Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:35, реферат
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дорогих расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в программу медицинского страхования.
1. Сущность, значение и развитие медицинского страхования в РФ……… 3
2. Особенности и проблемы функционирования медицинского
страхования в РФ в настоящее время…………………………………….. 18
3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ……………….. 28
4. Список использованных источников……………………………………. 35
Функции ТФОМС.
Состав бюджетов ТФОМС.
Доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся:
1) субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;
2) межбюджетные трансферты,
передаваемые из бюджета
3) платежи субъектов Российской
Федерации на дополнительное
финансовое обеспечение
4) платежи субъектов Российской
Федерации на финансовое
5) доходы от размещения временно свободных средств;
6) межбюджетные трансферты,
передаваемые из бюджета
7) начисленные пени и
штрафы, подлежащие зачислению в
бюджеты территориальных
8) иные источники,
Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных
программ обязательного
2) исполнения расходных
обязательств субъектов
3) исполнения расходных
обязательств субъектов
4) ведения дела по обязательному
медицинскому страхованию
5) выполнения функций
органа управления
Страховые медицинские организации.
Именно страховым медицинским организациям (СМО) по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.
По Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.
СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.
СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями - территориальными фондами ОМС. Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
Все взаимоотношения внутри системы ОМС регулируются на основании территориальных правил ОМС, которые должны соответствовать типовым правилам ОМС от 1.12.93 г., утвержденным Федеральным фондом ОМС и согласованным с Росстрахнадзором.
Функции СМО.
Таким образом, деятельность
СМО представляет заключительный этап
в реализации положений ОМС. Страховые
медицинские организации - важное звено
в системе обязательного
2.Особенности и проблемы функционирования медицинского страхования в РФ в настоящее время.
«Лишь 30% граждан удовлетворены качеством медицинской помощи. Между тем, люди хотят быть уверены, что когда они обратятся к врачу, их буду хорошо лечить и не будут требовать с них отдельные деньги, за каждую услугу», – сказал премьер-министр В.В. Путин. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития внесло в Госдуму проект нового закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
То, что у нас не совсем все гладко в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), стало понятно уже давно. Дело в том, что закон об ОМС был принят в нынешней редакции в 1991 году. Любое дело нуждается в совершенствовании, а за последние 20 с лишним лет ситуация в стране изменилась колоссально. И, естественно, со сменой ситуации требуются новые нормативные акты. Как сказал председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Андрей Владимирович Юрин: «Никто не говорит о том, что этот закон сегодня в одночасье принципиальным образом изменит характер взаимоотношений пациента и медицинского учреждения. Закон нацелен на то, чтобы отношение к человеку у медицинского учреждения изменилось на более благоприятное».
Существующие проблемы:
1) По состоянию на 1 января
2011 г., в системе ОМС функционировали
95 страховых медицинских
2) Низкий уровень материально-
3) В ОМС нет свободного входа для частных и ведомственных медицинских организаций, которые могли бы предложить свои услуги населению;
4) Проблема информатизации внутри лечебных учреждений, организация телемедицинских технологий, электронный полис ОМС, услуги должны соответствовать современным требованиям;
5) Проблема доступности и качества медицинской помощи;
6) Самое сильное недовольство людей вызывает то, что они сегодня не являются центральным звеном системы ОМС. Прежде всего, человек просто не может выбрать свою страховую медицинскую организацию. Вернее, это право продекларировано в законе, но одновременно оно есть у его работодателя и у органов власти, которые страхуют неработающее население. Получается, что основная масса людей с трудом вспоминает название своей страховой организации по ОМС, так как они ее просто не выбирают. Большинству населения полис ОМС выдается на работе. За неработающее население отвечают страховые компании, выигравшие по конкурсу, которые проводят органы власти. Конкуренция страховых медицинских организаций сводится к нулю. Они борются не за конкретного человека, не за предложение ему как можно большего количества услуг, а за доступ в кабинет руководителя организации работодателя;
7) Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи;
8) Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.
В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:
1) Увеличить требования
к уставному капиталу
2) Увеличить финансирование для осуществления мероприятий по капитальному и текущему ремонту лечебных учреждений, работающих в системе СМО, переоснащение лечебных учреждений современным оборудованием. Увеличить доплаты к заработной плате работников медицинских учреждений. Это поможет закреплению специалистов и привлечению новых кадров. «Подтянуть» материально-техническую базу медицинских учреждений до надлежащего уровня;
3) ОМС оплачивает только часть расходов ЛПУ: зарплату с начислениями, приобретение медикаментов, расходных материалов. Другую значительную часть расходов берут на себя органы исполнительной власти - коммунальные платежи, ремонт, приобретение нового оборудования. Необходимо сделать тарифы ОМС полными, то есть медицинские организации будут получать оплату по полному тарифу. Это приведёт к увеличению интереса частных медицинских организаций;