Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость как важного элемента налоговой системы и одного из основных источников доходной части бюджета, а также выявления проблем взимания НДС и путей их решения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1. Косвенное налогообложение в истории мировой и отечественной экономики.

1.1. Предпосылки перехода к НДС в странах Запада.

1.2. Возникновение косвенного налогообложения в СССР.

1.3. НДС как наиболее эффективный косвенный налог.



2. Роль НДС в налоговой системе России.

2.1. Налог на добавленную стоимость. Понятия и термины.

2.2. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость.



3. Тенденции в администрировании налога на добавленную стоимость.

3.1. Существующие проблемы при взимании НДС.

3.2.Причины низкой эффективности налогового контроля.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая НДС.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации 
 
 
 
 

К У Р  С О В А Я   Р А Б  О Т А

по предмету: Общая теория финансов 

Тема: Проблемы исчисления и взимания НДС на современном  этапе.   
 
 
 
 
 
 
 
 

\ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ 

1. Косвенное налогообложение в истории мировой и отечественной экономики.

1.1. Предпосылки перехода к НДС в странах Запада.

1.2. Возникновение косвенного налогообложения в СССР.

1.3. НДС как наиболее  эффективный косвенный  налог. 

2. Роль НДС в налоговой системе России.

2.1. Налог на добавленную стоимость. Понятия и термины.

2.2. Порядок исчисления  налога на добавленную  стоимость. 

3. Тенденции в администрировании налога на добавленную стоимость.

3.1. Существующие проблемы  при взимании НДС. 

3.2.Причины низкой эффективности налогового контроля. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В 2009 году мировое финансовое сообщество отмечало 55 лет налогу на добавленную  стоимость (англ. - value tax). Считается, что именно в 1954 году французский экономист М. Лоре разработал подробную схему обложения НДС и предложил заменить им налог с оборота.

    В настоящее время НДС является важнейшей частью налоговых систем 135 стран мира, в том числе всех стран - членов Европейского Союза (ЕС), Восточной Европы и СНГ, более 40 стран Азии, многих странах Африки и Латинской Америки.

    Стоит отметить, что НДС не взимается  в США и Австралии, а в Японии НДС претерпел столь большие изменения, что существенно отличается от других стран - его ставка составляет 5% и возмещение из бюджета сумм налога не производится.

    Не  обошел этот налог и нашу страну. В соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 года №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» взимание НДС на территории России началось с 1 января 1992 года: «Настоящим Законом вводится налог на добавленную стоимость. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации». Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

    В начале следующего года российскому НДС исполняется 20 лет,  и все это время он является одним из бюджетообразующих налогов.

    Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость как важного элемента налоговой системы и одного из основных источников доходной части бюджета, а также выявления проблем взимания НДС и путей их решения.

    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

    Первая  глава посвящена историческим предпосылкам возникновения косвенного налогообложения, его эволюции и возникновению НДС как самого совершенного из косвенных налогов.

    Вторая  глава раскрывает теоретические основы взимания НДС. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, раскрыты понятие налога на добавленную стоимость и его функции.

    В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки налогового администрирования налога на добавленную стоимость, пути дальнейшего развития налоговой системы.

    При написании работы были использованы учебники (в частности учебник «Финансы» СПбГУЭиФ под редакцией профессора М.В.Романовского), Налоговый и Таможенный кодексы РФ, сведения Федеральной службы государственной статистики и другие данные, в том числе данные сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Косвенное налогообложение

в истории мировой  и отечественной  экономики.

    Исследование теоретических и практических вопросов применения НДС будет неполным, если оставить без внимания исторические этапы в развитии косвенного налогообложения.

    Первоначально финансовое хозяйство носило частный  характер. Косвенные налоги относились к явлениям частного хозяйства, поэтому собирание их производилось не иным способом, как и все частнохозяйственные доходы государства, т.е. сдачей в аренду или на откуп. Например, взимались деньги за пользование со стороны торговцев рынками и пристанями, что положило начало взиманию таможенных пошлин. Взималась плата за регистрацию факта покупки. С течением времени косвенные налоги стали частью государственного хозяйства, и последние частнохозяйственные черты исчезли с введением акцизного способа взимания косвенных налогов.

