Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 14:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в применении рейтинговой модели оценки кредитоспособности к предприятию ОАО «Байкалфарм»
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, описывающую кредитоспособность предприятий. Определить сущность кредитоспособности.
2. Определить различия сежду кредитоспособностью и платежеспособностью.
3. Описать модели оценки кредитоспособности предприятий-заёмщиков.
4. Дать поэтапное описание рейтинговому методу оценки кредитоспособности.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы оценки кредитоспособности корпорации…….4
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности корпорации……………..4
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности корпорации…..6
1.3. Методы оценки кредитоспособности организации………………….7
2. Оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Байкалфарм»……………….14
2.2. Анализ кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…………………...21
3. Пути повышения кредитоспособности ………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………….. 26
Анализируя основные показатели экономической деятельности ОАО «Байкалфарм» видно, что выручка организации в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросла на 14,2% или на 924712 тыс. руб. Всего за три года (2011-2013 гг.) выручка выросла на 31,0%, что составило 1760791 тыс. руб. Такой рост выручки объясняется открытием новых торговых павильонов.
Производительность труда в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. на 20,9% за счет роста выручки на 14,2% и снижения численности персонала на 4,5%. Всего за три отчетных года среднесписочная численность персонала сократилась на 3,8%, а производительность труда выросла на 36,2%.
За счет опережающего роста себестоимости товара над ростом выручки от ее реализации затраты на один рубль выросли по сравнению с 2012 г. на 1,8 коп., составив 98 коп. Это означает, что в каждом рубле проданных товаров имеется 2 коп. прибыли и 98 коп. затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Рентабельность продаж снизилась по сравнению с 2012 г. на 49% за счет снижения прибыли от продажи на 41,7%. Всего за три отчетных года рентабельность продаж выросла на 1,6%. Такое увеличение произошло за счет опережающего роста прибыли от продаж над ростом выручки от продажи товара.
Рентабельность деятельности также сократилась за счет снижения в 2013 г. чистой прибыли на 99,6% по сравнению с 2012 г. и на 98,8% по сравнению с 2011 г.
Коэффициент оборачиваемости снизился на 0,3 оборота по сравнению с 2012 г. и на 1,47 оборотов по сравнению с 2011 г. Такое сокращение оборачиваемости произошло за счет того, что оборотные средства предприятия выросли больше, чем выручка от продажи товара.
В результате сокращения оборачиваемости оборотных средств организации, коэффициент загрузки и длительность их оборота выросли.
2.2. Коэффициент
кредитоспособности ОАО «
ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием Республики Бурятия. В последние два года данное предприятие активно расширяет производство и рынки сбыта. Расширение рынка сбыта (в настоящее время перспективным направлением принят Красноярский край) требует значительных затрат на маркетинг, рекламу, производство, открытие новых точек розничной торговли и другие. В условиях жесткой конкуренции для продвижения на Запад требуется создание инновационной технологии производства, что также требует немалых затрат научно-технического, производственного характера. Также ясно, что собственных средств у предприятия явно не хватит на покрытие расходов. В этом случае, ОАО «Байкалфарм» обратиться к привлечению заемного капитала. Именно для этого следует, оценит кредитоспособность, и разработать меры по ее повышению.
Для оценки финансовых показателей требуется информация из бухгалтерской отчетности:
2.2. Бухгалтерский баланс ОАО «Байкалфарм», млн.руб.
Статьи |
31.12.2010 |
31.12.2011 |
31.12.2012 |
2013 |
Внеоборотные активы |
254 |
267 |
272 |
290 |
Оборотные средства |
714 |
595 |
642 |
651 |
Дебиторская задолженность |
372 |
482 |
505 |
543 |
Краткосрочные финансовые вложения |
56 |
28 |
43 |
42 |
Денежные средства |
53 |
57 |
65 |
78 |
Итого активов |
1449 |
1429 |
1527 |
1604 |
Капитал и резервы |
324 |
337 |
343 |
360 |
Долгосрочные обязательства |
434 |
311 |
517 |
543 |
Краткосрочные обязательства |
691 |
780 |
667 |
701 |
Итого пассивов |
1449 |
1429 |
1527 |
1604 |
Финансовые показатели деятельности ОАО «Байкалфарм» рассматривались раньше
Исходя из данных, указанных на таблицах 2.1. и 2.2, рассчитываются основные показатели деятельности ОАО «Байкалфарм» за период 2010 – 2013 гг.
Таблица 2.3. Показатели деятельности ОАО «Байкалфарм»
Года Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013П |
Кмл |
0,1577 |
0,109 |
0,162 |
0,171 |
Ктл |
1,033 |
0,763 |
0,963 |
0,929 |
Кол |
0,696 |
0,727 |
0,919 |
0,945 |
Км |
0,216 |
0,208 |
0,207 |
0,194 |
Кн |
3,472 |
3,237 |
3,452 |
3,456 |
Ра |
0,015 |
0,009 |
0,011 |
0,011 |
Рп |
0,013 |
0,008 |
0,008 |
0,008 |
Получив данные по показателям за три последних года, можно дать им балльную оценку, расчет которой показан в п.1.3. (Таблица 2.4)Таблица 2.4. Балльная оценка показателей ОАО «Байкалфарм»
Года Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013П |
Кмл |
6 |
6 |
6 |
6 |
Ктл |
9 |
9 |
9 |
9 |
Кол |
3 |
3 |
3 |
3 |
Км |
6 |
6 |
6 |
6 |
Кн |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ра |
4 |
4 |
4 |
4 |
Рп |
4 |
4 |
4 |
4 |
Сумма |
32 |
32 |
32 |
32 |
3. Направления повышения кредитно способности ОАО «Байкалфарм»
Проанализировав кредитоспособность ОАО «Байкалфарм», можно сделать следующие выводы:
1. ОАО «Байкалфарм» имеет
«А» класс кредитоспобности, то
есть данное предприятие
2. Однако, рейтинг предприятия, в основном, обеспечен субъективными факторами.
3. Анализ же финансовых показателей показал, что рентабельность активов и продаж находится на минимальном уровне (около 0,8%)
4. Также неудовлетворительным
является финансовая
5. Анализ показателей, характеризующих ликвидность, показал, что предприятие ликвидно и может расплатиться по обязательствам.
Как видно, резервами для повышения показателя кредитоспособности являются: во-первых, рентабельность предприятия, а во-вторых, улучшение показателя финансовой независимости.
В данном случае рассмотрены 2 показателя, характеризующих рентабельность предприятия:
- рентабельность активов
- рентабельность продаж.
Показатель рентабельности напрямую зависит от величины чистой прибыли. Снижение чистой прибыли ОАО «Байкалфарм» связано со следующими обсоятельствами:
1. Происходит продвижение
товара на новые рынки сбыта
(Красноярский край), что требует
больших затрат в сфере
2. Увеличивается в связи
с финансовым кризисов
3. Участие в проекте
возобновления деятельности по
выпуску алкогольной продукции
на Канском ликероводочном
4. Также компания обязуется
обеспечить уже весной 2011 года
возобновление производства
Так как все факторы, которые повлияли на снижение прибыли в последние 3 года, а также в прогнозном 2011 году, носят инвестиционный характер, эффект от которых не может быть виден сразу. Поэтому можно спрогнозировать рост прибыли в дальнейшем, в ходе реализации проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что снижение показателей рентабельности предприятия имеет недолгосрочный характер и в дальнейшем будет повышаться. Поэтому критическое значение рентабельности, едва достигающей 1%, не должно пугать инвесторов и кредиторов.
