Содержание
1.Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. История возникновения
и развития бюджета государства…………….
1.1. Содержание и функции
бюджета государства. Бюджетная
система………
1.2. Бюджетная система дореволюционной
России……………………………..
1.3. Государственный бюджет как экономическая
категория…………………..
Глава2. Проблемы сбалансированности
и несбалансированности государственного
бюджета
2.1 Дефицит бюджета
2.2 Разные теоретические подходы
к проблеме бюджетного дефицита
и бюджетной политики
2.3 Государственный долг
2.4 Избыток бюджета
2.5 Мультипликатор сбалансированного
бюджета
Закдючение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Введеие
При переходе к рыночным отношениям
существенно меняются роль и значение
государства в управлении социально-экономическими
процессами. В отличие от административно-командных
методов управления в условиях рынка государственное
вмешательство в экономику должно носить
достаточно ограниченный характер и быть
направленным, прежде всего, на решение
таких глобальных проблем, как обеспечение
бесперебойного функционирования рыночного
механизма в целом, развитие производительных
сил, укрепление обороноспособности страны,
а также экономическая поддержка и социальная
защита наиболее уязвимых слоев населения
посредством рационального распределения
и перераспределения совокупного общественного
продукта и национального дохода страны.
Важнейшим инструментом государственного
регулирования экономических процессов,
решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка
выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения
валового внутреннего продукта и национального
дохода государство стремится достичь
создания такой структуры общественного
производства и народнохозяйственных
пропорций, которые адекватны рыночному
механизму хозяйствования. Посредством
бюджетного механизма возможно воздействие
государства на развитие таких макроэкономических
процессов, как экономический подъем страны,
укрепление социальной сферы, ускорение
темпов научно-технического прогресса,
коренное переоснащение материально-технической
базы производства, развитие инновационных
процессов, снижение уровня безработицы
и увеличение занятости.
Государственное регулирование
экономики может осуществляться на основе
изменений приоритетов бюджетной политики,
которая все более должна переходить от
решения оперативных и текущих задач к
разработке и последовательной реализации
долгосрочных и целевых программ, охватывающих
различные сферы общественной деятельности.
Развитие бюджетного механизма
в условиях рынка должно происходить в
направлении все более эффективного влияния
бюджета на хозяйственную конъюнктуру
и уровень деловой активности предпринимателей,
демонополизацию экономики, развитие
ее частного сектора, приватизацию производства
и др. Посредством таких финансовых рычагов,
как налоги, государственные инвестиции,
бюджетные кредиты, объемы бюджетного
финансирования создаются предпосылки
для влияния государства на различные
стороны хозяйствования, способствуя
ускоренному обновлению основных производственных
фондов, развитию АПК, инфраструктуры
общественного производства, созданию
нового механизма финансирования науки,
здравоохранения, культуры, совершенствованию
государственной системы подготовки и
переподготовки кадров, развитию структуры
рабочих мест на рынке труда.
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из наиболее
важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является финансовый механизм
- финансовая система общества, главным
звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
Экономические и политические
реформы, проводимые начала девяностых
годов, также не могли не затронуть сферу
государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему. Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического
реформирования в нашей стране в большой
степени зависит от того, в каких направлениях
пойдет преобразование финансовой системы
общества, насколько бюджетная политика
государства будет отвечать требованиям
времени.
Изучение бюджетной системы,
бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики
функционирования бюджетного механизма
обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 1. История возникновения
и развития бюджета государства. Бюджетные
функции.
1.1 Содержание и функции
бюджета государства. Бюджетная
система.
В формировании и
развитии экономической и социальной
структуры общества большую роль
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках принятой на каждом
историческом этапе политики. Одним из
механизмов, позволяющих государству
проводить экономическую и социальную
политику, является финансовая система
общества и входящий в ее состав —государственный
бюджет.
Именно через государственный
бюджет производится направленное
воздействие на образование и
использование централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств.
Бюджет государства
— это форма образования и
расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
С помощью государственного
бюджета государственные власти
получают финансовые ресурсы для содержания
государственного аппарата, армии, осуществления
социальных мероприятий, реализации экономических
задач, т. е. для выполнения государством
возложенных на него функций.
Государственный бюджет,
являясь основным финансовым
планом государства, дает органам
власти реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий. Бюджет
отражает размеры необходимых государству
финансовых ресурсов и определяет тем
самым налоговую политику в стране. Бюджет
фиксирует конкретные направления расходования
средств, перераспределение национального
дохода и внутреннего валового продукта,
что позволяет ему выступать в качестве
эффективного регулятора экономики.
В то же время
бюджет правомерно рассматривать
как экономическую категорию, которая
выражает определенные экономические
отношения. Бюджет — категория свойственная
различным отношениям. Его возникновение
и развитие связано с зарождением и формированием
государства. Государство использует
бюджет в качестве одного из основных
инструментов обеспечения как непосредственно
своей деятельности, так и важнейшего
элемента проведения экономической и
социальной политики.
Как экономическая
категория бюджетные отношения
являются составной частью финансовых
отношений, следовательно, им присуща
денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие
основные задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование
и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение бюджетной
сферы и осуществления социальной политики
государства;
• контроль за образованием
и использованием централизованных фондов
денежных средств.
Распределительная функция
бюджета (основная) проявляется через формирование
и использование централизованных фондов
денежных средств по уровням государственной
и территориальной власти и управления.
В развитых странах через бюджеты разных
уровней перераспределяется до 50% ВВП.
С помощью бюджета государство регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономические
отношения, направляя бюджетные средства
на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Регулируя таким образом экономические
отношения, государство способно целенаправленно
усиливать или сдерживать темпы производства,
ускорять или ослаблять рост капиталов
и частных сбережений, изменять структуру
спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через
бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие
одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств
(расходы бюджета).
Доходы бюджета —
денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации в распоряжение
органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления.
В процессе образования
доходов бюджета происходит принудительное
изъятие в пользу государства части ВВП,
созданного в процессе общественного
воспроизводства. На этой основе возникают
финансовые взаимоотношения государства
с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют
существенные различия по их
плательщикам, объектам обложения, методам
изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе
с тем они отличаются единством, так как
преследуют одну цель — формирование
доходной части бюджетов разных уровней.
Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут
носить налоговый и неналоговый
характер. Основнымисточником налоговых
доходов являются вновь созданная стоимость
и доходы, полученные в результате ее первичного
распределения (прибыль, заработная плата,
добавленная стоимость, ссудный процент,
рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов
образуются в результате либо экономической
деятельности самого государства, либо
перераспределения уже полученных доходов
по уровням бюджетной системы.
Структура бюджетных
доходов подвижна и во многом
определяется конкретными экономическими
условиями. Например, в странах с высоким
уровнем жизни основой налоговых доходов
являются доходы с физических лиц, а в
странах с низким уровнем жизни — косвенные
налоги и налоги с юридических лиц.
Расходы бюджета —
денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач
и функций государства и местного
самоуправления.
Через бюджетные расходы
финансируются бюджетополучатели —организации
производственной и непроизводственной
сферы, являющиеся получателями или распорядителями
бюджетных средств. Таким образом, расходы
бюджета носят транзитный характер. В
бюджете только определяются размеры
бюджетных расходов по статьям затрат,
а непосредственные расходы осуществляют
бюджетополучатели. Кроме того, за счет
расходов бюджета происходит перераспределение
бюджетных средств по уровням бюджетной
системы через дотации, субвенции, субсидии
и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят
в основном безвозвратный характер. На
возвратной основе могут предоставляться
только бюджетные кредиты и бюджетные
ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно
устанавливается непосредственно в бюджетном
плане и зависит, как и бюджетные доходы,
от экономической ситуации и общественных
приоритетов.
Контрольная функция бюджета
действует одновременно с распределительной
и предполагает возможность и обязательность
государственного контроля за поступлением
и использованием бюджетных средств.
Бюджетное устройство. Бюджетное
устройство определяет организацию государственного
бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения
между ее отдельными звеньями, правовые
основы функционирования бюджетов, входящих
в бюджетную систему, состав и структуру
бюджетов, процедурные стороны формирования
и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного
устройства является бюджетная система.
Бюджетная система — это совокупность
бюджетов государства, административно-территориальных
образований, самостоятельных в бюджетном
отношении государственных учреждений
и фондов, основанная на экономические
отношениях, государственном устройстве
и правовых нормах.