    До XX в. Косвенное налогообложение существовало в виде различных налогов на отдельные предметы потребления. Со временем обложение отдельных предметов потребления перестало приносить достаточно доходов, тем более что техника косвенного налогообложения не выдерживала конкуренции с налогом на доходы, появившимся в конце XIX в. Войны начала XX в. Требовали компенсировать огромные военные расходы государств, и косвенные налоги с политической точки зрения идеально отвечали политическим требованиям военного времени. Косвенные налоги удобны для государства с политической точки зрения, поскольку они скрыты в цене и население долгое время не замечает постоянного увеличения налогового бремени. В то же время для государства невозможно бесконечно действовать примитивно, только увеличивая ставку налога или увеличивая количество аналогичных налогов в налоговой системе. К началу XX в. Наступает кризис в развитии косвенных налогов, поскольку обложение отдельных товаров приводило к росту числа различных косвенных налогов, неравномерному обложению и каскадному эффекту (налог на налог). Потребовалась более изощренная система косвенного налогообложения, и кризис сменился качественно новым этапом в развитии косвенных налогов, кульминацией которого было изобретение и распространение по миру НДС – самого совершенного из косвенных налогов. 

    1. Предпосылки перехода к НДС  в странах Запада.

    Качественно новый этап в развитии косвенного налогообложения характеризовался следующими особенностями.

    Во-первых, в начале XX в. В мире получает распространение идея «свободной торговли». В связи с этим с начала XX в. Таможенные пошлины все чаще рассматриваются не как источник доходов бюджета, а как тарифные меры регулирования международной торговли. Международные и региональные соглашения по торговым вопросам серьезно снизили их ставки и сократили область применения. Особый вклад в развитие косвенного налогообложения внесли документы Соглашения по тарифам и торговле и в последующем документы ВТО, где были заложены принципы ограничения дискриминационной политики в области косвенного налогообложения, а также основные принципы разграничения юрисдикции между государствами.

    Во-вторых, новым шагом стало введение и  распространение косвенных налогов  с универсальным объектом (универсальных  косвенных налогов). Сначала в налоговой практике государств появились налоги с оборота, а затем НДС, в котором был устранен каскадный эффект оборотных налогов.

    Предложение впервые ввести НДС также приписывают и Вильгельму фон Сименсу. Прототип НДС, предложенный Вильгельмом фон Сименсом в Германии в 1919 г., назывался «облагороженный налог с оборота». В 1921 г. Томас Адамс предложил НДС как замену налогу на доходы корпораций в США. Предложения обоих авторов не возымели большого успеха. Тем не менее, к их идеям время от времени возвращались, причем идеи Томаса Адамса использовались в англосаксонских странах, в то время как «облагороженный налог с оборота» был признан в Европе. На основе двух моделей практически одновременно в штате Мичиган (США) и Европе только в 1953г. был введен НДС. В Мичигане был введен налог на предпринимателей, прямой налог на предпринимательскую деятельность на основе добавленной стоимости. Во Франции в том же 1953 г. был введен НДС – «taxe sur la valeur ajoutee». Практика государств по налогообложению не сразу восприняла модель НДС, и промежуточным этапом практически во всех европейских государствах были различные налоги с оборота.

    Переход к универсальным косвенным налогам  начался в Нидерландах с введением  в 1934 г. одноступенчатого налога на производителя. Налог взимался с помощью марок, которые должны были прилагаться к счету. Обычная ставка налога составляла 4 процента, дополнительная ставка на предметы роскоши составляла 10 процентов. Материалы, части и товары для перепродажи, за исключением производственного оборудования, приобретались без уплаты налога при наличии лицензии. Данный одноступенчатый налог был принят вместо отклоненного парламентом многоступенчатого однопроцентного налога с оборота по бельгийской модели. Многоступенчатый налог появился в Нидерландах только в 1940 г. после завоевания страны Германией. Многоступенчатый налог 1940 г. повторял немецкий налог с оборота, существовавший в Германии с 1934 г., НДС был введен в Нидерландах в 1969 г.

    Предшественником  НДС в Великобритании был налог на покупки, который был введен в 1940 г. Налог рассчитывался оптовыми продавцами и перелагался на конечного потребителя. Объект налога включал в себя достаточно широкий перечень товаров. Льготировались только товары повседневного спроса (продукты питания и топливо), а также товары, которые использовались в дальнейшем в процессе производства. Товары, которые могли приобретаться как для конечного потребления, так и для использования в производстве, включались в налогооблагаемую базу. Ставки налога часто менялись.

    В объект налога на покупки в Великобритании не включались услуги. Первым налогом  на услуги был выборочный налог на занятость, введенный в 1966 г. Налог  взимался с работодателей в виде фиксированной суммы с каждого  наемного работника дополнительно к взносам в фонды социального страхования. Введение налога объяснялось необходимостью переведения части рабочей силы из сферы услуг в сферу производства.

