Проблемы и пути совершенствования налоговой политики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:12, статья

Краткое описание

Переход к рыночной экономике в Украине обусловил изменение многих экономических институтов и основ хозяйствования. Не обошел этот процесс и налоговую систему, ведь налоги – один из главных регуляторов рыночного хозяйствования. Налоговая политика является одной из стержневых основ экономической системы каждого государства: путем получения налоговых платежей государство имеет возможность распределить свои финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.94 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

 

Постолов В.А., аспирант

Донецкий государственный  университет управления

 

Переход к рыночной экономике  в Украине обусловил изменение  многих экономических институтов и  основ хозяйствования. Не обошел этот процесс и налоговую систему, ведь налоги – один из главных регуляторов  рыночного хозяйствования. Налоговая  политика является одной из стержневых основ экономической системы  каждого государства: путем получения  налоговых платежей государство  имеет возможность распределить свои финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального  развития. Поэтому основной задачей  правительства является разработкаь и внедение налоговой политику, способствующей экономическому росту страны и повышению благосостояния народа. Формирование эффективной налоговой системы и политика ее реализации – важная экономическая проблема общегосударственного значения.

Данной проблеме посвящены  труды многих ученых и практиков: О. Василик, В. Вишневского, О. Гончаренко, И. Лунина, В. Ланового, П. Мельника, А. Романова, А. Степанюка, А. Соколовской, Т. Ефименко и др. Совершенствованию налоговой политики на современном этапе посвящено ограниченное количество работ, что и обусловило актуальность исследований.

Согласно рейтингу Всемирного банка, украинская система налогообложения  является одной из самых сложных  в мире (26 национальных и 14 видов  местных налогов и сборов) и  занимает предпоследнее (перед Беларусью), 177-е место [1]. Предприятиям в Украине  в реднем приходится платить 9-12 налогов и сборов, в казну уходит и до 57% дохода граждан. Налоги в разных странах мира они составляют от 80 до 97 % доходной части государственного бюджета [2], в Украине – порядка 75 %. Для налоговой системы Украины характерны явления, свидетельствующие о «системности» отступлений нормотворческих органов от положений Конституции Украины, другого законодательства и логических законов существования системы как таковой. Такая практика заставила бизнес воспринимать налоговую систему как источник повышенной опасности и воспитала неуважение к налоговому закону. В настоящее время «Налоговый пресс» внутри страны вкупе с льготным налогообложением импорта ясно показывают компрадорскую и антинациональную сущность нашей фискальной системы.

Сложнейшие системы налогового учета и администрирования, высокие  ставки налогов с производителей (25 % налога на прибыль + 20 % НДС), низкие ставки таможенных пошлин на импорт (особенно после вступления в ВТО), массовая контрабанда методично добивают отечественного производителя. К примеру, после принятия в 1997 году новой редакции закона «О налогообложении прибыли» и нового закона «О НДС» украинскому бизнесу наряду с бухгалтерским и управленческим пришлось осваивать еще и налоговый учет, который намного сложнее первых двух. В результате основная доля налоговых санкций применяется к предприятиям именно из-за ошибок в налоговом учете. Сложность ведения учета налога на прибыль и НДС дополняется пятью вариантами упрощенной системы налогообложения, специальным порядком исчисления НДФЛ для физлиц-предпринимателей (на общей системе), наличием дублирующих налогов и т.д. Вся эта абсурдная архитектура дает массу возможностей для разного рода «оптимизаций», с одной стороны, и для применения различных штрафов и прочих санкций – с другой. Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство в Украине можно охарактеризовать как бессистемное, а налоговую политику – неэффективной. И хотя плановые показатели 2008 года, основанные на оптимистических прогнозах сохранения высоких темпов экономического роста, характерных для предыдущих периодов не оправдались, налоговая система Украины продемонстрировала позитивную динамику роста налоговых поступлений [3].

Сложная политическая ситуация и неясность относительно прогнозов  социально-экономического развития страны, оказавшейся на пороге экономического и финансового кризиса, привели  к тому, что принятие Государственного бюджета на 2009 год было отложено до конца 2008 года. При этом макроэкономические показатели, которые легли в основу основного финансового плана  страны, не соответствовали стремительному экономическому спаду, охватившему  все отрасли к концу года. Завышенные прогнозы на 2009 год по налоговым  поступлениям в бюджеты всех уровней  привели к низкому уровню их выполнения уже в начале текущего года, несмотря на то, что кризисные явления еще не достигли своего пика. Вместе с тем, государственный бюджет на 2010 – не принят и в І квартале в связи с политическими событиями в стране. В настоящее время в Украине предпринимаются активные попытки совершенствования налоговых отношений. Так, например, 19 февраля 2008 года в ГНА Украины был подписан Меморандум о создании благоприятного налогового климата между Украинским союзом промышленников и предпринимателей и Государственной налоговой администрацией Украины.

Правительством планируется  введение налога на недвижимость, замена налога на добавленную стоимость  налогом с оборота. На наш взгляд, реформирование системы налогообложения  должно быть направлено на упрощение  налоговой системы путем устранения и объединения второстепенных и  схожих налогов, проведение всеобщей организационной  и просветительной работы с плательщиками  налогов, усовершенствование информационных потоков между плательщиками  налогов и органами контроля по их оплате. Таким образом, налоговая  политика Украины далеко не совершенна. Необходимо изменение системы налогообложения, ее качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно, поскольку  в условиях острой нехватки бюджетных  средств возникает тенденция  к усилению фискальной направленности налогов, однако недооценка социального  аспекта проблемы чревата худшими  последствиями чем даже дефицит бюджета. Совершенствования налоговой системы чрезвычайно сложно и вместе с тем крайне необходимо для успешного развития абсолютно всех сфер экономики Украины.

Литература 

 

1. Никитин С. М. Налоги  в системе государственных финансов / С. М. Никитин, Е. С. Глазова,  М. П. Степанова //Деньги и  креди. – 2007. – № 11. – С. 15-17. 2. Пансков В., Налоги и налоговая система / Пансков В. // Актуальные проблемы экономики. – 2006. – № 3. – С. 42-45. 3. Официальный сайт Министерства финансов Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.minfin.gov.ua.


Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой политики Украины