Проблемы обеспечения финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - это выяснить, что такое сущность проблемы обеспечения экономической безопасности РФ и каковы причины их образования на сегодняшний день.
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики, которое обеспечивает устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………….………....5
1.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………....5
1.2 МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………....7
2. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ…………………………………………………….12
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………...12
2.2 ДОКТРИНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………......22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шкан.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

     Научные методы. Носят универсальный характер и должны применяться в любой сфере деятельности компании. Обеспечение экономической безопасности крупных, динамически развивающихся структур бизнеса может быть эффективным только при условии строго научного подхода к решению поставленных задач. Процессы оптимизации и принятия решений, при необходимости анализа огромных информационных массивов в условиях неопределенности, должны быть научно обоснованы.

     Метод имитационных игр. Он предусматривает искусственное создание (имитацию) определенных ситуаций и изучение поведения персонала, всех структур и коммуникаций при заданных условиях. Этот метод имеет незаменимое значение для тестирования дееспособности всех систем экономической безопасности. Проверка эффективности защиты предприятия в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях посредством имитационной игры позволяет выявлять и своевременно устранять недостатки в системе безопасности.

     Математические методы. Данные методы могут быть использованы для изучения и оптимизации любых сложных систем, которые зависят от большого числа факторов (переменных). Использование этих методов решения экономических задач позволяет добиваться поставленных целей с максимальным использованием существующих ресурсов и потенциала, как можно лучше отслеживать рыночные изменения и принимать наиболее адекватные управленческие решения, обеспечить для компании состояние экономического оптимума и максимальный финансовый результат.

     Метод экономической стимуляции. Действие экономических методов стимулирования заключается в создании соответствующих рыночных, конъюнктурных и материальных условий, которые позволили бы достижение собственных целей сделать взаимовыгодными для всех участников процесса.

     Административные или командные методы воздействия на внутреннюю трансформацию системы имеют незаменимый характер в тех случаях, когда информация, послужившая основанием для принятия определенного решения, должна быть засекречена или является конфиденциальной.

     Метод принуждения. Он основан на возможности использования собственных экономических преимуществ (например, монопольного положения) для навязывания тех или иных выгодных для предприятия условий игры на рынке. Это может быть связано как с диктатом цен, так и вынуждением поставщиков или покупателей совершать сделки на собственных условиях (отсрочка платежа, порядок поставки и т.д.).

     Таким образом, экономическая безопасность включает в 12 методов обеспечения и эти существующие подходы к решению вопросов безопасности позволяют подобрать наиболее оптимальный комплекс практических мероприятий, которые должны быть определены как корпоративная методология экономической безопасности.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

2.1 классификация угроз экономической безопасности в России и механизм ее обеспечения

 

     Самыми возможными угрозами экономической безопасности РФ, на которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

     1. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны. Научно-технический потенциал раньше был похож на североамериканский и западноевропейский. Падение производства снизил спрос на НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы). В это же время резко уменьшились бюджетные отчисления на науку. Доля отчислений на науку в европейских странах составляет не менее 2% от ВВП (по мнению Совета Безопасности это пороговое значение), а в России эта доля составляет 0,3-0,5%. Наука превратилась из наиболее престижной и материально обеспеченной сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата была намного ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетической в целом от 1,4 до 5 раз. Закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу полностью исчезли. Сокращение финансирования НИОКР в 10 раз за последние 7 лет и из-за этого утечка лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых), это разрушение связи между наукой и производством привели страну на лишение одного из важных факторов современного экономического развития - научно-технического прогресса.

     2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

     экономическая безопасность россия

     В ходе макроэкономической политики, проводимой правительством Российской Федерации, экономическое пространство страны распалось на две, слабо связанные друг с другом, сферы.

     Сфера обращения капитала (операции, проводимые на рынке ценных бумаг, валютном рынке и в торговле) характеризуется высокими прибылями и скоростью обращения денег. И производственная сфера ("реальный сектор экономики"), это материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, которые связаны с производством материальных и духовных благ, низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег.

     Эти сферы сплетены с банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом, которые объединяются в одно целое и сосуществуют в неразрывном единстве. В не равновесном и не сбалансированном состоянии Российской экономики сейчас, сфера обращения капитала и производственная сфера стали разъединенными. Сильный разрыв между ними по прибыли и привлекательности функций привел к массовому переходу капитала из производственной сферы в сферу обращения.

     Лишь только экспорт позволяет им поддерживать относительно высокую норму прибыли, проводить скорый возврат средств и привлекать не дорогие кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования оборотных средств. Если идет благоприятное стечение событий, то они в состоянии задействовать кредитные и накопленные собственные средства в объемах, необходимых для финансирования инвестиций.

     В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Ведь, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить количество запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, возможно воздействование на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты. Однако, возможно, что под влиянием притока иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему увеличению доли топливо-сырьевого сектора в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики. Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой.

     Необходимо остановится на еще одном способе утраты национальной безопасности России. Дело в том, что низкая экономическая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния, но она так же исключает обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях.

     При сохранении сложившихся тенденций "разнеживаемое" экономическое пространство России будет неизбежно заполняться иностранным капиталом.

     3. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица.

     Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных.

     По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%. Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки.

     4. Криминализация.

     Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля. Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности, производство и распределение произведенного продукта, финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой "либерализации" экономики стал годом свободы для криминального сообщества. Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой.

     А к 1996 году он уже составил 45%. К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание "черного" рынка. Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один. В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.

     Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой - уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

     В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов.

     В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга. Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что "теневики" с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами "делают крышу" практически всему крупному и среднему бизнесу.

     Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

     Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

     5. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

     Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее не совсем одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, "Уральская республика") и др. Определение будущих, ожидаемых значений этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России, а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

Информация о работе Проблемы обеспечения финансовой безопасности России