    Перед введением НДС в Швеции в 1969 г. в стране уже 9 лет существовал  налог на розничные продажи. 

1.2. Возникновение косвенного  налогообложения  в СССР.

    Появление в СССР налога с оборота совпадает  по времени с появлением подобных налогов в Европе. В результате налоговой реформы 1930 г. вместо множества  платежей была введена двухканальная  система мобилизации доходов государственных предприятий в бюджет – налог с оборота и отчисления от прибыли

    Вторая  налоговая реформа в СССР была проведена на основе решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Налоговая  реформа 1965 г. была связана с переведением некоторых предприятий на «новую систему хозяйствования». Для данных предприятий были установлены новые платежи: плата за производственные основные фонды и нормированные оборотные средства, фиксированные взносы в бюджет свободного остатка (рентные платежи). Помимо государственных предприятий и производственных объединений плательщиками налога с оборота стали общественные, кооперативные (кроме колхозов) и межхозяйственные объединения, действующие на основе хозяйственного расчета, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Общим необходимым условием возникновения обязательств по уплате налога с оборота (объектом) служил оборот по реализации на сторону товаров собственного производства или собственной закупки, а также оборот по отпуску их внутри данного предприятия, производственного объединения по розничным ценам или оптовым ценам промышленности. Основным принципом применения налога с оборота являлись однократность и однозвенность обложения. Оборот по продаже одного и того же товара подлежал обложению только один раз и только в одном звене независимо от количества звеньев, через которые товар прошел в процессе движения от производства к потребителю (производящее предприятие, объединение – сбытовая база – магазин). В случае когда товар, по реализации которого уже был внесен налог с оборота, перерабатывался в новое изделие, оборот по реализации последнего подлежал обложению. 

1.3. НДС как наиболее  эффективный косвенный  налог.

    К моменту принятия НДС разными странами, утвердилась идея косвенного налога с универсальной налоговой базой. Практически все налоги с оборота, предшествовавшие НДС, создавались с универсальным объектом. Однако, несмотря на отчаянные попытки включить в объект налогообложения все товары, работы и услуги, этого сделать не получалось. Проблемным звеном являлись услуги, поскольку цепочку реализации услуг достаточно сложно проследить. К тому же облагаемые налогом товары, если они использовались в дальнейшем в производстве, создавали излишнее налоговое бремя. Возникал так называемый каскадный эффект, состоявший в том, что налог включался в налогооблагаемую базу того же налога на последующей стадии.

    Каскадный эффект особенно болезненно ощущался в тех странах, где вводился многоступенчатый налог. Эффективная ставка многоступенчатого  налога с оборота к стадии розничной продажи превосходила номинальную в два с половиной раза. Таким образом, если номинальная ставка налога составляла 4 процента, то в результате каскада ставок эффективная ставка налога, перелагаемого на конечного потребителя, составит 10 процентов.

    Налоги  с оборота в том виде, в котором  они существовали до НДС, способствовали концентрации производства. В целом, излишняя концентрация производства нежелательна для конкурентной среды. Решения  в области экономики принимаются  исходя из соображений экономии налогов, что противоречит идее нейтральности налогов.

    Наконец, для налогов с оборота, предшествующих НДС, не существовало механизма устранения двойного налогообложения. Каждый из оборотных  налогов был рассчитан на действие в рамках отдельной юрисдикции. Достаточно трудно было сопоставить косвенные налоги одного государства с системой косвенных налогов другого государства.

    Создание  Европейского союза потребовало  гармонизации косвенных налогов, с  тем чтобы они не препятствовали свободному перемещению товаров, работ и услуг. Ни один из существовавших ранее налогов не мог решить проблемы международной торговли и перемещения товаров, работ и услуг через границы без ущерба финансовым интересам каждого из государств. Механизм взимания НДС предложил самые широкие возможности по гармонизации косвенного налогообложения на достаточно обширной территории.

    Наконец, с административной точки зрения НДС оказался самым экономным  и эффективным налогом. В механизме  его взимания по большей части  решена одна из основных проблем косвенного налогообложения – обложение услуг, что открыло самые широкие возможности по обложению потребителей. Поскольку теоретически НДС не влияет на производство, государство сможет вводить достаточно высокие ставки налога – до 25 процентов, не возлагая обязанность по уплате всей суммы налога на какое-либо одно звено в цепочке производства и потребления товаров. Весьма удобная ситуация для государства: распределение обязанности по уплате налога среди многих, однако бизнес оказывается буквально опутанным сетью НДС.

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе