Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:12, статья
Переход к рыночной экономике в Украине обусловил изменение многих экономических институтов и основ хозяйствования. Не обошел этот процесс и налоговую систему, ведь налоги – один из главных регуляторов рыночного хозяйствования. Налоговая политика является одной из стержневых основ экономической системы каждого государства: путем получения налоговых платежей государство имеет возможность распределить свои финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Постолов В.А., аспирант
Донецкий государственный университет управления
Переход к рыночной экономике в Украине обусловил изменение многих экономических институтов и основ хозяйствования. Не обошел этот процесс и налоговую систему, ведь налоги – один из главных регуляторов рыночного хозяйствования. Налоговая политика является одной из стержневых основ экономической системы каждого государства: путем получения налоговых платежей государство имеет возможность распределить свои финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития. Поэтому основной задачей правительства является разработкаь и внедение налоговой политику, способствующей экономическому росту страны и повышению благосостояния народа. Формирование эффективной налоговой системы и политика ее реализации – важная экономическая проблема общегосударственного значения.
Данной проблеме посвящены труды многих ученых и практиков: О. Василик, В. Вишневского, О. Гончаренко, И. Лунина, В. Ланового, П. Мельника, А. Романова, А. Степанюка, А. Соколовской, Т. Ефименко и др. Совершенствованию налоговой политики на современном этапе посвящено ограниченное количество работ, что и обусловило актуальность исследований.
Согласно рейтингу Всемирного банка, украинская система налогообложения является одной из самых сложных в мире (26 национальных и 14 видов местных налогов и сборов) и занимает предпоследнее (перед Беларусью), 177-е место [1]. Предприятиям в Украине в реднем приходится платить 9-12 налогов и сборов, в казну уходит и до 57% дохода граждан. Налоги в разных странах мира они составляют от 80 до 97 % доходной части государственного бюджета [2], в Украине – порядка 75 %. Для налоговой системы Украины характерны явления, свидетельствующие о «системности» отступлений нормотворческих органов от положений Конституции Украины, другого законодательства и логических законов существования системы как таковой. Такая практика заставила бизнес воспринимать налоговую систему как источник повышенной опасности и воспитала неуважение к налоговому закону. В настоящее время «Налоговый пресс» внутри страны вкупе с льготным налогообложением импорта ясно показывают компрадорскую и антинациональную сущность нашей фискальной системы.
Сложнейшие системы налогового учета и администрирования, высокие ставки налогов с производителей (25 % налога на прибыль + 20 % НДС), низкие ставки таможенных пошлин на импорт (особенно после вступления в ВТО), массовая контрабанда методично добивают отечественного производителя. К примеру, после принятия в 1997 году новой редакции закона «О налогообложении прибыли» и нового закона «О НДС» украинскому бизнесу наряду с бухгалтерским и управленческим пришлось осваивать еще и налоговый учет, который намного сложнее первых двух. В результате основная доля налоговых санкций применяется к предприятиям именно из-за ошибок в налоговом учете. Сложность ведения учета налога на прибыль и НДС дополняется пятью вариантами упрощенной системы налогообложения, специальным порядком исчисления НДФЛ для физлиц-предпринимателей (на общей системе), наличием дублирующих налогов и т.д. Вся эта абсурдная архитектура дает массу возможностей для разного рода «оптимизаций», с одной стороны, и для применения различных штрафов и прочих санкций – с другой. Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство в Украине можно охарактеризовать как бессистемное, а налоговую политику – неэффективной. И хотя плановые показатели 2008 года, основанные на оптимистических прогнозах сохранения высоких темпов экономического роста, характерных для предыдущих периодов не оправдались, налоговая система Украины продемонстрировала позитивную динамику роста налоговых поступлений [3].
Сложная политическая ситуация и неясность относительно прогнозов социально-экономического развития страны, оказавшейся на пороге экономического и финансового кризиса, привели к тому, что принятие Государственного бюджета на 2009 год было отложено до конца 2008 года. При этом макроэкономические показатели, которые легли в основу основного финансового плана страны, не соответствовали стремительному экономическому спаду, охватившему все отрасли к концу года. Завышенные прогнозы на 2009 год по налоговым поступлениям в бюджеты всех уровней привели к низкому уровню их выполнения уже в начале текущего года, несмотря на то, что кризисные явления еще не достигли своего пика. Вместе с тем, государственный бюджет на 2010 – не принят и в І квартале в связи с политическими событиями в стране. В настоящее время в Украине предпринимаются активные попытки совершенствования налоговых отношений. Так, например, 19 февраля 2008 года в ГНА Украины был подписан Меморандум о создании благоприятного налогового климата между Украинским союзом промышленников и предпринимателей и Государственной налоговой администрацией Украины.
Правительством планируется
введение налога на недвижимость, замена
налога на добавленную стоимость
налогом с оборота. На наш взгляд,
реформирование системы налогообложения
должно быть направлено на упрощение
налоговой системы путем
Литература
1. Никитин С. М. Налоги
в системе государственных
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой политики Украины