Проблема неплатежей в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Денежная и финансово-кредитная системы — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Укрепление денежного обращения и деятельность кредитной системы страны также важны для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Вопрос 16. Проблема неплатежей в народном хозяйстве 4
1.1 Понятие неплатежей 4
1.2 Причины неплатежей в РФ в 90-х годах 5
1.2.1 Искусственная нехватка денег в стране 5
1.2.2 Преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы 6
1.2.3 Налоговая политика 7
1.2.4 Монополистическое ценообразование 8
1.2.5 Неконкурентноспособность отечественной продукции 9
1.2.6 «Прокрутка» денег 11
1.3 Последствия кризиса неплатежей 11
1.4 Меры по преодолению кризиса неплатежей 14
2. Вопрос 33. Вексельное обращение: суть, его значение в современной ситуации 18
2.1 Вексель как кредитно-расчетный инструмент 18
2. Сущность векселя как финансового инструмента 19
2.3 Значение вексельного обращения в современной России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит контрольная.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Вопрос 16. Проблема неплатежей в народном хозяйстве

1.1 Понятие неплатежей

1.2 Причины неплатежей в РФ в 90-х годах

1.2.1 Искусственная нехватка денег в стране

1.2.2 Преднамеренная  неоплата  государственных  заказов,  задержка  пенсий  и зарплаты работникам бюджетной сферы

1.2.3 Налоговая политика

1.2.4 Монополистическое ценообразование

1.2.5 Неконкурентноспособность отечественной продукции

1.2.6 «Прокрутка» денег

1.3 Последствия кризиса неплатежей

1.4 Меры по преодолению кризиса неплатежей

 

2. Вопрос 33. Вексельное обращение: суть, его значение в современной ситуации

2.1 Вексель как кредитно-расчетный инструмент

2. Сущность векселя как финансового инструмента

2.3 Значение вексельного обращения в современной России

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Денежная и финансово-кредитная системы — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Укрепление денежного обращения и деятельность кредитной системы страны также важны для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве.

В условиях развитого товарного хозяйства деньги связывают между собой множество товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. В результате разрыв в одном из звеньев платежной цепи неизбежно приводит к разрушению всей цепи долговых обязательств и возникновению массовых банкротств товаровладельцев. Проблема неплатежей по своим долгам стоит перед предпринимателями во всех странах. Особенно острой она стала в России. Решению ускорения платежей между предприятиями может способствовать расширение использования таких видов кредитных денег, как банковские векселя, электронные деньги и возникшие на их основе кредитные карточки.

В этом и заключается актуальность тем, которым посвящена данная работа – проблемы неплатежей в народном хозяйстве и вексельного обращения. Основная цель работы – осветить основные аспекты проблемы неплатежей и вексельного обращения по сути. Для выполнения поставленной цели выполнены следующие задачи: выявление сущности неплатежей, анализ причин возникновения проблемы неплатежей и возможных путей решения проблемы; раскрытие понятия «вексельное обращение» через рассмотрение векселя с точки зрения выполнения им различных функций, а также анализ значения вексельного обращения в нашей стране.

 

1. Вопрос 16. Проблема неплатежей в народном хозяйстве

 

1.1 Понятие неплатежей

   В России неплатежами считаются все платежные  поручения,  не  оплаченные после доставки товаров или оказания услуг по наступлении  срока платежа. В западных странах поставщики дают, согласно   законодательству,   своим потребителям от 30 до 90 дней для того,  чтобы  оплатить  счета,  только  по истечении этого срока задолженность  считается  просроченной.  Это  отражает нормальные отношения  доверия  и  взаимопонимания  предприятий-участников  в рыночной системе.

Существуют расхождения  в  трактовках  самого  понятия  “неплатежи”.  Во многом последующие  оценки  и  ход  рассуждений  основываются  на  различных определениях неплатежей.

   В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя  совокупную просроченную задолженность предприятий другим  предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и  внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам). “Классическим” видом неплатежей в узком смысле этого слова является просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При  этом  большая часть неплатежей нефинансового сектора России приходится на  промышленность, примерно 30% - на сельское хозяйство, строительство и транспорт. Доля промышленности в неплатежах в России на протяжении 1994-1995гг. немного превышала 70 %. Поэтому основной предмет рассмотрения моей работы - неплатежи как просроченная   задолженность промышленных предприятий своим поставщикам[1].

1.2 Причины неплатежей в РФ в 90-х годах

1.2.1 Искусственная нехватка денег в стране

В каждой стране, будь то страна с переходной экономикой,  или  страна  с развитой рыночной экономикой, существуют свои причины кризиса неплатежей.  В России же, с ее специфическими  особенностями  не  только  экономики,  но  и политики,  а  также  географическими   особенностями.   Неплатежи   вызывают различные  проблемы.  Однако  среди  них  можно  выделить  наиболее  важные: искусственная нехватка денег в стране, несовершенство  налоговой  политики, преднамеренная  неоплата государственных   заказов,   задержка   пенсий   и заработной  платы  работникам   бюджетной   сферы,   неконкурентоспособность отечественной  продукции,  монополистическое  ценообразование,   «прокрутка» денег.

   Непреложный факт современной российской действительности - искусственно созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики и  возвращение ее в состояние всеобщего натурального обмена. В странах, сопоставимых с Россией по  уровню экономического развития, количество наличных и безналичных денег в обращении (денежный агрегат М2)  в  нормальных  условиях находится на уровне 80 % ВВП, в США - даже 120 %. У  нас  же  в  октябре 1996 г. этот показатель составлял 10 –12 % (в 1991 г. – 70 %). Подобное положение является следствием  сознательно проводившейся  в  1992-1995  гг. политики резкого сокращения денежной массы и  платежеспособного  спроса.  За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте увеличилось в 230 раз.

Обесценение   сбережений,   снижение   доходов   основного   внутреннего потребителя, искусственная нехватка оборотных средств у предприятий  привели к резкому сокращению внутреннего платежеспособного спроса, то есть к  сжатию внутреннего рынка, что и явилось главной причиной экономического  спада.  По имеющимся оценкам, действием этого фактора можно объяснить до  57  %  общего объема  падения  производства.  На  второй  по  значению  фактор  -   потерю партнеров в бывших советских республиках и странах бывшего СЭВ -  приходится 35%. И, наконец, на третий фактор - снижение   конкурентоспособности отечественных  производителей  из-за   ужесточения   налогового   пресса   и замещения их продукции импортом – 8 %.

1.2.2 Преднамеренная  неоплата  государственных  заказов,  задержка  пенсий  и зарплаты работникам бюджетной сферы

Снижение темпов инфляции в стране было  достигнуто, прежде всего,  ценой дезорганизации  всей  бюджетной  сферы,  и  одним  из  ее  проявлений  стали неплатежи. По мере углубления курса  на  искусственное  сокращение  денежной массы основную роль в развитии кризиса неплатежей примерно с  1993-1994 гг. начала играть именно проводимая правительством   сознательная политика длительной неоплаты выполненных государственных заказов, недофинансирования утвержденных парламентом статей бюджетных расходов и как следствие задержек выплат пенсий и зарплаты работникам  бюджетной сферы, которые составляют около половины всех работающих в стране.

   Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось и приходится  в настоящее время не более 10  –  15  % всех неплатежей в экономике. Но бюджетные деньги являются либо главной причиной,  либо первоисточником практически каждого случая неплатежей. По  некоторым  оценкам,  один  рубль, вовремя невыплаченный бюджетом по своим обязательствам, сегодня порождает  6 – 7 руб. неплатежей по всей  цепи  экономических отношений.  Бюджет,  таким образом, является в нынешних условиях виновником  от  1/2  до  2/3  из  всех неплатежей в стране.

   Неоплаченный в установленные сроки государственный заказ  (неважно,  что это - подводная лодка или  вагон  с  зерном)  порождает  на  взаимосвязанных предприятиях невыплаты  заработной  платы,  неоплату  по  их  обязательствам поставщикам энергии, сырья,  комплектующих  изделий,  неоплату  транспортных расходов, кредитов. Эти  неоплаты,  в  свою  очередь,  вызывают  последующие неплатежи партнерам  партнеров  и  у  всех  участников  экономической  цепи, вместе взятых, - неплатежи налогов в бюджет. Затем начинается новый виток  в спирали  неплатежей:  недобор  налогов  в  бюджет,  неоплата  госзаказов   и невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса,  падение производства, новые неплатежи в бюджет и т.д.  Образовался,  таким  образом, своего рода порочный замкнутый круг, разорвать который на  уровне  отдельных предприятий невозможно, какими бы мощными они ни были.  Прорыв  реален  лишь там, где этот  круг  первоначально  и  по  преимуществу  возник  -  в  сфере отношений бюджета со всей остальной экономикой.

1.2.3 Налоговая политика

   Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г. налоговая  политика правительства  с  течением  времени   превратилась   в   сильнейший   тормоз экономического развития страны и  мощный  фактор  ее  бюджетно-финансовой  и социальной  нестабильности.  Запредельные  ставки  налогообложения  породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как  следствие  падение  налоговых поступлений в бюджет, а не их рост.

   Естественно,  поставленные  в  невыносимые  налоговые   условия   многие предприятия постарались вывести  значительную  часть  своего  экономического оборота из-под налогового пресса. Сегодня от  налогов  уклоняются  до  80  % всех юридических лиц и  индивидуальных  предпринимателей.  При  этом  широко используются "взаимная амнистия" по задолженности  друг  другу,  натуральный обмен  (бартер),  налоговые  освобождения  и  выбитые   путем   лоббирования налоговые  льготы,  всякого  рода  квазиденьги,   искусственное   сокращение масштабов производства и пр. Другая негативная  сторона  нынешней  налоговой системы - прямой уход 40 % и более реальной российской экономики в  теневую, то  есть полностью неналоговую сферу, расчеты "черным   полом", рост организованной  преступности,  массовое  укрывательство  личных  доходов и имущества от налогообложения, наличие на  руках  (вне  банковской  сферы)  у населения, ни в чем не доверяющего правительству, 40 – 60 млрд. долл. в иностранной валюте, массированный отток  российских  капиталов  за  границу, превысивший уже, по самым минимальным западным оценкам, 100 млрд.  долл., и т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на  современный  кризис неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей  нехваткой  денег возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их  расчетов  с бюджетом.

1.2.4 Монополистическое ценообразование

   Для  всей   сферы   обрабатывающей   промышленности, агропромышленного комплекса,  торговли,  услуг,  коммунального  хозяйства  и   пр.   подлинным бедствием  стал  безудержный  рост  в  последние годы внутренних цен на продукцию естественных монополий, прежде всего на электроэнергию, нефть и нефтепродукты, газ, услуги связи, транспортных тарифов. Внутренние цены на эти  ресурсы,  достигнув  на  начальной  стадии  реформ  более   или   менее естественного мирового уровня  и  тем  самым ликвидировав  свое  длительное искусственное отставание, в дальнейшем по ряду позиций  значительно  (в  1,5 раза  и  более)  превысили   мировой   уровень.   Сейчас продолжается   их относительное повышение: в среднем темпы роста внутренних цен  на  продукцию естественных монополий в годы реформ в 3 раза  превысили  рост  цен  на  все другие виды продукции в стране.

   "Инфляция издержек" была и остается фактором нашей экономики, по своему значению не меньшим, а, по-видимому, большим,  чем  классическая  монетарная инфляция. Это специфически  разрушительно   воздействует   на   российскую экономику: ее энерго- и материалоемкость  в  2-3  раза  (причем  во  многом экономически неоправданно) превышает соответствующие показатели в большинстве промышленных  государств,  а  наши транспортные  расстояния от Калининграда до Владивостока не сопоставимы  ни  с  какими  расстояниями в других  странах,  которые,  между  прочим,  и  формируют   мировой   уровень транспортных тарифов.

   Общую платежеспособность российской экономики настолько подрывает "инфляция издержек", что правительство в конце концов, видимо,  смирилось  с нынешней  уродливой,  невиданной   ни   в   одной   стране   мира системой взаимоотношений государства  и  предприятий-  монополистов:  РАО "Газпром", например, должен экономике 15 млрд. руб., а потребители,  в  первую  очередь бюджетники, должны "Газпрому" (во многом  из-за нереальных  цен)  50  млрд. руб., и никто никому не платит, но зато газовая  отрасль  имеет  возможность удерживать монопольно высокие цены. Того,  что  она  пока  получает  от  еще платежеспособных потребителей, так или иначе хватает  ей,  чтобы  обеспечить себе безбедное существование.

   1.2.5 Неконкурентноспособность отечественной продукции

   Существенным  фактором  кризиса  неплатежей  стала  также неспособность значительной части  обрабатывающей  промышленности  адаптироваться  к  новым условиям. Далеко не все руководители предприятий  восприняли поначалу всерьез переход к рынку: либерализацию цен, резкое сокращение государственных  субсидий  и  льготных, а то и невозвратных кредитов, обострение конкуренции на внутреннем рынке.

   Печальный опыт таких промышленных гигантов, как ЗИЛ, АЗЛК, Ростсельмаш и других, говорит о том, что большая доля вины за положение в экономике  лежит на    самих предприятиях, не сумевших существенно повысить конкурентоспособность  своей  продукции  в  условиях  резкого  изменения   и масштабов, и  структуры платежеспособного потребительского  спроса.  Когда исчез искусственный (по существу,  бесплатный) спрос армии  и  сельского хозяйства  на  тяжелые  грузовики  или спрос   колхозов   и   совхозов   на неконкурентоспособные тракторы и комбайны, продаваемые  к  тому же по неоправданно высоким ценам, стало очевидно, что причины нынешних  трудностей со сбытом такой продукции лежат не в монетарной,  а  преимущественно  в производственной сфере.

   Сумел же  в  рыночных  условиях  каким-то  образом  выжить  ГАЗ, быстро перешедший на новую, более перспективную  модель малотоннажного  грузовика. Видимо, для несумевших приспособиться  к  изменениям  на  рынке  предприятий только  реальная  угроза  полного  банкротства  может   стать   единственным способом, который заставит их осуществить давно назревшие преобразования в производстве, организации труда и сбыте своей продукции.

Информация о работе Проблема неплатежей в народном хозяйстве