Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ правового регулирования расчетов, а также проблем на практике при применении безналичных расчетов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и правовую природу расчетов.
Рассмотреть принципы организации безналичных расчетов.
Рассмотреть организацию современных форм безналичных расчетов.
Выявить существующие проблемы практики и перспективы развития безналичных расчетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ 5
1.1. Понятие и правовое регулирование безналичных расчетов 5
1.2. Принципы безналичных расчетов 11
Глава 2. СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 16
2.1. Расчеты платежными поручениями 16
2.2. Расчеты по аккредитивам 17
2.3. Расчеты чеками 20
2.4. Расчеты по инкассо 22
2.5. Расчеты платежными требованиями 23
2.6. Расчеты инкассовыми поручениями 24
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 27
3.1. Проблемы безналичных расчетов и возможные пути решения 27
3.2. Перспективы системы расчетов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Безналичные расчеты.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

                      Поставщик-                  1,2                     Покупатель-


                      получатель                                              плательщик



                6                                      Договор                               5


 

                                                                     3 


                Банк поставщика                4,6                  Банк покупателя


 

Операции:

1 - оказание услуг,  поставка товара;

2 - отгрузочные документы,  платежное требование-поручение  направляется плательщику;

3 - заполненное на акцептованную сумму платежное требование-поручение направляется в банк плательщика;

4 - поручение на перечисление  денег передается в банк поставщика;

5 - выписка с расчетного  счета о списании суммы направляется  плательщику;

6 - выписка с расчетного  счета о зачислении суммы на расчетный счет получателя.

 

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика  расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях: 1) установленных законодательством; 2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

2.6. Расчеты инкассовыми  поручениями

 

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения  применяются:

1) в случаях, когда  бесспорный порядок взыскания  денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по  исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных  сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение  составляется на бланке формы 0401071 (см. Приложение к работе).

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле "Назначение платежа" должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.

Инкассовые поручения  на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Банки не принимают к  исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

Бесспорный порядок  списания денежных средств применяется  по обязательствам в соответствии с  условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание денежных средств  в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии  в договоре банковского счета  условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

Отсутствие условия  о списании денежных средств в  бесспорном порядке в договоре банковского  счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а  также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных  сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Инкассовое поручение  должно содержать ссылку на дату, номер  основного договора и соответствующий  его пункт, предусматривающий право  бесспорного списания.

Банки не рассматривают  по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

О возврате исполнительного  документа в журнале регистрации  банка делается отметка с указанием  даты возврата, суммы (или остатка  суммы) и причины возврата14.

Подведем вывод по данной главе работы.

Безналичные расчеты  за товары и услуги, а также в  связи с финансовыми обязательствами  осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические  особенности в характере и  движении расчетных документов. Форма  расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим  законодательством в современных  условиях допускается использование  следующих форм безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

3.1. Проблемы безналичных расчетов и возможные пути решения

 

Надежная и эффективная система платежей имеет важнейшее значение для поддержании стабильности банков, финансовых рынков и для проведения денежно-кредитной политики государства. Поскольку платежная система - жизненная важная часть финансовой системы, она требует пристального внимания со стороны Центрального банка.

Наиболее яркими отличительными чертами условий, в которых развивается  расчетная система России, являются наличие большой протяженности  страны (11 часовых поясов), необходимость  больших и разветвленных расчетных  сетей для эффективного проведения расчетов в максимально приближенном к реальному времени режиме по всей территории РФ. В России по-прежнему отсутствует единая платежная система, а имеющаяся не отвечает не только современным международным стандартам расчетов, но и, например, по скорости осуществления платежей дотягивает в лучшем случае до стандартов 10 - 15-летней давности.

Отдельные сегменты платежной  системы значительно отличаются друг от друга по степени  технологического  развития.  Основная  часть  платежей  по-прежнему осуществляется через систему МФО расчетной сети Банка России, которая на сегодняшний день не соответствует предъявляемым требованиям не только по скорости расчетов, но, прежде всего по качеству их проведения (системы защиты,   спектр платежных инструментов). Медленно идет интеграция в мировую платежную систему и использование ее достижений для улучшения как международных, так и внутрироссийских расчетов.

Решение этих общих проблем, связанных с организацией расчетов, и других, сопутствующих развитию каждой из подсистем межбанковских расчетов идет по трем основным направлениям:

1) Совершенствование форм организации расчетов через расчетную сеть Банка России;

2) Широкое использование электронных платежей и современных технологий с использованием вычислительной техники и компьютерных сетей;

3) Развитие новых форм организации расчетов15.

Остановимся подробнее  на каждом из этих направлений.

Банк России уже не первый год ведет работу по совершенствованию  платежной системы нашей страны, которая способствует постепенному улучшению качества расчетов и подготавливает платформу для введения более современных форм организации расчетов. Помимо чисто технической модернизации системы расчетов через РКЦ разработаны и постепенно внедряются меры по совершенствованию методологических основ проведения расчетов. Без солидной правовой базы платежная система России будет подвержена нестабильности и будет заключать в себе постоянный правовой риск для банков и всей экономики в целом.

Электронные платежи - динамичная область права не только в нашей стране, но и за рубежом. Но в зарубежных странах законодательное обеспечение, как правило, оперативно приспосабливают к нововведениям в области электронных технологий и банковского дела. У нас же до сих пор нет законодательных актов, непосредственно регулирующих электронные платежи, и регулирующие эту область межбанковских расчетов документы представлены в основном нормативными актами Центрального банка. Впрочем, до появления федеральных законов по отдельным вопросам проведения платежно-расчетных операций инструкции и положения Банка России могут с достаточной полнотой регулировать это направление деятельности банков.

В Стратегии развития платежной системы России Центробанк обозначил как одну из главных  составляющих достижения своих целей укрепление нормативно-правового регулирования платежей и расчетов. В рамках этой работы предполагается выделить несколько направлений:

-банковские информационные технологии; Центральный банк РФ, Комитет при Президенте РФ по политике информатизации и Госстандарт РФ подготовили Соглашение  о  разработке  систем  стандартизации  и  сертификации информационных технологий в банковском деле. В основу первых российских стандартов, разработанных и принятых в 1994 г., легли международные стандарты.   Разрабатываемый   сейчас   стандартизи-рованный   профиль, регламентирующий технологические параметры банковских автоматизированных систем, программные средства и т.п.;

-комплексная система защиты банковской деятельности. Нормативная база, касающаяся применения методов и средств защиты, пока недостаточно развита;

-метрологическое обеспечение банковских операций. Для проведения работ в этом направлении Госстандартом РФ создан специализированный Технический комитет;

-стандартизация правил проведения расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

Другой составляющей достижения цели Банка России - создания в России автоматизированной системы  расчетов в режиме реального времени - должно стать усиление надзора за деятельностью и рисками кредитных учреждений в этой сфере.

3.2. Перспективы системы расчетов

 

Реформирование платежной системы  страны не может ждать окончания  разработки всех необходимых нормативных  документов и стандартов, оно должно начинаться уже сейчас и постепенно, поэтапно претворяться в жизнь. Создание в начале будущего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени, требует не только внедрения современной системы передачи и обработки учетно-операционной информации, основывающейся на принципиально новой программно-технической платформе и телекоммуникационной среде, но и соответствия расчетной сети Банка России объективному состоянию платежной системы России на всех этапах ее совершенствования. Реформированию подлежат как набор инструментов и процедур, используемых для переводов денежных средств, так и система учреждений Банка России, проводящая платежи. Поэтому в соответствии со Стратегией развития платежной системы Российской Федерации и в ее рамках Центробанк обнародовал разработанную им Концепцию системы валовых расчетов в режиме реального времени.

В период формирования двухуровневой  банковской системы быстрый рост кредитных организаций и их филиалов и проведение расчетных операций в основном в почтовой технологии не позволяли выработать объективные экономические обоснования.

Создание системы расчётов в  режиме реального времени предполагает в ближайшем будущем отказаться от использования в работе Банка  России и кредитных организаций  бумажных носителей информации и перейти к работе с электронными документами. Для этого в короткие сроки ЦБ предстоит разработать нормативную базу использования электронных документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи, поставить задачу и обеспечить разработку во взаимодействии с ФАПСИ сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем защиты   электронных   документов,   внести   предложения   об ответственности за нарушение установленных правил.

Банк  России в целях поддержания нормального  функционирования финансовых рынков и  в рачках своих исключительных полномочий по установлению правил проведения расчетов считает необходимым осуществление  отдельных видов платежей исключительно  через свою систему: операции для обеспечения механизма «поставки против платежа» и платежи, проводимые клиринговыми и расчетными палатами для завершения расчетов.

Развитие  системы платежей в режиме реального  времени будет основываться на развертывании  телекоммуникационной сети Банка России, обеспечивающей бесперебойное, круглосуточное и качественное функционирование платежной системы.

В перспективе  система расчетов Банка России будет  целостной системой валовых расчетов в режиме реального времени, будет  иметь разработанный интерфейс взаимодействия с расчетно-клиринговыми палатами, системой расчетов по ценным бумагам, внутрибанковскими расчетными системами.

Переход к перспективной системе возможен только при условии создания единой сети передачи и обработки учетно-операционной информации. Это неразрывно связано с созданием и развитием систем электронных межбанковских телекоммуникаций.  Среда проектов Центробанка в этой области важнейшее значение имеет электронная система межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР). ЭЛСИМЕР будет работать на двух уровнях: внутрирегиональные межбанковские электронные расчеты и межрегиональные расчеты. В основу проекта Банк России заложил определенные принципы:

  • участниками ЭЛСИМЕР являются учреждения ЦБ РФ, отвечающие определенным требованиям - наличие программно-технических средств, соблюдение  установленной  технологии  совершения  электронных платежей. Они должны гарантировать передачу платежа любому другому участнику в течение суток.
  • пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения, имеющие корреспондентские счета в РКЦ - участниках этой системы.
  • правила оформления, условия прохождения электронного платежа и ответственность   сторон   определяются   в   договоре   между пользователями и участником ЭЛСИМЕР.
  • электронный платеж является гарантированным и безотзывным. Его инициатором выступает клиент коммерческого банка.
  • электронный платежный документ формируется согласно стандартам ЦБ РФ и имеет все реквизиты, предусмотренные ими.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в Российской Федерации