Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ИХ РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ………………………………………………………………………..5
1.1. Значение внебюджетных фондов………………………………………..5
1.2. Виды внебюджетных фондов……………………………………………5
1.3. Внебюджетные фонды как звено государственных финансов………18
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ…………..20
2.1. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов: виды, структура, порядок утверждения…………………………………………..……...20
2.2. Проблемы функционирования внебюджетных фондов и
перспективы их развития..…………………...……………………………...25
Заключение…………………………………………………………………...30
Словарь терминов
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды РФ2.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Средства ФСС направляются на:

-выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим  на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение;

- оплату дополнительных выходных  дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до  достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения в государствах- участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

- частичное содержание находящихся  на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату путевок в  детские загородные оздоровительные  лагеря, находящиеся на территории  российской Федерации, для детей работающих граждан;

- частичное содержание спортивных  детско-юношеских школ (оплата расходов  на оплату труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений, необходимых  для тренировочного процесса);

- оплату проезда к месту лечения  и обратно;

- создание резерва для обеспечения  финансовой устойчивости Фонда  на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется – инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством Финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления  Фонда;

- финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной  власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами  Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской  помощи в объемах соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Программа ОМС обязательно включает оказание гражданам первичной помощи: скорой, поликлинической, стационарной.

ОМС осуществляется на основе двух видов программ – базовой и территориальной. Базовая программа ОМС разрабатывается Минздравом РФ и утверждается Правительством РФ. На основе базовой программы исполнительными органами государственной власти субъектов РФ разрабатываются и утверждаются территориальные программы ОМС.

Основными задачами Федерального фонда являются:

- финансовое обеспечение установленных  законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания  объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- аккумулирование финансовых средств  Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Для выполнения основных задач ФФОМС:

-осуществляет выравнивание финансовых  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- разрабатывает и в установленном  порядке вносит предложения о  размере взносов на обязательное  медицинское страхование;

- осуществляет в соответствии  с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального Фонда;

- выделяет в установленном порядке  средства территориальным фондам  обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной  и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования контроль за рациональным  использованием финансовых средств  в системе обязательного медицинского страхования, в том числе, путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

- осуществляет в пределах своей  компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования граждан;

- вносит в установленном порядке  предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке базовой  программы обязательного медицинского страхования;

- осуществляет сбор и анализ  информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

- ежегодно в установленном порядке  представляет в Правительство  Российской Федерации проекты  федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов хозяйствующих  субъектов и иных организаций  на обязательное медицинское  страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

- ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических  и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств;

- нормированного страхового запаса  Федерального фонда;

- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения ценных высоколиквидных государственных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

Задачами территориальных фондов обязательного медицинского страхования является:

- обеспечение реализации Закона Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- обеспечение предусмотренных  законодательством РФ прав граждан  в системе ОМС;

- обеспечение всеобщности обязательного  медицинского страхования граждан;

- достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в  системе ОМС;

- обеспечение финансовой устойчивости  системы ОМС.

Для выполнения этих задач ТФОМС наделен рядом функций, наиболее значимыми из которых являются:

- аккумулирование финансовых средств на ОМС;

- осуществление финансирования  ОМС, проводимого страховыми медицинскими  организациями, заключившими договоры ОМС;

- осуществление финансово- кредитной  деятельности по обеспечению  системы ОМС;

- разработка территориальных правил  ОМС;

- выравнивание финансовых ресурсов городов, направляемых на проведение ОМС;                                                                                                                                                                - согласование совместно с органами государственного управления, профессиональным медицинским ассоциациям тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОМС;

- контроль за рациональным использованием  финансовых средств в системе ОМС;

Как мы видим, территориальным фондам ОМС предписана совершенно особая роль по разработке территориальных программ, правил ОМС, а также формирования тарифной политики в конкретном субъекте Российской Федерации. ТФОМС, как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, подотчетны органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области ОМС осуществляется благодаря координации действий Федерального и территориального фондов ОМС. В отношении ТФОМС Федеральный фонд осуществляет следующие полномочия:

- издает внутриведомственные нормативные  документы, обязательные для выполнения  территориальными фондами;

- осуществляет контроль за деятельностью  ТФОМС;

- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС.

Система ОМС представляет собой весьма сложную многосубъектную систему, в которой фонды ОМС являются участниками и гарантами большинства отношений по обязательному медицинскому страхованию. В качестве субъектов медицинского страхования, согласно закону о медицинском страховании, выступают также – гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

 Граждане РФ являются, безусловно, основным субъектом обязательного медицинского страхования, которое осуществляется как форма защиты интересов и прав граждан в области охраны здоровья.

 Страхователи в системе ОМС  различаются в зависимости от  статуса застрахованных граждан – работающих и неработающих.

Страхователем неработающих граждан выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации местных образований. Страхователем работающих граждан выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Страхователь является стороной договора обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, заключаемого в пользу застрахованных граждан. Страхователю предоставляется право свободного выбора в отношении медицинской организации, участвующей в системе ОМС. При этом страхователь по закону обязан заключить договор ОМС в пользу работника сразу после заключения трудового договора. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации местных образований обязаны заключать договоры ОМС в отношении неработающих граждан, постоянно проживающих на подведомственной им территории.

Страховые медицинские организации, как субъекты системы ОМС, имеют основной целью осуществление ОМС путем оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС.

Страховыми медицинскими организациями могут быть юридические лица любой формы собственности, обладающие необходимым уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях. Свою деятельность эти организации осуществляют на некоммерческой основе; они вправе  осуществлять одновременно обязательное и добровольное медицинское страхование, но не могут осуществлять другие виды страховой деятельности. Эти организации не входят в систему здравоохранения; органы здравоохранения и фонды ОМС не могут быть их учредителями.

Страховая медицинская организация выступает стороной во всех видах договоров по обязательному медицинскому страхованию:

- договор на предоставление  лечебно-профилактической помощи  по ОМС, заключаемый с медицинскими учреждениями;

- договор ОМС работающего и  неработающего населения, заключаемый  со страхователем;

- договор о финансировании ОМС, заключаемый с ТФОМС.

Страховая медицинская организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора. За необоснованный отказ в заключение договора такая организация может быть лишена лицензии по суду.

Информация о работе Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития