Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функции финансов как проявлений их сущности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть финансы как стоимостную категорию и содержание финансов;
- рассмотреть функции финансов как проявлений их сущности;
- изучить зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового контроля;
- рассмотреть структуру финансовой системы Республики Казахстан;
- проанализировать финансовую систему Республики Казахстан;
- дать оценку современному состоянию финансовой системы Республики Казахстан;
- рассмотреть проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические аспекты функции финансов
5
1.1
Финансы как стоимостная категория и содержание финансов
5
1.2
Функции финансов как проявлений их сущности
8
1.3
Зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового
контроля
12
2
Анализ финансов и финансовой системы Республики Казахстан
16
2.1
Структура финансовой системы Республики Казахстан
16
2.2
Анализ финансовой системы Республики Казахстан
19
2.3
Оценка современного состояния финансовой системы Республики Казахстан
26
3
Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан
29

Заключение
34

Список использованной литературы
36

Вложенные файлы: 1 файл

Функции финансов как проявление их сущности курc.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Если  в  структуре  кредитного портфеля  банков по  состоянию на 1 мая 2010 года доля стандартных кредитов составляла 43,2 %, сомнительных –                  49,3 %, безнадежных – 7,5 %, то по состоянию на 1 мая 2010 года доля стандартных кредитов уменьшилась до 26,0 %, сомнительных – до 44,1 %, а доля безнадежных увеличилась до 29,9%.

Снижение эффективности  использования государственных  средств.

Как показывают результаты анализа исполнения республиканского бюджета за 2010 год, сумма неосвоенных средств составила 60,1 млрд. тенге. По сравнению с 2009 годом эта сумма увеличилась на 46,0 млрд. тенге.

Неисполнение  бюджетных  средств  по  объективным причинам в размере 26,3 млрд. тенге произошло  за счет:

-  y экономии  по  государственным закупкам  – 1,5  млрд. тенге;

-  y экономии  по фонду оплаты  труда,  вследствие  непредставления местными исполнительными органами подтверждающих документов по целевым трансфертам – 24,8 млрд. тенге;

Неисполнение  бюджетных  средств  по  субъективным причинам в размере 33,6 млрд. тенге произошло за счет:

- y несостоявшихся конкурсов по государственным закупкам из-за отсутствия конкурентной среды – 0,6 млрд. тенге;

-  y несвоевременного  проведения  конкурсных  процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий  договора, несвоевременное предоставление  актов  выполненных работ, счетов-фактур – 21,2 млрд. тенге;

 - y завышенных стоимостных показателей, неправильного помесячного распределения годовых планов – 0,6 млрд. тенге;

 - y несвоевременного принятия нормативно-правовых актов по реализации бюджетных программ и другим причинам – 11,4 млрд. тенге.

Необходимость дальнейшего  развития рынка государственных  ценных бумаг.

Сегодня говорим о  необходимости развития рынка ценных бумаг. Но в этом и заключается парадокс, потому что именно  в сфере операций  с производными финансовыми инструментами и возник глобальный финансовый кризис.

Рискованная  политика  выдачи  кредитов  американскими  ипотечными компаниями привела к  обрушению курсов их ценных бумаг и, как следствие, курсов производных финансовых инструментов в образованной пирамиде.

Именно  «бесконтрольное»  развитие  рынка производных ценных бумаг находится сегодня в фокусе наиболее острой критики.

Тем не менее, развитие рынка  государственных ценных бумаг позволит сократить объемы трансфертов из Национального фонда, увеличить его активы и обеспечить сберегательную составляющую, что в определенной степени компенсирует наличие дефицита в республиканском бюджете.

Согласно  «Концепции развития финансового рынка», будет определен список разрешенных к выпуску производных финансовых инструментов, а также установлены требования к их публичному предложению и раскрытию информации  об  этих инструментах. Вместе с тем будет установлен прямой запрет на использование  структурных продуктов  для целей капитализации и фондирования деятельности финансовых институтов.

Кроме того, будет рассмотрена  возможность разработки законодательной  базы, регулирующей отношения в области  использования  и  обращения  драгоценных металлов,  что будет способствовать  развитию  биржевой  торговли  драгоценными металлами (золотом, серебром, платиной, палладием, родием и другими металлами платиновой группы).

Низкая эффективность  использования активов пенсионных фондов.

По  состоянию на  1 мая  2010  года  в  республике  функционируют                       14  накопительных пенсионных фондов, которые имеют 77 филиалов и                             49 представительств в регионах республики.

Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам составило 7 789 503 с общей суммой пенсионных накоплений в 1 980,0 млрд. тенге. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов составил за период с апреля 2010 года по апрель 2011 года 9,04 %, при этом уровень инфляции за аналогичный период превысил 7,1 %. Как показывает  анализ привлечения активов пенсионных фондов для реализации инфраструктурных проектов, полученный опыт оказался более чем негативным. Поэтому представляется очень важным проработка вопросов и решение проблемы возврата и сохранности пенсионных средств.

Тем не менее, в условиях ограниченности и недоступности  внешних финансовых ресурсов, в соответствии с «Концепцией развития финансового сектора», активизация привлечения активов накопительных пенсионных фондов для реализации инфраструктурных проектов станет приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства.

Неразвитость системы  кредитных бюро.

Следует отметить, что кредитные бюро являются важными инфраструктурными элементами финансовой системы республики, от деятельности которых кредиторы и заемщики получают значительные выгоды.

В  настоящее  время  правовое  положение  участников  системы  формирования  кредитных  историй  и  их  использования,  экономические  и  организационные  основы формирования кредитных историй регламентируются Законом Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй» № 573 от 6 июля 2004 года.

В настоящее время  системой кредитного бюро охвачено более                               90 организаций Казахстана, в число которых входят банки второго уровня,  ипотечные и микрокредитные  организации, институты развития и ряд лизинговых компаний Казахстана. В электронной базе  данных  «Первого  кредитного  бюро» насчитывается более 3 200 000 кредитных досье.

Тем  не  менее,  неразвитость  системы  кредитных  бюро  в   республике  приводит  к  увеличению  системных  рисков  в финансовом секторе.

Поэтому в «Концепции развития финансового сектора РК в посткризисный период» указывается, что в целях совершенствования системы формирования  кредитных историй необходимо создать единую базу данных кредитных историй в форме некоммерческой организации, осуществить работу по  взаимодействию кредитного бюро  с  государственными органами по обеспечению достоверности информации по субъектам кредитной истории.

Кроме того, необходимо расширить  перечень информации, предоставляемой  в кредитное бюро, и усилить  ответственность должностных лиц кредитного бюро за нарушение информационной безопасности.

Основной целью Концепции  развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период (далее - Концепция) является развитие финансового сектора в посткризисный период в части перехода на качественно новый уровень управления и регулирования путем:

- повышения устойчивости финансового сектора;

- создания условий по недопущению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных в ходе текущего финансово-экономического кризиса;

- стимулирования инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений;

- укрепления доверия к финансовому сектору страны как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.

Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов. Внутренние ресурсы экономики сохраняют свой потенциал, и необходимо ускоренное внедрение инструментов по быстрому и масштабному привлечению внутренних сбережений, в том числе обращающихся в теневом секторе. Вместе с тем ограниченность ресурсов в условиях относительно малой экономики Казахстана определяет высокую значимость в процессе финансирования программы индустриализации средств и ресурсов иностранных инвесторов.

Для этого будут реализованы  задачи по укреплению системы надзора  и регулирования для повышения  способностей государства на ранних этапах выявлять, предотвращать и  преодолевать системные риски и  их проявления, по определению роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов, по обеспечению прозрачности деятельности, осуществляемой финансовыми организациями. Также будут совершенствоваться процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг. Дальнейшее развитие получат корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций.

Первоочередными задачами в посткризисном развитии финансового  сектора Казахстана станут использование  института государственно-частного партнерства в качестве основного  механизма финансирования развития экономики страны, а также использование принципа контрцикличности как основного принципа регулирования и надзора финансового сектора.

В настоящей Концепции  вопросы развития всей финансовой системы  Казахстана, включая налоговые и  бюджетные отношения, рассматриваются только в контексте развития финансового сектора. Перенос акцентов на финансовый сектор и финансовые институты оправдан в условиях, когда концептуальные документы налогово-бюджетных отношений (Налоговый и  Бюджетный кодексы) введены в действие относительно недавно, и сложно оценивать их экономический эффект.

Проблемы финансовой системы и пути их решения представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Проблемы финансовой системы и пути их решения

 

Проблемы

Пути решения

Ограниченность внешних источников финансирования

Приоритетным направлением  является  активизация работы по привлечению внутренних источников финансирования.

В качестве основного источника  фондирования финансового сектора  будут оставаться депозиты населения  и юридических лиц в банках второго уровня.

Низкая конкуренция в банковском секторе

В «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» отмечается, что ключевым приоритетом развития  будет стимулирование  конкуренции в финансовом секторе.

Необходимость дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг

Согласно  «Концепции развития финансового рынка», будет определен список разрешенных к выпуску производных финансовых инструментов, а также установлены требования к их публичному предложению и  раскрытию информации  об  этих инструментах. Вместе с тем будет установлен прямой запрет на использование  структурных продуктов  для целей капитализации и фондирования деятельности финансовых институтов.

Низкая эффективность использования  активов пенсионных фондов

Активизация привлечения активов  накопительных пенсионных фондов для  реализации инфраструктурных проектов станет приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства

Неразвитость системы кредитных  бюро

В целях совершенствования  системы  формирования  кредитных  историй  необходимо создать единую базу данных кредитных историй в форме некоммерческой организации, осуществить  работу по  взаимодействию кредитного бюро  с  государственными органами по обеспечению достоверности информации по субъектам кредитной истории.


 

 

Заключение

 

 

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с  возникновением государства при  расслоении общества на классы.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как  экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег  – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому  их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция  заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению  в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Контрольная функция  проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и  расходованием их по целевому назначению.

Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Налоги являются основным источником доходов бюджетов во всех странах. Всего поступлений налогов и платежей в государственный бюджет 2011 г. – 2323782935 тенге.

Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный банк в 2011 г. сохранял режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан