Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:03, реферат

Краткое описание

Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности
В динамике прибыльность предприятия можно проследить, используя показатели рентабельности. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

ОПД.docx

— 66.43 Кб (Скачать файл)

Введение

Любое коммерческое предприятие  основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль  является одним из финансовых результатов  деятельности предприятия и свидетельствует  о его успешной деятельности. В  обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности

В динамике прибыльность предприятия  можно проследить, используя показатели рентабельности. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов прибыли  и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие прибыли

Конечным результатом  деятельности коммерческой организации  является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме  чистый доход, представляющий собой  разницу между совокупным доходом  и совокупными затратами. Предприятие  получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг). В общем  виде показатель прибыли можно рассчитать по формуле: П = Д - И ,где: П – прибыль; Д – доходы; И - издержки производства.

Сущность прибыли может  рассматриваться с различных  позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

Основоположником функционального  подхода является американский экономист  П.Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.

Сторонники немецкой экономической  школы (Ф.Хайек, Д.Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.

Как экономическая категория  прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая  категория выполняет определенные функции. Наличие прибыли на предприятии  означает, что его доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью. Прибыль, как экономическая категория, выступает:

1)   в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;

2)   результативным оценочным показателем деятельности предприятия;

3)  источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль обладает стимулирующей  функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом  финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального  развития предприятия, материального  поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Экономические интересы предприятия  заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и  направляемой на его развитие.

Интересы работников в  увеличении прибыли связаны с  созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

Однако, для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

  1. Источники прибыли.

Для большинства предприятий  основной источник прибыли связан с  его производственной и предпринимательской  деятельностью. Величина прибыли зависит от :

  1. правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом);
  2. создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
  3. объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

 

Кроме производственной и  предпринимательской деятельности источником образования прибыли  предприятия может быть его монопольное  положение по выпуску той или  иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования  технологии, обновления выпускаемой  продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

На изменение прибыли  влияют две группы факторов внешние  и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия, транспортные условия, социально-экономические условия, уровень развития внешнеэкономических связей, цены на производственные ресурсы и др. Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы, например, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции, неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.

При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции, улучшения качества продукции, продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду, снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени, диверсификации производства, расширения рынка продаж и т.д.

  1. Виды прибыли

Существуют различные  виды прибыли:

Валовая прибыль – это сумма прибыли (убытка) предприятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за минусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль – показатель эффективности производства. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

Пвал = ВР – С,

где ВР – выручка от реализации;

С – себестоимостью проданных  товаров, продукции, работ и услуг.

 

Прибыль (убыток) от реализации продукции равна выручке от реализации (без НДС и акцизов, а так же косвенных налогов и сборов) минус затраты на производство и реализацию (включаемые в себестоимость данной продукции). Если в условиях стабильных оптовых цен прибыль предприятия возрастает, это свидетельствует о снижении суммарных индивидуальных затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию. Прибыль от реализации – это показатель основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и реализации своей продукции. Прибыль (убыток) от продаж рассчитывают по формуле:

Ппр = Пвал – Ру – Рк,

где Пвал − валовая прибыль

Ру – расходы на управление;

Рк– коммерческие расходы.

 

Прибыль до налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль) – отражается в балансе предприятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия; выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса. Бухгалтерская прибыль является показателем эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль до налогообложения считается по формуле:

Пдно = Ппр ± Содр ± Свдр

где Ппр − прибыль (убыток) от реализации продукции

Содр – операционные доходы и расходы;

Свдр – внереализационные доходы и расходы.

 

В число операционных доходов  включают поступления, связанные с  предоставлением за плату во временное  пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе  по договору дарения; поступления в  возмещение причиненных организации  убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

 

Налогооблагаемая  прибыль – рассчитывается при налоговом учете в рамках действующего законодательства, является основанием для определения налогооблагаемой базы. Рассчитывается вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

Пн = Пдно – Н,

где Пдно − Прибыль до налогообложения

Н – сумма налогов.

 

Чистая прибыль (убыток) за отчетный период (или прибыль  к распределению) – это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и обязательств и используется на нужды предприятия (развитие производства, социальные нужды и т.д.).

Пч = Под ± Чдр,

где Пн- налогооблагаемая прибыль

Чдр – чрезвычайные доходы и расходы

 

Кроме перечисленных, в научной  экономической литературе используются множество других видов прибыли.

  1. Анализ прибыли

Большое внимание специалисты  уделяют анализу прибыли, то есть анализу финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия, используя различные подходы  и степень детализации.

Показатели финансовых результатов  наглядно демонстрируют эффективность  деятельности предприятия в абсолютной оценке, что является важным не только для самого предприятия, но и для  лиц, заинтересованных в его деятельности. К примеру, руководству предприятия  данный анализ поможет выявить перспективы  дальнейшего развития предприятия, поскольку важнейшим источником финансирования в этих целях является прибыль.

Основные задачи анализа  прибыли:

      1. обоснование плановой величины прибыли в соответствии с объемом и себестоимостью реализуемой продукции;
      2. оценка прибыли в соответствии с бизнес-планом;
      3. расчет влияния различных факторов на отклонение величины фактической прибыли от плановой;
      4. выявление резервов для роста прибыли и путей их использования.

 

Анализ финансовых результатов  проводится в нескольких направлениях:

        1. горизонтальный анализ, заключается в изучении изменений величины показателей за анализируемый период;
        2. вертикальный анализ, является анализом структуры показателей прибыли, а так же их структурной динамики;
        3. факторный анализ, состоит в выявлении факторов и источников роста прибыли и их количественной оценке;
        4. оценка показателей рентабельности в динамике.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия