Соответственно, бюджет
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014
годов должен стать бюджетом, посредством
которого решаются задачи выхода на траекторию
устойчивого посткризисного развития
, сокращения дефицита, снижения зависимости
от конъюнктурных доходов, создания условий
для развития и модернизации экономики,
повышения уровня и качества жизни, укрепления
обороноспособности и безопасности, повышения
эффективности и прозрачности государственного
управления в условиях снижения зависимости
от конъюнктурных доходов и сокращения
дефицита.
В Бюджетном послании поставлены
приоритетные задачи бюджетной политики,
определяющие стратегию развития страны,
в том числе:
1.Интеграция
бюджетного планирования в процесс формирования
и реализации долгосрочной стратегии
развития страны, в том числе и прежде
всего – путем полномасштабного внедрения
программно-целевого принципа организации
деятельности органов исполнительной
власти и, соответственно, программных
бюджетов.
2.Создание
в рамках переходного периода
предпосылок для введения, начиная
с 2015 года, правил использования
нефтегазовых доходов и ограничений
на размер дефицита федерального
бюджета.
3.Улучшение условий жизни человека,
адресное решение социальных проблем,
повышение качества государственных и
муниципальных услуг, стимулирование
инновационного развития страны .
4. Повышение отдачи от использования государственных
расходов, в том числе за счет формирования
рациональной сети государственных учреждений,
совершенствования перечня и улучшения
качества оказываемых ими услуг.
5.Эффективная децентрализация полномочий
публично-правовых образований [19].
Вклад федерального бюджета на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию
стратегического и бюджетного планирования будет
состоять в том, что его разработка и исполнение
будут осуществляться в увязке с корректировкой
концепции долгосрочного развития Российской
Федерации на период до 2020 года при одновременном
формировании государственных программ
Российской Федерации и подготовкой к
переходу, начиная с 2013 года, к «программному
бюджету». Соответственно,
бюджетные параметры на 2012-2014 годы, а также
положенные в их основу показатели прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на этот период составят «отправную
точку» для разработки и утверждения в
2012 году первого долгосрочного экономического
прогноза и увязанной с ним долгосрочной
бюджетной стратегии, а также основных
государственных программ Российской
Федерации.
К настоящему времени Правительством
Российской Федерации определен перечень
государственных программ Российской
Федерации, создана необходимая для их
разработки нормативная и методическая
база, федеральными органами исполнительной
власти проводится подготовка проектов
государственных программ Российской
Федерации, которая должна быть завершена
в декабре 2011 года.
Одновременно с проектом федерального
закона «О федеральном бюджете на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную
Думу будет представлено аналитическое
распределение расходов федерального
бюджета по государственным программам
Российской Федерации, основные параметры
которого представлены в следующей таблице:
Таблица 1- АНАЛИТИЧЕСКОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2012-2014
ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРОГРАММ РФ.
млрд. рублей
|
2011 ГОД |
2012 ГОД |
2013 ГОД |
2014 ГОД |
Всего по государственным программам
(41 программа) |
10 200,6 |
11 762,4 |
12 667,9 |
13 160,0 |
в % % к общему объёму расходов |
92,5 |
96,4 |
94,3 |
92,1 |
I Новое качество жизни
(13 программ) |
4 588,1 |
5 623,8 |
5 847,4 |
5 841,2 |
II Инновационное развитие и модернизация
экономики
(17 программ) |
1 781,6 |
1 837,8 |
1 832,6 |
1 844,9 |
III Обеспечение национальной безопасности
(2 программы) |
1 876,0 |
1 977,3 |
2 438,5 |
2 258,4 |
IVСбалансированное региональное развитие
(4 программы) |
818,1 |
744,7 |
621,4 |
554,9 |
V Эффективное государство
(5 программ) |
1 136,8 |
1 578,8 |
1 927,9 |
2 160 ,5 |
При этом в рамках подготовки к
переходу к «программному бюджету»
с 2012 года планируется ввести новую
классификацию видов расходов федерального
бюджета, обеспечивающую, при сохранении
всей необходимой бюджетной информации,
ее систематизацию в увязке с формируемыми
государственными и ведомственными
программами[19]
Для решения задачи по сокращению дефицита
федерального бюджета и, соответственно,
подготовке к введению с 2015 года фискальных
правил при формировании основных характеристик
федерального бюджета на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов предлагается в основном
исходить из сохранения сложившегося
уровня расходов федерального бюджета
в процентах к ВВП (без учета компенсации
бюджетам государственных внебюджетных
фондов доходов, выпадающих в результате
снижения ставки страховых взносов) и
его снижения в 2014 году.
Таблица 2 – ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2012 -2014 ГОДЫ.
млрд.рублей
Показатель |
2011год |
2012год |
2013год |
2014год |
Доходы |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы(без учета компенсации выпадающих
доходов бюджетов государственных внебюджетных
фондов РФ) |
11 022,5 |
11 961,9 |
13 156,3 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
20,8 |
20,7 |
20,3 |
Компенсация выпадающих государственных
внебюджетных фондов в связи со снижением
тарифов страховых взносов |
- |
236,4 |
275,6 |
- |
Расходы (с учетом компенсации
выпадающих доходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
Дефицит |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
- 1 648,4 |
%% к ВВП |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
Такой подход обеспечивает сокращение
дефицита федерального бюджета,
в том числе – по сравнению с ранее
утвержденными на 2012-2013 годы параметрами,
некоторое сокращение нефтегазового дефицита
и сбережение части нефтегазовых доходов
в Резервном фонде, однако цена на нефть,
обеспечивающая сбалансированность федерального
бюджета, будет расти.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным
бюджетом, который формируется и будет
исполняться в условиях внедрения новых
форм финансового обеспечения услуг, оказываемых
федеральными государственными (казенными,
бюджетными и автономными) учреждениями[19]
К настоящему времени федеральными органами
исполнительной власти приняты все необходимые
для этого нормативные документы, в основном
определена структура сети подведомственных
им учреждений.
По предварительным данным, с 1 января
2012 года из 8 780 федеральных государственных
учреждений 3 600 будут функционировать
в качестве казенных учреждений, 5 140 –
бюджетных учреждений (с расширенными
полномочиями) и 40 – автономных учреждений.
Одновременно с распределением предельных
объемов бюджетных ассигнований по статьям
классификации расходов федеральными
органами исполнительной власти будут
представлены сводные показатели государственных
заданий на 2012-2014 годы, которые после утверждения
бюджетных ассигнований будут доведены
до соответствующих государственных учреждений.
Тем самым уже в текущем бюджетном цикле,
в соответствии с поставленной в Бюджетном
послании задачей, будет заложена база
для апробации и последующего развития
в увязке с формируемыми государственными
программами новых форм финансового обеспечения
государственных услуг, повышения их доступности
и качества, создания условий для оптимизации
бюджетной сети, стимулов для повышения
результативности деятельности государственных
учреждений и их работников.
Как отмечено в Бюджетном послании, основными
направлениями работы по децентрализации
полномочий должны стать подготовка и
реализация предложений по передаче субъектам
Российской Федерации федеральных государственных
учреждений в сферах образования, здравоохранения,
культуры, сельского хозяйства, оптимизации
субсидий региональным бюджетам, в том
числе – их консолидация в рамках государственных
программ Российской Федерации и повышение
доли субсидий, распределяемых непосредственно
федеральным законом о федеральном бюджете,
стимулированию субъектов Российской
Федерации по наращиванию налогового
потенциала, сокращению предоставления
кредитов субъектам Федерации. При формировании
проекта федерального бюджета на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов в рамках
перевода с 2012 года финансового обеспечения
полиции на федеральный уровень планируется:
- передать субъектам Российской Федерации
федеральные учреждения среднего профессионального
образования, полномочия в области содействия
занятости населения (за исключением социальных
выплат безработным гражданам) и учреждения,
осуществляющие дезинфекционную деятельность:
- исходить из финансового обеспечения
выплат пособий при устройстве детей-сирот
в семью, содержания детей-сирот в семье
опекуна и в приемных семьях, реализации
мер по социальной поддержке реабилитированных
лиц за счет собственных средств бюджетов
субъектов Российской Федерации, высвобождаемых
в результате сокращения расходов бюджетов
субъектов Российской Федерации на обеспечение
полиции;
- передать в федеральный бюджет часть
доходных источников, администрируемых
федеральными органами исполнительной
власти (государственную пошлину за регистрацию
транспортных средств и штрафов за административные
правонарушения в сфере дорожного движения),
или фактически являющихся одной из форм
межбюджетных трансфертов (часть акцизов
на алкогольную продукцию, распределяемых
по нормативам).
В целях реализации поставленной в Бюджетном
послании задачи по стимулированию наращивания
налогового потенциала в федеральном
бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные
ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на
поощрение субъектов Российской Федерации,
обеспечивших наилучшие результаты в
развитии предпринимательства, привлечении
инвестиций, увеличении доходов бюджетов.
Реализация этих и других мер в рамках
формирования межбюджетных отношений
на 2012-2014 годы составит первый, подготовительный
этап комплексной работы по совершенствованию
разграничения полномочий и развития
системы межбюджетных отношений[19].
Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены
условия для устойчивого экономического
развития и сохранения макроэкономической
стабильности при безусловном исполнении
принятых расходных обязательств Российской
Федерации, реализации ключевых приоритетов
социально-экономического развития страны,
повышения эффективности бюджетных расходов,
совершенствования межбюджетных отношений
и решения других задач бюджетной политики,
сформулированных в Бюджетном послании
и других документах стратегического
планирования.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ
ЭКОНОМИКИ
Развитие российской экономики
на современном этапе невозможно
без подъема промышленного производства.
