекодатель) предъявляет полученный чек в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный чек в банк-плательщик. Банк-плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на банк-плательщик или на чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета чекодателя и через свой корреспондентский счет в РКЦ пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика.

5) Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя, представляющего из себя ценную бумагу.

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника оплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. В вексельном обращении могут участвовать как граждане РФ, так и юридические лица РФ. Векселя в бездокументарной форме запрещены.

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Переводной  вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого, в переводном векселе участвуют не два, а, как минимум, три лица:

  • векселедатель (трассант), выдающий вексель;
  • плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;
  • векселедержатель (ремитент) - получатель платежа по векселю.

Переводной  вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован», «принят», «заплачу» и т. п. с обязательным проставлением подписи плательщика. Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.

Операции  по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так, клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным. Для банка это один из источников получения прибыли. Кроме того, в процессе совершения инкассовых операций на корреспондентском счете коммерческого банка сосредоточиваются значительные средства, которые он может пустить в свой оборот.

Таким образом, имея юридическую силу срочного обязательства банка со всеми вытекающими отсюда правами, банковский вексель является эластичным, гибким инструментом совершения платежей, обслуживания части платежного оборота хозяйства.

 

4. Достоинства и недостатки различных форм расчетов

 

 

1) Расчеты платежными  поручениями имеют ряд достоинств  по сравнению с другими формами:  относительно простой документооборот,  ускорение движения денежных  средств, возможности плательщика  предварило проверить качество оплачиваемых товаров и услуг и использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Недостаток - отсутствие для поставщика гарантии получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика. Именно поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части (около 80%) осуществляются в порядке предварительной оплаты.

2) Вексель выпускается либо для расчетов по товарным сделкам, либо для привлечения свободных денежных средств. Он обладает несомненными достоинствами, которые способствуют его широкому распространению. Вексель  упорядочивает деловые отношения между партнерами, снижает риски, связанные с деловой практикой и коммерческим кредитованием, уменьшает потребность в денежных, оборотных средствах, является универсальным расчетным средством, ускоряет проведение сделок, обеспечивает получение кредита и соответствующую отсрочку платежа.

Вексель дает возможность  осуществить взаиморасчеты между  хозяйствующими субъектами - списать  взаимные долги. Он, снижая затоваренность определенного рода продукцией, способствует развитию сбыта. Процесс выпуска векселей максимально облегчен. Здесь не требуется государственной регистрации (как при выпуске эмиссионных ценных бумаг), не нужен проспект эмиссии. Это изначально способствует значительной экономии средств векселедателя.

В вексельных отношениях многое построено на постоянстве  связей и доверии между контрагентами. Векселями в России можно погасить не только долги перед контрагентами, но и в определенных случаях перед местным бюджетом и внебюджетными фондами. Расчеты векселями, отсрочивая налоги, в какой-то мере ослабляют налоговый пресс для предприятий. Векселя, в отличие от денег, не могут быть немедленно описаны за долги налоговыми службами. Вексель также можно использовать по нескольким сделкам (погасить несколько обязательств). Наконец, вексель можно заложить, внести в виде взноса в уставный капитал вновь образованного предприятия, продать на рынке, учесть в банке и т.д.

Вексель входит в группу финансовых инструментов повышенного риска. По степени очередности выплат на предприятии среди других ценных бумаг - долговых обязательств - вексель стоит на последнем месте. Являясь суррогатными деньгами, эмиссия которых не контролируется, вексель не может не способствовать росту инфляции. Недостатком также можно считать относительную сложность работы с переводным векселем - траттой.

Информация о работе Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии