Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить принципы построения бюджетной системы и предложить возможные пути совершенствования.
Исходя из поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
1.изучить теоретические основы принципов построения бюджетной системы РФ;
2.провести анализ принципов построения бюджетной системы РФ;
3.разработать предложения по совершенствованию бюджетной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………...
5
2 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы 19
2.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
24
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой бюджетный дефицит (табл.1).
Таблица 2 Дефицит/профицит консолидированного бюджета РФ
Профицит, дефицит консолидированного бюджета | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
млрд. руб. | 137,6 | 264,3 | 96,9 | 173,8 | 760,2 | 1759,0 | 2250,6 | 1989,7 | 1705,1 | 3217,6 | 2936,9 |
в процентах к ВВП | 1.9 | 2.9 | 0.9 | 1.3 | 4.5 | 8.1 | 8.4 | 6.0 | 4,1 | -8,3 | -6,8 |
Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.
В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики. «Сократив расходы, мы бы дополнительно уменьшили внутренний спрос, усилив тем самым воздействие кризиса на экономику», - Евсей Гурвич. Второе дыхание бюджета// Российская газета. №79, май, 2009..
Основные направления бюджетной политики и развития бюджетной системы были определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 23 мая 2009.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.
Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
Отдельная
глава полностью посвящена
Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.
Действующая
система разграничения
Неоправданно
возросло число субвенций и субсидий,
не связанных с реализацией
Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.
Причины
существования и роста
В
целях решения проблем в сфере
межбюджетных отношений следует
действовать в следующих
- инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
- обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;
- при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;
- создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;
- выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;
- переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;
- активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;
- дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, проводимая бюджетная политика дает возможность реализовывать на практике принципы организации бюджетной системы и бюджетного устройства, совершенствовать их для организации эффективной бюджетной системы.
Все
вышесказанное еще раз
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что в последнее десятилетие проделана огромная работа в части создания бюджетного законодательства, адекватного условиям перехода к рыночным отношениям и построения федеративного государства, процесс реформирования бюджетного законодательства продолжается. Основным его направлением является совершенствование отношений между бюджетами разного уровня, базирующееся на реализации принципов бюджетного федерализма. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ отсутствуют положения, определяющие организацию межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм является формой организации бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. К его основным принципам относятся: сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы; равенство бюджетных прав субъектов федерации; четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней; самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему; прозрачность межбюджетных отношений.
В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровень без адекватной передачи доходных источников. Это ведет к несбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов, и муниципального долга. Сохраняется очень высокой доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенции, взаимные расчеты и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков: он слабо увязан с конечными целями и задачами развития субъектов РФ и муниципальных образований, недостаточно стимулирует региональные органы власти и органы местного самоуправления укреплять собственную налоговую базу, не в полной мере учитывает реальные потребности регионов в средствах, не предполагает необходимой прозрачности методик расчета финансовой помощи и др.
В целях преодоления указанных недостатков и совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней принята и реализуется Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584. Основными задачами Программы являются: упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ; четкое разграничение расходных полномочий между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления; разграничение на постоянной основе налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; формирование объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки регионов и муниципальных образований; повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровне.
Информация о работе Принципы построения бюджетной системы РФ