Деятельность предприятий в последнее
время характеризуют чаще всего
как деятельность в условиях кризисной экономики.
Кризисное состояние определяется множеством
сложившихся макроэкономических факторов, но наряду с ними, продолжает
действовать и множество микроэкономических факторов,
связанных с низкой эффективностью управления,
и прежде всего, финансового управления.
Неотъемлемой частью процесса подъема
экономики является постановка современных
и совершенствование действующих
систем управления финансами на
промышленных предприятиях. Это означает,
в первую очередь, включение параметров
учета основных факторов избежания рисков кризисного состояния
и угрозы банкротства. К сожалению, решается
данная проблема в основном на практическом
уровне, теоретических, концептуальных
разработок по адекватным кризисным условиям
системам финансового управления очень
мало. Прежде всего для данных целей используется
западная теория финансового менеджмента,
использование которой по причине ее ориентированности
на стратегию роста предприятий, чрезвычайно
затруднено. Практические разработки
в данном направлении ведутся с акцентом
на технологии, процедуры обработки информации,
моделирование процесса принятия управленческих решений,
сводящих финансовый аспект к набору правил
и инструментов.
Фрагментарность российской теории и
методологии финансового управления
предприятием в условиях кризиса не
позволяет создать систему управления
финансами, адекватную внесистемным финансовым
рискам, связанным с общей экономической
ситуацией, финансовым рискам, генерируемым
самим предприятием. Все это и обусловило
актуальность темы, в которой делается
попытка комплексного исследования проблем
и условий кризисного состояния предприятий
в целях формирования адекватной ей системы антикризисного управления.
На современном этапе развития
экономики, выход России из кризиса и ее устойчивое развитие
невозможны без совершенствования финансового
управления предприятий, для чего требуется
учитывать и снижать влияние основных
финансовых рисков, как макроэкономических, так и генерируемых действиями
самого предприятия.
Создание условий для эффективного
роста промышленности требует принципиальных изменений в
области финансового управления предприятием,
поскольку сегодня, как никогда, финансовые
ресурсы становятся наиболее дорогим
и дефицитным видом ресурсов. Сложившаяся система
управленияфинансами на большинстве предприятий середины
90-х годов, по прежнему отвечает, в основном,
требованиям административно - командной
экономики, что не обеспечивает необходимой
эффективности производства и егоконкурентоспособности.
Формирование и использование финансовых
ресурсов сопряжено с финансовыми рисками,
влияние которых на деятельность предприятия
в практике российского финансового менеджмента не
достаточно учитывалось. Неблагоприятное
воздействие финансовых рисков в значительной
степени усиливается под влиянием кризисного состояния
экономики, которое, не смотря на успехи
конца 99 года и начала 2000 года, продолжает
действовать.
Сочетание макро и микроэкономических факторов,
обуславливающих кризисное состояние
экономики усиливает негативные последствия
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, что требует, прежде всего,
неотложных мер антикризисного финансового управления.
Кризисное состояние
экономики поддерживается, в частности,
крайне низким использованием производственного
и рыночного потенциала предприятий, необратимым
старением основных фондов. Продолжающее
действие инфляции, ограничиваемой в основном, жесткой денежной политикой,
дефицит платежных средств и капитала (инвестиций),
нерациональная налоговая политика и
множество других макроэкономических
факторов, усиливающих кризис,
продолжают действовать и в настоящее
время. При соединении с микроэкономическими факторами
на уровне предприятия - потере рынков сбыта,
нехватки оборотных средств, нерационального
управления, -мультиплицируют эффект неплатежеспособности и угрозы банкротства.
Основной идеологией совершенствования
системы управления финансами
предприятий является сочетание
мер антикризисного менеджмента
на макроуровне со стратегией роста, вырабатываемой
самим предприятием. Говоря о настоящей
ситуации - кризисной экономике, мы определили категорию части
финансовых рисков как катастрофических
рисков, связанных с потерей финансовой
независимости и банкротством. В связи с чем, и процедура совершенствования
системы управления финансами промышленного
предприятия рассмотрена как система,
настраиваемая на избежание катастрофических
рисков, снижение основных финансовых
рисков, присущих любой хозяйственной деятельности,
и стратегически направленная на обеспечение
финансового равновесия предприятия в
длительном периоде.
Укрупненным и
относительно самостоятельным объектом
управления являются финансовые ресурсы
- все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием
для формирования необходимых ему активов в
целях осуществления всех видов деятельности,
как за счет собственных доходов, накоплений
и капитала, так и за счет различных поступлений. Приоритетность управления
финансовыми ресурсами подтверждает динамика управленческого процесса:
стратегия предприятия -есть выбор и обоснование
политики эффективного размещения финансовых
ресурсов предприятия, предусматривающая
целью максимизацию ценности стоимости) предприятия, а тактика
- есть концентрация поставленных целей
в виде системы планов и их ресурсного обеспечения.
Именно финансовые ресурсы становятся
связующим звеном между всеми
компонентами управления предприятием.