Проблемы финансирования инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:17, сочинение

Краткое описание

Центральное место в создании данной цепочки, принадлежит совершенствованию политики финансирования науки и инноваций. Причем, основными ее элементами (с учетом последствий мирового кризиса), должны выступить: повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на выполнение исследований, разработок и внедрение их результатов в производство; обеспечение приоритетного финансирования фундаментальных исследований; усиление программно-целевого метода финансирования научно-инновационной сферы; привлечение дополнительных (альтернативных) источников финансирования науки и инноваций.

Содержание

Введение 3
Историческая справка 4
Концепция национальных инновационных систем 5
Инновационная деятельность в России 8
Вывод 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Esse_Finansy.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский государственный  экономический университет

Факультет Бухгалтерского учета  анализа и аудита

Кафедра Финансов

 

 

 

 

 

Эссе по предмету: ФИНАНСЫ

Тема: Проблемы финансирования инновационной деятельности в России

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Федорова Ольга Александровна

группа № 314

Руководитель:

кандидат эк. наук, доц. Брайчева

Тамара Васильевна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

 

Введение 3

Историческая  справка 4

Концепция национальных инновационных систем 5

Инновационная деятельность в России 8

Вывод 12

Список литературы 13

 

 

 

Введение

Одной из важнейших национальных задач на современном этапе является формирование инновационной модели экономики. Это предполагает организацию институциональных и иных условий осуществления научной и инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования по всей инновационной цепочке: “воспроизводство знаний посредством фундаментальных исследований - проведение прикладных исследований и разработок - внедрение научно-технических результатов в производство - производство конкурентоспособной инновационной продукции и ее реализация”1. Формирование такой цепочки невозможно без глубокого и всестороннего исследования научно-кадрового потенциала страны; без сравнительного анализа состояния и перспектив развития науки, образования и высоких технологий в России и за рубежом; без изучения инновационных приоритетов в глобальном и региональном масштабах.

Центральное место в создании данной цепочки, принадлежит совершенствованию  политики финансирования науки и  инноваций. Причем, основными ее элементами (с учетом последствий мирового кризиса), должны выступить: повышение эффективности  использования средств федерального бюджета, направляемых на выполнение исследований, разработок и внедрение их результатов  в производство; обеспечение приоритетного  финансирования фундаментальных исследований; усиление программно-целевого метода финансирования научно-инновационной  сферы; привлечение дополнительных (альтернативных) источников финансирования науки и инноваций.

 

 


1. Агабеков С.И., Кокурин Д.И., Назин К.Н. Инновации в России. Системно-институциональный анализ. - М. ТрансЛит, 2010. - 376 с.

Историческая  справка

Концепция национальных инновационных  систем (далее - НИС) начала активно  разрабатываться в конце 1980-х гг. Ее пионером был Кристофер Фримен, предложивший как сам термин «национальная инновационная система», так и ряд постулатов этой концепции в работе «Инновации в Японии» (1987 г.). По Кристоферу Фримену, национальная инновационная система — это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий»1.

На мой взгляд, самым  емким определением является следующий  вариант: национальная инновационная  система — это исторически  сложившаяся подсистема национальной экономики, которая состоит из различных  институтов и экономических структур, оказывающих влияние на темпы  и направления технологических  изменений в обществе.

Основы будущей концепции  НИС были заложены в работах ряда исследователей еще в 1960-е и 1970-е  гг., а М. Абрамовиц в 1986 г. опубликовал в журнале Journal of Economic History статью «Догоняя, перегоняя и отставая», в которой были рассмотрены важнейшие элементы экономико-технологического потенциала различных стран и факторы, влияющие на динамику их развития. В совокупности эти факторы, по М. Абрамовицу, определяют так называемую социальную способность (social capability) государств, т. е. их исходные возможности по наращиванию экономико-технологического потенциала.

 

 


  1. Городникова Н.В., Гостева С.Ю. Индикаторы инновационной деятельности 2009. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - 488 с.

Концепция национальных инновационных систем

Для формирования национальной инновационной системы необходима разработка, как инновационной политики, так и научно-технологической: если первая направлена на использование наработанного научно-технического потенциала, широкого внедрения новых знаний и технологических решений, то вторая имеет своей главной задачей создание научно-технологических заделов на перспективу (поддержка развития образования, науки, создание новых технологий и технических разработок на их основе). При этом как одна, так и другая политика, выступают составной частью экономической политики государства и имеют общую стратегическую цель – устойчивые темпы роста и конкурентоспособность экономики. Значительное влияние на развитие НИС оказывает также промышленная политика, регулирующая взаимоотношения государства с промышленными предприятиями государственного и частного секторов.

Среди множества разнообразных  показателей, используемых в различных  методиках оценки эффективности НИС, приведем совокупность основных показателей и индикаторов, позволяющих составить общую картину уровня и условий развития инновационной системы.

I. Показатели достигнутого  уровня научно-технического развития:

-        средний возраст научного оборудования (лет);

-        доля инновационно активных предприятий в их общем числе в промышленности;

-        уровень инновационной активности отраслей равен следующему отношению

-        доля передовых производственных технологий (ППТ), использовавшихся менее трех лет, в общем числе ПТТ (в %).

II. Качественные показатели  развития рыночных институтов  и законодательства (например, уровень  бюрократизации экономики, число  предприятий малого бизнеса в  инновационной сфере и др.).

III. Образовательный уровень  трудовых ресурсов: средний возраст  исследователей, имеющих ученую  степень (лет).

IV. Финансовые показатели: затраты на исследования и  разработки (в % к ВВП), удельный вес затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции (в %), эффективность затрат на инновационную деятельность.

V. Показатели передачи  и использования знаний:

-        удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной продукции (в %);

-        число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения;

-        соотношение числа патентных заявок, поданных национальными заявителями за рубежом и в стране;

-        удельный вес страны в международной торговле технологиями;

-        импортозависимость инновационной деятельности (отношение затрат на приобретение импортных технологий к затратам отрасли на инновации).

 

VI. Количественные и качественные  показатели экономического роста  (продолжительность жизни, ВВП  на душу населения, экологические  показатели и др.), уровень конкурентоспособности национальной экономики.1

Государства, лидирующие в  сфере высоких технологий, такие  как США, Япония, Великобритания, ФРГ, Сингапур, Китай, постоянно наращивают объемы инвестиций в НИОКР, при этом инновационное финансирование в  этих странах является программой государственной  важности. Развитые страны мира уже  во второй половине ХХ в. начали переводить на инновационный путь развития свои национальные экономики. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в приросте валового внутреннего продукта (ВВП) в США еще в прошлом веке превышал            50-60 %.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. - М.: КноРус, 2009. – 350 с.
  2. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. - М.: Бизнес-пресса, 2008. - 216 с.

Инновационная деятельность в России

В нынешнее время инновационная  деятельность является основой успешного  и быстрого развития для каждого  предприятия любой сферы экономики. Инновационная деятельность предприятия  определяется как разработка и реализация научно-технических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции и ее производство на уровне новейшей техники и технологии в целях максимизации прибыли. По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации», инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В условиях нынешней экономики практически невозможно без применения инноваций создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами  финансовой поддержки. Источниками  финансирования инновационной деятельности могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый  инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и т. д. Все они участвуют в хозяйственном  процессе и так или иначе способствуют развитию инноваций. Принципы организации финансирования должны быть направлены на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей значительный рост финансовой отдачи от разного рода вложений.

В Российской Федерации проблема внедрения и развития инновационной  деятельности появилась в годы начала переориентации экономики на рыночный путь развития. Многие предприниматели  и частные компании получили реальный шанс поднять свой бизнес на более  высокий уровень, а высокий потенциал  эффективности инноваций обеспечил  такой спрос на нововведения, что  сформировал рынок научно-технических, экономических и социальных новшеств. Но, несмотря на это, к сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. Сегодня сокращение объема государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

В России система финансирования инновационной деятельности состоит  из двух основных видов источников инвестиций:

– государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций, имущество  государственной собственности);

– инвестиционные (частные), в том числе финансовые, ресурсы  хозяйствующих субъектов, а также  общественных организаций, физических лиц и т. д. Это частные инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в  том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. К ним же относятся собственные  средства предприятий, а также кредитные  ресурсы коммерческих банков специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.1


  1. Кузнецов Б.Т. Управление инвестициями. - М.: Благовест-B. 2004. – 200 с.

Венчурный капитал – один из наиболее подходящих источников инвестиций инновационных компаний. Фонды венчурного капитала покупают акции или обратимые  облигации компаний. Они не инвестируют  средства с целью немедленного получения  дивидендов, они дают компании возможность  начать эффективно функционировать, что, в конечном счете, позволяет получить прибыль от вложенных ими инвестиций.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые  комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные  ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют  федеральный фонд производственных инноваций.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения  инвестиций между центром и регионами, а также внутри регионов. Для инвестиционного  процесса в экономике России территориальный  аспект функционирования, регулирования  и управления имеет очень важное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них имеют возможность самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью. Также необходимо принять во внимание резкую дифференциацию регионов с точки зрения инвестиционной ситуации. Несмотря на малый объем бюджетного финансирования предприятий России, государство регулирует инновационную деятельность не только на законодательном уровне – существует несколько проектов самофинансирования. Для решения всех проблем, связанных с финансированием, на наш взгляд, нужно использовать следующие меры:

– освободить от НДС реализацию любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;

– включить в состав средств  целевого финансирования, не учитываемых  при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической  деятельности;

– установить к основной норме амортизации повышающий коэффициент  в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической  деятельности;

– совместить все виды и  источники финансирования.

Всем известный мировой  лидер в сфере инноваций Япония обычно использует следующие методы стимулирования инновационного развития:

– возможность применения ускоренной амортизации для научно-исследовательского оборудования;

– налоговые скидки по расходам на инновационные разработки;

– налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных технологий;

– налоговую льготу на научно-исследовательские затраты.1

Информация о работе Проблемы финансирования инновационной деятельности в России