Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функции финансов как проявлений их сущности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть финансы как стоимостную категорию и содержание финансов;
- рассмотреть функции финансов как проявлений их сущности;
- изучить зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового контроля;
- рассмотреть структуру финансовой системы Республики Казахстан;
- проанализировать финансовую систему Республики Казахстан;
- дать оценку современному состоянию финансовой системы Республики Казахстан;
- рассмотреть проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан.
Введение
3
1
Теоретические аспекты функции финансов
5
1.1
Финансы как стоимостная категория и содержание финансов
5
1.2
Функции финансов как проявлений их сущности
8
1.3
Зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового
контроля
12
2
Анализ финансов и финансовой системы Республики Казахстан
16
2.1
Структура финансовой системы Республики Казахстан
16
2.2
Анализ финансовой системы Республики Казахстан
19
2.3
Оценка современного состояния финансовой системы Республики Казахстан
26
3
Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан
29
Заключение
34
Список использованной литературы
36
Если в структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 мая 2010 года доля стандартных кредитов составляла 43,2 %, сомнительных – 49,3 %, безнадежных – 7,5 %, то по состоянию на 1 мая 2010 года доля стандартных кредитов уменьшилась до 26,0 %, сомнительных – до 44,1 %, а доля безнадежных увеличилась до 29,9%.
Снижение эффективности использования государственных средств.
Как показывают результаты анализа исполнения республиканского бюджета за 2010 год, сумма неосвоенных средств составила 60,1 млрд. тенге. По сравнению с 2009 годом эта сумма увеличилась на 46,0 млрд. тенге.
Неисполнение бюджетных средств по объективным причинам в размере 26,3 млрд. тенге произошло за счет:
- y экономии по государственным закупкам – 1,5 млрд. тенге;
- y экономии по фонду оплаты труда, вследствие непредставления местными исполнительными органами подтверждающих документов по целевым трансфертам – 24,8 млрд. тенге;
Неисполнение бюджетных средств по субъективным причинам в размере 33,6 млрд. тенге произошло за счет:
- y несостоявшихся конкурсов по государственным закупкам из-за отсутствия конкурентной среды – 0,6 млрд. тенге;
- y несвоевременного проведения конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур – 21,2 млрд. тенге;
- y завышенных стоимостных показателей, неправильного помесячного распределения годовых планов – 0,6 млрд. тенге;
- y несвоевременного принятия нормативно-правовых актов по реализации бюджетных программ и другим причинам – 11,4 млрд. тенге.
Необходимость дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг.
Сегодня говорим о необходимости развития рынка ценных бумаг. Но в этом и заключается парадокс, потому что именно в сфере операций с производными финансовыми инструментами и возник глобальный финансовый кризис.
Рискованная политика выдачи кредитов американскими ипотечными компаниями привела к обрушению курсов их ценных бумаг и, как следствие, курсов производных финансовых инструментов в образованной пирамиде.
Именно «бесконтрольное» развитие рынка производных ценных бумаг находится сегодня в фокусе наиболее острой критики.
Тем не менее, развитие рынка государственных ценных бумаг позволит сократить объемы трансфертов из Национального фонда, увеличить его активы и обеспечить сберегательную составляющую, что в определенной степени компенсирует наличие дефицита в республиканском бюджете.
Согласно «Концепции развития финансового рынка», будет определен список разрешенных к выпуску производных финансовых инструментов, а также установлены требования к их публичному предложению и раскрытию информации об этих инструментах. Вместе с тем будет установлен прямой запрет на использование структурных продуктов для целей капитализации и фондирования деятельности финансовых институтов.
Кроме того, будет рассмотрена возможность разработки законодательной базы, регулирующей отношения в области использования и обращения драгоценных металлов, что будет способствовать развитию биржевой торговли драгоценными металлами (золотом, серебром, платиной, палладием, родием и другими металлами платиновой группы).
Низкая эффективность
использования активов
По состоянию на 1 мая 2010 года в республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют 77 филиалов и 49 представительств в регионах республики.
Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам составило 7 789 503 с общей суммой пенсионных накоплений в 1 980,0 млрд. тенге. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов составил за период с апреля 2010 года по апрель 2011 года 9,04 %, при этом уровень инфляции за аналогичный период превысил 7,1 %. Как показывает анализ привлечения активов пенсионных фондов для реализации инфраструктурных проектов, полученный опыт оказался более чем негативным. Поэтому представляется очень важным проработка вопросов и решение проблемы возврата и сохранности пенсионных средств.
Тем не менее, в условиях ограниченности и недоступности внешних финансовых ресурсов, в соответствии с «Концепцией развития финансового сектора», активизация привлечения активов накопительных пенсионных фондов для реализации инфраструктурных проектов станет приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства.
Неразвитость системы кредитных бюро.
Следует отметить, что кредитные бюро являются важными инфраструктурными элементами финансовой системы республики, от деятельности которых кредиторы и заемщики получают значительные выгоды.
В настоящее время правовое положение участников системы формирования кредитных историй и их использования, экономические и организационные основы формирования кредитных историй регламентируются Законом Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй» № 573 от 6 июля 2004 года.
В настоящее время системой кредитного бюро охвачено более 90 организаций Казахстана, в число которых входят банки второго уровня, ипотечные и микрокредитные организации, институты развития и ряд лизинговых компаний Казахстана. В электронной базе данных «Первого кредитного бюро» насчитывается более 3 200 000 кредитных досье.
Тем не менее, неразвитость системы кредитных бюро в республике приводит к увеличению системных рисков в финансовом секторе.
Поэтому в «Концепции развития финансового сектора РК в посткризисный период» указывается, что в целях совершенствования системы формирования кредитных историй необходимо создать единую базу данных кредитных историй в форме некоммерческой организации, осуществить работу по взаимодействию кредитного бюро с государственными органами по обеспечению достоверности информации по субъектам кредитной истории.
Кроме того, необходимо расширить
перечень информации, предоставляемой
в кредитное бюро, и усилить
ответственность должностных ли
Основной целью Концепции
развития финансового сектора Республики
Казахстан в посткризисный
- повышения устойчивости финансового сектора;
- создания условий по недопущению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных в ходе текущего финансово-экономического кризиса;
- стимулирования инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений;
- укрепления доверия к финансовому сектору страны как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.
Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов. Внутренние ресурсы экономики сохраняют свой потенциал, и необходимо ускоренное внедрение инструментов по быстрому и масштабному привлечению внутренних сбережений, в том числе обращающихся в теневом секторе. Вместе с тем ограниченность ресурсов в условиях относительно малой экономики Казахстана определяет высокую значимость в процессе финансирования программы индустриализации средств и ресурсов иностранных инвесторов.
Для этого будут реализованы задачи по укреплению системы надзора и регулирования для повышения способностей государства на ранних этапах выявлять, предотвращать и преодолевать системные риски и их проявления, по определению роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов, по обеспечению прозрачности деятельности, осуществляемой финансовыми организациями. Также будут совершенствоваться процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг. Дальнейшее развитие получат корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций.
Первоочередными задачами
в посткризисном развитии финансового
сектора Казахстана станут использование
института государственно-
В настоящей Концепции вопросы развития всей финансовой системы Казахстана, включая налоговые и бюджетные отношения, рассматриваются только в контексте развития финансового сектора. Перенос акцентов на финансовый сектор и финансовые институты оправдан в условиях, когда концептуальные документы налогово-бюджетных отношений (Налоговый и Бюджетный кодексы) введены в действие относительно недавно, и сложно оценивать их экономический эффект.
Проблемы финансовой системы и пути их решения представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Проблемы финансовой системы и пути их решения
Проблемы |
Пути решения |
Ограниченность внешних источников финансирования |
Приоритетным направлением является активизация работы по привлечению внутренних источников финансирования. В качестве основного источника фондирования финансового сектора будут оставаться депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня. |
Низкая конкуренция в |
В «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» отмечается, что ключевым приоритетом развития будет стимулирование конкуренции в финансовом секторе. |
Необходимость дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг |
Согласно «Концепции развития финансового рынка», будет определен список разрешенных к выпуску производных финансовых инструментов, а также установлены требования к их публичному предложению и раскрытию информации об этих инструментах. Вместе с тем будет установлен прямой запрет на использование структурных продуктов для целей капитализации и фондирования деятельности финансовых институтов. |
Низкая эффективность |
Активизация привлечения активов накопительных пенсионных фондов для реализации инфраструктурных проектов станет приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства |
Неразвитость системы |
В целях совершенствования системы формирования кредитных историй необходимо создать единую базу данных кредитных историй в форме некоммерческой организации, осуществить работу по взаимодействию кредитного бюро с государственными органами по обеспечению достоверности информации по субъектам кредитной истории. |
Заключение
Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.
Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
Налоги являются основным источником доходов бюджетов во всех странах. Всего поступлений налогов и платежей в государственный бюджет 2011 г. – 2323782935 тенге.
Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный банк в 2011 г. сохранял режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан