Проблемы бюджетного финансирования республики Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:51, реферат

Краткое описание

В настоящее время экономика большинства регионов России находится в сильной зависимости от федеральной поддержки. Даже при наличии достаточного финансового потенциала, регионы стремятся получить средства из федерального бюджета.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование — предоставленные в безвозвратном порядке денежные средства из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

статья по финансам.docx

— 23.07 Кб (Скачать файл)

Проблемы бюджетного финансирования республики Дагестан

(Бюджетный голод республики Дагестан)

 

 

          В настоящее время экономика большинства регионов России находится в сильной зависимости от федеральной поддержки. Даже при наличии достаточного финансового потенциала, регионы стремятся получить средства из федерального бюджета.

          Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование — предоставленные в безвозвратном порядке денежные средства из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

         Бюджетное финансирование на региональном уровне осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) из федерального бюджета в региональный по определенному назначению для достижения общегосударственных целей.

         Структура регионального бюджета позволяет судить об устойчивости или неустойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления финансирования расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджета субъектов (регионов) Федерации.

       Республика Дагестан относится к числу регионов, у которой доходная часть финансового баланса формируется за счет трансфертов из федерального бюджета, что придает ее развитию крайне зависимый и неустойчивый характер. 

        Цитируя слова президента республики Дагестан Магомедсалама Магомедова «Северный Кавказ очень серьезно недофинансирован» и анализируя «сегодня» республики напрашивается вывод, что  сегодня республика Дагестан занимает последнее место по бюджетной обеспеченности.

       Такие проблемы республики начались еще в период масштабного экономического кризиса 90-х годов в стране, когда дагестанской экономике был нанесен сокрушительный удар, от которого мы до сих пор не оправились. Фактически мы потеряли целые отрасли, которые производили востребованную продукцию и занимали определенные ниши в экономике страны. Одной из ведущих отраслей экономики была раньше легкая промышленность, насчитывающая около 30 крупных и средних предприятий с численностью занятых на них около 25 тыс. человек. Сейчас большинство из них не работает из-за отсутствия в прежних объемах государственного заказа, а число занятых в отрасли сократилось более чем в 5 раз. И таких примеров много…

        Говоря о сегодняшнем дне, следует отметить, что республика, находящаяся на переднем фронте противостояния российской государственности и мировых сил желающих развалить страну, оказалась один на один с проблемой всей страны и понесла громадные экономические потери от нарастающего давления на нее. Государство вводит инфраструктурные ограничения для республики, вместо того, чтобы поднять экономику в целом, создавать коммуникации, необходимую инфраструктуру.

      Возможности дагестанского бюджета не позволяют создавать инфраструктуру, адекватную современным требованиям. Поэтому глава республики не случайно говорит, что «все упирается в целом в возможности страны, наверное, бюджетные возможности».

 

     Уровень бюджетной обеспеченности территории является фактором, определяющим его жизнеобеспечение и устойчивое развитие. Фактически по расчетам Минфина РФ уровень бюджетной обеспеченности РД на 2012 год с учетом дотаций из федерального бюджета (после межбюджетного выравнивания) является самым низким среди субъектов РФ и составляет 0,576. Такой низкий уровень бюджетной обеспеченности населения РД, высокая дотационность бюджета, не позволяют в полной мере обеспечить стабильное социально-экономическое развитие региона. А ведь сколько раз поднимался вопрос о размещении оборонного заказа на предприятиях республики, но в федеральном центре все обламывалось.

     Показатель доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан на душу населения также значительно ниже среднероссийского и самый низкий по субъектам СКФО. Так, доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан на душу населения за 2012 год составили 24 тысяч рублей. При этом данный показатель в среднем по субъектам Российской Федерации превышает53тысяч рублей, а по субъектам СКФО – 32,7 тысяч рублей.

 

    Анализируя все вышесказанное, можно выделить следующие четко сформулировавшиеся проблемы бюджетного финансирования Дагестана:

 

  1. инфраструктурные ограничения, вводимые государством  для РД
  2. низкий уровень показателя доходов консолидированного бюджета на душу населения РД
  3. неразвитость налоговой базы как источника пополнения регионального бюджета РД
  4. недостаточность источников финансирования дефицита республиканского бюджета РД
  5. низкий уровень бюджетной обеспеченности населения РД

 

    Несмотря на это, экономика республики демонстрирует неплохие темпы роста, превышающие средние показатели по стране. Так, рост валового регионального продукта за 2011-2012 годы составил 107,1%, промышленности – 109,1%, сельского хозяйства – 110,9%, инвестиций в основной капитал – 122%, строительства – 116,7%. Реальные денежные доходы населения выросли на 15 процентов, уровень бедности снизился с 9,1 процента в 2009 году до 8,3% в 2012 году.

