Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:48, курсовая работа
Цель работы рассмотреть российскую финансовую безопасность, ее характерные черты и особенности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать правовое регулирование вопросов финансовой безопасности в российском законодательстве;
2. Рассмотреть понятия и сущность финансовой безопасности РФ
на основании теоретического анализа изучения угрозы финансовой безопасности РФ;
Введение …………………………………………………………………......3
1. Понятие и правовые основы обеспечения финансовой безопасности РФ
1.1. Правовое регулирование вопросов финансовой безопасности в российском законодательстве………………………………………………..5
1.2. Понятие и сущность финансовой безопасности РФ…………………..14
2. Система обеспечения финансовой безопасности РФ
2.1. Угрозы финансовой безопасности РФ ....................................................18
2.2. Органы, обеспечивающие финансовую безопасность РФ.....................19
3. Пути совершенствования системы финансовой безопасности
Заключение .......................................................................................................32
Список литературы…………………………………………………………...
Введение
………………………………………………………………….....
1. Понятие и правовые основы обеспечения
финансовой безопасности РФ
1.1. Правовое
регулирование вопросов финансовой безопасности
в российском законодательстве……………………………………
1.2. Понятие
и сущность финансовой безопасности РФ…………………..14
2. Система обеспечения финансовой безопасности
РФ
2.1. Угрозы
финансовой безопасности РФ ..............................
2.2. Органы,
обеспечивающие финансовую безопасность
РФ.....................19
3. Пути совершенствования системы финансовой
безопасности
Заключение
..............................
Список литературы……………………………………………………
Приложения
«Механизм
обеспечения финансовой безопасности
РФ» - одна из важных и актуальных тем на
сегодняшний день.
Тема курсовой
работы актуальна потому, что банковская
деятельность всегда связана с риском,
возможной утечкой конфиденциальной информации,
наличием внутренних и внешних угроз.
Слабость системы экономической и финансовой
безопасности, отсутствие конструктивных
методов защиты банковской деятельности
предопределяет его неустойчивость. Тем
не менее, научно обоснованной концепции
и механизма обеспечения финансовой безопасности
банковской деятельности пока не сложилось.
Среди проблем
защиты банковской деятельности от угроз
внешнего и внутреннего характера все
более актуализируется: необходимость
обеспечения охраны финансовых ресурсов,
защита информации, имущества и персонала
коммерческого банка, создание механизмов
финансовой защиты банковской системы
и др.
Для коммерческих
банков особо значимыми являются такие
условия эффективной и безопасной деятельности,
как обеспечение возвратности кредитов,
повышение прибыльности, поддержание
ликвидности, снижение банковских рисков.
Данная тема
достаточно подробно освещена в научных
трудах следующих авторов: Е.А. Олейникова,
Р.Г. Яновский, Ю.М. Осипов и др.
Таким образом
актуальность темы исследования не вызывает
сомнений.
Обязательным
элементом данного пункта курсовой работы
является формулировка объекта и предмета
исследования.
Механизм
обеспечения финансовой безопасности
РФ
Объект исследования
современный механизм обеспечения финансовой
безопасности РФ
Предмет
исследования российская финансовая безопасность
Актуальность
данного исследования определила цель
и задачи работы:
Цель работы
рассмотреть российскую финансовую безопасность,
ее характерные черты и особенности.
Для достижения
цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать
правовое регулирование вопросов финансовой
безопасности в российском законодательстве;
2. Рассмотреть
понятия и сущность финансовой безопасности
РФ
на основании
теоретического анализа изучения угрозы
финансовой безопасности РФ;
3.Рассмотреть
органы, обеспечивающие финансовую безопасность
РФ;
4. Изучить
государственный финансовый контроль
экономических субъектов как действенное
средство решения проблемы финансовой
безопасности РФ.
5.Предложить
пути совершенствования системы финансовой
безопасности.
Теоретическая
значимость проведенного исследования
состоит в обобщении научного знания по
данной проблеме.
Успешность
выполнения задач по написанию курсовой
работы в наибольшей степени зависит от
выбранных методов исследования.
В работе
использовались методы как эмпирического
исследования: сравнительно-сопоставительный,
наблюдение, так и используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования.
Структура
курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия
поставленной темы определена следующая
структура: работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы. Название глав отображает
их содержание.
Понятие и правовые основы
обеспечения финансовой безопасности
РФ.
1.1. Правовое
регулирование вопросов финансовой безопасности
в российском законодательстве
Финансовый
контроль как любая категория системы
законодательства представлен определенной
совокупностью нормативных правовых актов,
характеризующих состояние и степень
разработанности контрольной правовой
системы.
