Принципы финансирования государственных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Независимо от источников покрытия расходов финансирование осуществляется на основе следующих принципов: плановости, необратимости и безвозвратности, целевого направления средств и их эффективного использования, финансирования по мере выполнения планов, оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников, соблюдения режима экономии и осуществление постоянного контроля за их использованием.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 21.00 Кб (Скачать файл)

4. Принципы финансирования государственных расходов

Независимо от источников покрытия расходов финансирование осуществляется на основе следующих принципов: плановости, необратимости и безвозвратности, целевого направления средств и  их эффективного использования, финансирования по мере выполнения планов, оптимального сочетания собственных, кредитных  и бюджетных источников, соблюдения режима экономии и осуществление  постоянного контроля за их использованием.

 • Принцип необратимости  и безвозвратности финансирования  государственных расходов означает  выделение средств без прямого  их возвращения государству и  без внесения в государственные  фонды средств любой платы  за получение этих средств.  Можно сказать, что косвенное возвращение полученных от государства средств заключается в материальном приросте основных фондов в государственной и коммунальной производственной и непроизводственной сферах, увеличение доходов государственных и коммунальных предприятий, подготовке квалифицированных кадров для общества.

 • Принцип целевого направления  финансирования государственных  расходов заключается в том,  что средства планируются, отпускаются  и используются на четко определенные  нормативными и индивидуально-плановыми  финансовыми актами цели и  мероприятия: выплата заработной  платы, текущие расходы, расходы  развития. Эффективное использование  средств имеет целью получение  общественно необходимого или  желаемого результата при минимальных  затратах живого и овеществленного  труда и материальных ресурсов. Выполнение этого принципа на  практике означает совершенствование  форм и методов оперативного  управления производственной и  финансовой деятельностью государства,  разработку дополнительных рычагов  и стимулов, направленных на сокращение  потерь и непроизводительных  затрат, интенсификации производства  и использования научно-технического  прогресса. 

 • Принцип финансирования  по мере выполнения планов  означает, что средства выделяются  не автоматически, а в соответствии  с фактическим выполнением работ,  количественными и качественными  показателями, которые предопределяют  объемы расходов на конкретные  цели в момент возникновения  реальной потребности в предоставлении  средств. Благодаря этому принципу  денежные ресурсы могут находиться  в постоянном обороте. Выполнение  этого принципа четко прослеживается  при финансировании капиталовложений  и капитальных ремонтов.

 • Принцип оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных средств состоит в том, что при определении объема финансирования на всех уровнях сначала учитывается наличие и возможность использования собственных средств или сокращения собственных расходов, потом - возможность получения банковских кредитов и лишь при объективной невозможности покрытия расходов из вышеупомянутых источников решается вопрос о выделении бюджетного или ведомственного финансирования. Этот принцип применяется на стадии планирования, распределения и использования государственных ресурсов при покрытии текущих расходов и капиталовложений.

 • Принцип соблюдения режима  экономии применяется на стадии  фактического использования и  проявляется в рациональном использовании  трудовых и материальных ресурсов, использовании новейших ресурсосберегающих  технологий, повышении норм выработки сырья и природных ресурсов. Именно поиск и развитие техники и технологии производства, поиск дешевых ресурсов могут привести к экономии и рациональному использованию природных, материальных и денежных ресурсов государства.

 При дефиците бюджета и  инфляции средств соблюдение  перечисленных принципов финансирования  является сложной задачей, а  отступление от них ведет к  таким тяжелым последствиям, как  бессистемное и нерегулярное  использование государственных  средств, возникновение проблемы  неплатежей и рост задолженности  государства по финансированию  тех или иных расходов. Поэтому  особую важность приобретает  принцип осуществления постоянного  контроля за использованием всех видов государственных ресурсов. Контроль дает возможность выяснить ошибки и недостатки в финансовой деятельности государства и принять меры для их устранения. Он также дает информацию для перспективного и текущего планирования государственных расходов при определении целевого направления средств и их оптимальных объемов.

  1. Факторы, которые влияют на объем расходов бюджета.

 

Бюджетный кодекс определяет расходы  бюджета — как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Распределение  государственных средств по отдельным  расходным статьям закрепляется законодательно в составе законов  о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным  элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных  полномочий различных уровней государственной  власти.

Для оценки расходов могут использоваться такие показатели, как их общий  объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура  расходов и ее изменение, а также  объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для  изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная  классификация расходов бюджета.

Размер бюджетных расходов зависит  от многих факторов. Они определяются объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит  от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений  в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим факторы, определяющие динамику расходов.

Динамика экономического развития страны. Если страна находится на этапе  экономического подъема, доходы бюджета  растут и, как следствие, расширяются  возможности по осуществлению бюджетных  расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные  заказы) оказывают давление на правительство  с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

Сокращение расходов, особенно в  части финансирования социальных программ, — это непопулярная мера. Поскольку  программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии  политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

 

  1. Методы бюджетного финансирования.

Осуществление расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему  предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального эффекта  при минимуме затрат. Бюджетные  средства могут и должны предоставляться  при условии, что эффект от  их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться  двояким образом. Во-первых, в  решении максимального количества  задач социально-экономического  развития страны при заданном  объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет  денежных средств за счет роста  доходов получателей бюджетных  ассигнований.

2) Целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Он обеспечивается  за счет выделения бюджетных  средств конкретным получателям.  Юридические лица получают средства  из бюджета только на заранее  обусловленные цели, что строго  контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

 

3) Предоставление бюджетных средств  только в меру использования  ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам,  с одной стороны, осуществлять  действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств  осуществляется без условий их  обязательного возврата в госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных ассигнований  означает, что за выделенные бюджетные  средства получатели бюджетных  ассигнований не обязаны платить  государству какие-либо средства  в виде процентов, части доходов  и т.п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие  части издержек, возмещение которых  не обеспечивается за счет  цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в  практике бюджетного финансирования имеет  сметное финансирование. Этот метод  получил широкое распространение  при финансировании государством сферы  образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального  обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются  применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются  на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая  определяется применительно к каждому  бюджетному учреждению в зависимости  от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных  операций и т.п.


Информация о работе Принципы финансирования государственных расходов