Что касается коэффициента финансовой независимости, который характеризует стабильность предприятия, то он в среднем равен 3,3, что практически в 3,5 раза больше рекомендуемого значения. Коэффициент финансовой независимости показывает соотношение собственного и заемного капитала. И в данном случае ОАО «Байкалфарм» является финансово независимым, так как заемный капитал имеет больший удельный вес в общем капитале и практически в 3-4 раза превышает собственные средства. В данном случае, рекомендуется уменьшить долю незавершенного строительства и наращивать собственный капитал с помощью увеличения резервного фонда для покрытия суд и кредитов в случае банкротства, что мало вероятно.
Итак, кредитоспособность ОАО
«Байкалфарм» оценивается как высокая,
при этом неудовлетворительными являются
показатели рентабельности и финансовой
независимости. Показатели рентабельности
снижены из-за единовременных, но крупных
вложений в рост производства (заводы
в Красноярском крае), в рост рынка сбыта
(маркетинговые исследования, разработка
нового продукта, реклама, промоакции),
расширением сети розничной и дистербьютерской
торговли.
На мой взгляд это свидетельствует о стабильном положении предприятия на рынке. Для банка оно является достаточно кредитоспособным. Ухудшение динамики некоторых финансовых коэффициентов связано с проводимым предприятием расширением производственной базы, выходом на новые рынки сбыта , внедрением новых технологий и разработкой новых товаров. Выход на новые объемы производства, проводится капитальный ремонт существующих основных средств. Заключаются новые договоры на оказание услуг, что обусловлено процессом развития предприятия, становится необходим новый количественный и качественный виток деятельности. Но для расширенного воспроизводства собственных средств у предприятия не хватает и расширение приходится осуществлять в основном за счет заемных источников, что приводит к напряжению в финансовом состоянии. В целом финансово-имущественное состояние предприятия не вызывает опасений, даже при условии значительных капиталовложений. Деятельность предприятия характеризуется: высокой деловой активностью; высоким уровнем менеджмента и маркетинга.Также ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием в Улан-Удэ, да и в республике Бурятия, поэтому вероятность государственной поддержки в случае неблагоприятных условий высока. Ликвидность активов является одним из залогов возврата кредитных средств. Также необходимо иметь ввиду, что с 2011 года, по словам генерального директора ОАО «Байкалфарм» Михаила Матханова, будет увеличиваться, так как первичные и единовременные затраты в области маркетинга произведены, новый продукт запущен и выход на новый рынок практически обеспечен. Достигнутые результаты не вызывают сомнения в погашении кредита. Данное предприятие является платежеспособным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Ачкасов А.И.Активные операции коммерческих банков – М: Консалт-Банкир, 2008 г – 289 с.
2. Баканов М.И. Теория экономического анализа – М.: Финансы и статистика, 2008 – 572 с..
3. Балабанов И.Т. Финансовый
анализ и планирование
4. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 406 с.
5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 592 с.
6. Банковская система России. Настольная книга банкира: В 3-х кн.М.: ДеКА, 1995. Кн. Ι.
7. Булатов А.С. Экономика. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2009. – 831 с.
8. Вишняков И.В. Методы
и модели оценки
9. Герасимов Б.И. Качество
методов оценки
10. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
11. Ендовицкий Д.А., Бочарова
И.В. Анализ и оценка
12. Ефимова М. Р. Финансово-экономические расчеты. – М.: ИНФРА-М,2009. 13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2008
14. Кирисиюк Г.М. Оценка
банком кредитоспособности
15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и сервис, 2001 – 412 с..
16. Лаврушин О.И. Банковское дело. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2005 – 625 с..
17. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2001.
18. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит. – М.: Экзамен, 2003 – 113 с.
19. Сервук В.Т. Анализ кредитоспособности СП. – Деньги и кредит. 2000.№3.
20. Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности
21. Серебряков С.В. Инвестиции
в промышленное оборудование
– основа возрождения
22. Хиггинс М., Платонов В.В. Банковское дело: Стратегическое руководство. 2-е изд. – М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2001. – 424 с.
23. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2001.
24. Просветов Г.И. Экономический анализ: учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Альфа-пресс», 2008. – 640 с.