Система
законодательства, формируясь в процессе
разработки, обнародования в официальных
актах и систематизации правовых норм,
имеет сложную структуру. В.Д. Перевалов
и В.И. Леушин выделяют горизонтальную,
вертикальную, федеративную и комплексную
структуры законодательства .
Горизонтальная
структура законодательства создается
на основе вычленения предмета (определенного
круга общественных отношений) и методов
правого регулирования. На базе данных
критериев выделяются отрасли законодательства,
соответствующие отраслям системы права:
конституционное право конституционное
законодательство, трудовое право трудовое
законодательство, гражданское право
гражданское законодательство, административное
право административное законодательство
и т.д.
Вертикальная
структура законодательства строится
на основе иерархии нормативных правовых
актов по их юридической силе. На вершине
системы нормативных правовых актов Российской
Федерации находится Конституция, ниже
законы, указы Президента, постановления
Правительства, нормативные акты местных
органов власти.
В
федеративной структуре законодательства
в соответствии со ст. 65 Конституции РФ
выделяются следующие уровни нормативных
правовых актов: федеральное законодательство
(Конституция РФ, кодексы, федеральные
законы, указы Президента, постановления
Правительства и иные нормативные правовые
акты Федерации); законодательство субъектов
Федерации республик в составе РФ (конституции,
законы и иные нормативные правовые акты),
краев, областей, автономных округов, автономной
области, городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга (уставы, законы,
постановления глав администраций и иные
нормативные правовые акты); законодательство
органов местного самоуправления (решения,
постановления).
Кроме
названных элементов в структуру законодательства
входят также блоки нормативных правовых
актов, регулирующих различные сферы общественной
жизни комплексное законодательство (лесное,
водное, земельное, экологическое, транспортное
законодательство); нормативные акты,
определяющие правовое положение отдельных
социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов)
.
Законодательство
по финансовому контролю является составной
частью финансового законодательства,
призванного обеспечить правовое регулирование
финансовых отношений в интересах выхода
страны на новые рубежи. В экономической
и юридической литературе финансовые
отношения рассматриваются как общественные
отношения, возникающие в процессе осуществления
государством и хозяйствующими субъектами
финансовой деятельности, то есть деятельности
по поводу образования, распределения
и использования денежных (финансовых)
ресурсов. Именно эти отношения и составляют
предмет финансового законодательства
как одной из отраслей российского законодательства.
Предмет
финансового законодательства объединяет:
непосредственных
финансово-правовых подотраслей и институтов;
финансово-обеспечительные
правовые институты.
К
первой группе следует отнести налоговое
законодательство, законодательные акты
о порядке формирования внебюджетных
фондов, бюджетное законодательство.
Вторую
группу составляет законодательство о
кредите, расчетах, выпуске и обращении
ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании
денежного обращения, валютном регулировании.
Если
анализировать финансовое законодательство
под углом зрения его внутренней системы,
то оно может быть представлено как совокупность
следующих подотраслей и институтов:
бюджетное
законодательство, охватывающее бюджетное
устройство, бюджетный процесс, порядок
осуществления бюджетных расходов, правила
исполнения бюджета;
налоговое
законодательство, состоящее из нормативных
предписаний, регулирующих взаимоотношения
взыскателя и налогоплательщика, а также
порядок начисления и взимания различных
видов налогов; в эту же подотрасль входят
и акты, регламентирующие неналоговые
платежи, являющиеся государственными
доходами;
законодательство
о государственном (внешнем и внутреннем)
долге и обязательном страховании, объединяющее
акты, определяющие порядок вступления
государства, действующего через свои
органы, в гражданско-правовые отношения
в качестве заемщика (должника);
законодательство
о кредитовании и расчетах акты, регламентирующие
организационную деятельность государства
в сфере осуществления преимущественно
эквивалентно-возмездных экономических
отношений, складывающихся в ходе денежного
оборота, регулируемых преимущественно
гражданским законодательством;
законодательство
по вопросам валютного регулирования,
валютного контроля и налично-денежного
обращения, отражающее специфическую
государственную монополию, обеспечивающую
единство денежной системы;
законодательство
об организации и управлении рынком ценных
бумаг, сочетающее в себе финансово-правовые
и гражданско-правовые начала, характерные
для обращения такого специфического
объекта имущественных прав, каким являются
ценные бумаги.
Развитие
финансово-контрольного законодательства
в последние годы характеризуется преимущественной
направленностью на ликвидацию пробелов
в правовом регулировании этой сферы экономики.
Приняты Бюджетный, Налоговый и Таможенный
кодексы, проводится кодификация банковского
и валютного законодательства, других
интегрированных массивов нормативных
предписаний. Развивается федеративное
финансово-контрольное законодательство,
которое складывается из федерального
законодательства, законодательства субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
Вертикальная
структура финансово-контрольного законодательства,
которая строится на основе иерархии нормативных
правовых актов по их юридической силе,
в России до настоящего времени не образована.
Нет закона о финансовом контроле, отсутствуют
общие рекомендации по его проведению.
Наибольшее
развитие получила горизонтальная структура
финансово-контрольного законодательства,
которая создается на основе правового
регулирования определенных элементов
финансового контроля (рис. 1).
В
Бюджетном кодексе (БК) РФ в законодательном
порядке сформулирован и решен целый ряд
нормативных правовых проблем, связанных
с содержанием и организацией финансового
контроля. Вопросы финансового контроля
рассматриваются в нем только на уровне
бюджетных правоотношений, то есть нормативно
урегулирован бюджетный контроль.
Еще
сохраняет свое действие Указ Президента
РФ № 1095 «О мерах по обеспечению государственного
финансового контроля в Российской Федерации»,
который определяет лишь федеральный
уровень государственного финансового
контроля.
1. Понятие и сущность финансовой безопасности РФ
Финансовая безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне финансовая безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.
Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Кризисные явления, возникшие в российском обществе в конце 80-х начале 90-х годов, побудили общественное сознание к поиску эффективных путей их преодоления. Перед обществом в целом и перед каждым человеком в отдельности встают задачи оценки предшествующей эпохи, определения путей дальнейшего развития. В этих условиях приобретает особое значение процесс согласования и сбалансированности интересов всех социальных групп российского общества, который, конечно, не может происходить однозначным образом, прежде всего, по причине многообразия спектра социальных интересов: политических, экономических, духовных, культурных и т.д. Другой причиной, обусловливающей высоту согласования интересов граждан России, является уровень их культуры, без которой найти приемлемый консенсус интересов социальных групп представляется невозможным.
В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, "в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне". Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров и критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.
Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т.п. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности. Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности, как государства, так и компании: определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация; построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие.
Создание системы финансовой безопасности - процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях. Для компаний разработка стратегии финансовой безопасности - часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну: развитие новых методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках и поиск оптимальной корпоративной структуры капитала. Наиболее важный аспект в решении задачи обеспечения финансовой безопасности компании - построение оптимальной структуры ее капитала на базе общепринятых коэффициентов, что позволяет оптимизировать управление задолженностью компании и методы привлечения дополнительных денежных ресурсов на финансовом рынке. Основная проблема в реализации концепции финансовой безопасности компании - отсутствие апробированных и стандартизированных способов покрытия различного рода рисков, а также формализация и описание структуры самих рисков.
Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - финансовая безопасность. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. С учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.
Баланс между воспроизводственными финансами, опосредующими инвестиционный процесс, и виртуальными финансами, опосредующими в определенной части мировой финансовый рынок, становится одним из основополагающих элементов обеспечения эффективного получения национального дохода. Неразграничение этих двух сфер финансово-правового регулирования ведет к накоплению необоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от манипулирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте".
В то же время следует отметить еще одну особенность, а точнее - угрозу кризиса современной мировой финансовой системы. Так, по расчетам ряда известных экспертов, специалистов в области экономики и финансов мир стоит на пороге глобального и крупнейшего финансового кризиса, результатом которого будет застой и упадок мировой экономики. Многие экономисты считают, что кризис начнется в США, а уже оттуда распространится по всему миру. Для этих опасений есть серьезные основания: "перегрев" фондового рынка, рост внешней задолженности США и т.д. Но все, же нет единой точки зрения, как по поводу самой вероятности кризиса, так и по поводу его предпосылок. Например, основную причину потенциального мирового финансового кризиса директор ГУП НИЦ "Экобезопасность" О. Григорьев и государственный советник М. Хазин видят в диспропорции между новыми и традиционными секторами экономики США. В последних секторах неуклонно падает рентабельность, а инвестиции уходят в новые сектора, которые пока не дают отдачи. Подчеркнем, что не все специалисты придерживаются пессимистической точки зрения. В то же время, по мнению ряда экспертов, для кризиса есть вполне закономерные основания - анализ волн Кондратьева, показывающих цикличность экономического развития. Как бы то ни было, но если кризис все-таки разразится, вполне очевидно, что сильнее всего он поразит слабые в финансово-экономическом отношении страны (среди которых, к сожалению, и Россия). Наше государство, по крайней мере, должно предусмотреть системы предупреждения кризиса, максимально смягчающие его колоссальные системные негативные последствия. В связи с вышеперечисленными моментами роль финансовой безопасности в развитии российского государства трудно переоценить.
2.1 Угрозы финансовой безопасности РФ
Угрозы финансовой безопасности России (факторы, препятствующие или создающие опасность реализации национальных финансово-экономических интересов) можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В нынешних условиях особенную роль играют внешние угрозы.
Информация о работе Пути совершенствования системы финансовой безопасности