Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др.
Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борь бе на мировом рынке, предоставляя экспортным фир мам так называемые экспортные премии.
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
4.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
7.Список использованной литературы ……………………
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
Непосредственным
предметом проверок выступают такие
финансовые (стоимостные) показатели как
прибыль, доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость,
издержки обращения, отчисления на различные
цели и в фонды. Контроль является
элементом государственного принуждения,
поскольку законом
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.
Необходимым
условием эффективности финансового
контроля является система бухгалтерского
учета, обеспечивающая достоверность
и полноту отражения движения
стоимостных показателей
Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника, либо имущества его поручителей и правопреемников.
Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
Обязательный
контроль осуществляется государственными
органами финансового контроля в
соответствии с действующим
Инициативный контроль проводится соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе, бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий
контроль осуществляется в ходе исполнения
бюджетов всех уровней, финансовых планов,
отдельных программ. Рассматривает
не только соблюдение финансовой дисциплины
в ходе осуществления финансово-
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
Государственный
контроль проводится органами государственной
власти (Администрацией Президента, законодательными
и исполнительными органами Российской
Федерации и субъектов
Ведомственный
контроль осуществляется специальными
подразделениями министерств и
ведомств подотчетных им предприятий,
организаций, учреждений. Цели и задачи
такого контроля непосредственно
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый
(аудиторский) контроль проводится аудиторскими
фирмами, аудиторами в соответствии
с действующим
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:
· проверка;
· обследование;
· надзор;
· анализ финансового состояния;
· наблюдение (мониторинг);
· ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование
предполагает более полное изучение
отдельных аспектов функционирования
предприятий, организаций с целью
определения их финансового состояния
и возможных направлений
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ
финансового состояния
Ревизия
выступает в виде наиболее распространенного
и всеобъемлющего метода финансового
контроля. По полноте охвата контроля
финансово-хозяйственной
Полная
ревизия предусматривает
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
3. Виды и методы финансового контроля
3.1. Виды финансового контроля
а) Государственный финансовый контроль в Российской Федерации
Состав
органов финансового контроля определяется
структурой и составом финансового
аппарата, который, в свою очередь, определяется
государственным устройством и
функциями отдельных
Существует государственный и негосударственный контроль.
Государственный
финансовый контроль – это контроль,
осуществляемый органами государственной
власти в соответствии с законодательно
наделенными полномочиями. Государственный
финансовый контроль осуществляется,
прежде всего, за финансовой деятельностью
органов исполнительной власти. Он
предусматривает правовое регулирование
финансовых отношений в Российской
Федерации, прежде всего, охватывает контроль
бюджетных правоотношений. Органами
государственного финансового контроля
выступают специальные
Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания Федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента РФ от 24 мая 1994г., которое подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.
Информация о работе Пути совершенствования финансового контроля в РФ