  Потенциал республиканского и местных бюджетов можно повысить за счет одновременного увеличения собираемости налогов и повышения эффективности расходования бюджетных средств.

   Среди путей разрешения проблемы бюджетного финансирования в РД, можно выделить следующие:

  1. привлечение масштабных частных инвестиций в экономику. Среди них разработана и утверждена стратегия социально – экономического развития РД до 2025 года, в рамках которой принята Программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику РД на 2012-2016 годы». В рамках федеральной целевой программы «Юг России», на четырех рекреационных инвестиционных площадках и двух промышленных, осуществляется финансирование работ по созданию инженерных сетей. Пяти инвестиционным проектам Республики Дагестан предоставлены государственные гарантии Российской Федерации на 20,9 млрд. рублей. В их составе - проекты в области химической промышленности, производства строительных материалов, проекты в сфере сельского хозяйства. Инициаторами данных проектов являются ООО «Завод строительных материалов», ООО «Дагагрокомплекс», ООО «Мараби», ОАО «Дагфос», ООО «Кикунинский консервный завод». 
  2. формирование Залогового Фонда РД объемом 2,4 млрд. рублей, активы которого на конкурсной основе могут быть использованы инициаторами проектов для привлечения внебюджетных источников финансирования.

 

  1. формирование земельно-инвестиционного фонда РД, земельные участки которого предоставляются для реализации инвестиционных проектов. На сегодняшний день, он включает земельные участки общей площадью более 1800 га.

 

  1. формирование республиканского реестра из 81 инвестиционного проекта на общую сумму более 230,7 млрд. руб., 30 проектов находятся на стадии реализации. Сумма произведенных инвестиций по данным проектам на текущий момент составляет более 22 млрд. руб. Из них можно отметить такие проекты, как: строительство завода по выпуску листового стекла флоат-методом производственной мощностью 600 тонн в сутки. Завод будет выпускать тонированное, цветное, прозрачное стекло, а также рефлективные виды стекол, т.е. со светоотражающим покрытием. Общая стоимость проекта более 10 миллиардов рублей. Финансирование осуществляется за счет собственных средств инвестора ОАО «Каспийский завод листового стекла» и заемных средств Внешэкономбанка. Объект планируется сдать в августе 2013 года.

 

  1. принятие бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Целями фонда в Республике Дагестан являются: обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи; повышение эффективности управления ресурсами медицинских организаций; сокращение неэффективных расходов медицинских организаций; обеспечение зависимости уровня оплаты труда медицинского персонала медицинских организаций от объемов и качества оказания медицинской помощи и другие. 

 

 

Понятно, что эти масштабные проекты не дадут моментальной отдачи. Нужно минимум 5 – 8 лет, чтобы все эти проекты стали давать ощутимый эффект для всей экономики и в частности для бюджета республики.

(Наши земляки показывали своим трудом, что могут сами добиться экономического благополучия, если им хотя бы не будут мешать. Также мы видим на частных примерах, что дагестанцы могут добиваться успехов в самых различных сферах общественной и политической жизни. Успех футбольного клуба «Анжи», возглавляющего турнирную таблицу чемпионата России, наглядно это доказывает.)

 

Источники:

 

  1. Дагестанский информационный еженедельник "Новое Дело" выпуск № 40 (1079)12 Октября 2012

 

  1. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации М: Юрайт, 2004
  2. Финансовое право под редакцией д.ю.н, профессора M.M. Рассолова
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2007
  4. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и К, 2006
  5. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М. : Юнити, 2007
  6. Постановление Правительства РД от 28.02.2012г. №51
  7. http://www.kavkaz-uzel.ru
  8. http://wwvv.bujet.ru/article/80293.php
  9. РИА «Дагестан» - Республиканское информационное агентство

Информация о работе Проблемы бюджетного финансирования республики Дагестан