Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:40, реферат
Важным условием предпринимательской деятельности является наличие дохода. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию и услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности.
Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для эко-омического анализа.
Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода.
Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия относительно определенной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия.
Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.
Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Рпрод = П / С
Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».
Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.
Рвк = (ВК х УДвк) / (Сед х ОРнат),
где:
Рвк – рентабельность на вложенный капитал;
ВК – вложенный в данное производство капитал;
УДвк – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;
Сед – себестоимость единицы продукции;
ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.
Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:
ROS = Прп / В,
где:
ROS – рентабельность продаж (Return on Sales);
Прп – прибыль от реализации;
В – выручка от реализации.
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней при-были и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу
выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций). Этот показатель может встречаться под названием ROI – Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.
На рентабельность активов, прежде всего, оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств.
Предприятие может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.
Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.
Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE (рентабельность акционерного капитала). На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.
Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:
ROE = (ЧП/В) х (В/Аср) х (Аср/ПIII).
где:
ЧП – чистая прибыль предприятия
Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
В – выручка от реализации.
Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:
- динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);
- эффективность использования активов на основе выручки от реализации и существующие тенденции (оборачиваемость активов);
- структуру капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;
- влияние вышеперечисленных факторов на ROE.
Вместе с расчетом ROE предприятиям следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.
Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.
Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это, прежде всего показатели рентабельности акций.
Вышеописанная система показателей рентабельности предприятия, дает наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах.
Таким образом, прибыль важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей, главный источник финансирования экономического и социального развития, она служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Также прибыль (и ее относительная модификация – рентабельность) обрела важнейшую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управлением социально-экономическим развитием. Это – база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. М., Финансы и статистика, 2000 г. – 450 с.
2.Финансы предприятий. Шуляк П.Н. М.: 2001. – 228с.
3.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 518с.
4.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 479 с.
5.Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. М., Финансы и статистика, 2002 г.
6.Финансовое управление фирмой/В.И. Терехин, С.В. Моисеев, Д.В. Терехин, С.Н. Цыганков; под ред. В.И. Терехина. – М.: ОАО Издательство «Экономика», 2002. – 350 с.