Развитие и совершенствование структуры финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 00:30, курсовая работа

Краткое описание

Монако одна из самых маленьких стран Европы, но, тем не менее, каждый из нас слышал о ней как об одном из самых красивых мест мира для полноценного отдыха, которое всегда открыто для посещения туристов.

Княжество Монако - одно из самых маленьких государств мира, которое находится в Южной Европе, среднестатистическому человеку понадобится всего 56 минут, чтобы пройти через всю страну. Название страны происходит от древнегреческого «моноикос» -- «отшельник».. Когда-то Монако было самым бедным государством Европы. Однако все изменилось с тех пор, как в 1863 году было открыто казино «Монте-Карло», ставшее вскоре известным всему миру, и вокруг которого вырос знаменитый город.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


«Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации»

 

1. Цели и задачи валютного регулирования

 

Валютное регулирование в широком смысле - это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

 

Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких процессов, как:

 

деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

 

контроль государства за валютными операциями;

 

воздействие на курс национальной валюты;

 

ограничение использования иностранной валюты;

 

совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

 

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:

 

накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

 

регулирование вывоза из страны стратегического сырья;

 

регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;

 

покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами;

 

определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

 

регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

 

регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

 

Валютное регулирование формируется и во многом определяется проводимой государством валютной политикой. Валютная политика - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

 

Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

 

Валютное регулирование может быть:

 

прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;

 

либеральным или ограничительным. Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

 

Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

 

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

 

Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля. Валютный контроль - это система мер по обеспечению исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования и поэтому является его составной частью.

 

Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

 

Валютное регулирование существует во всех странах. В России оно осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», который определяет:

 

принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;

 

полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

 

права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

 

меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

 

Действие Закона - юридическая основа создания национальной валютной системы РФ.

 

Основной элемент национальной валютной системы - национальная валюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российская валюта». Так, к «валюте Российской Федерации»- относятся:

 

находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;

 

средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

 

средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании валюты РФ на территории данного государства);

 

платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации), другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

 

Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обмен национальной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и иностранной валюте. «Иностранная валюта» - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств.

 

«Валютные операции» определены как операции, которые связаны с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которых участвуют нерезиденты РФ, т.е. открытие и ведение рублевых счетов нерезидентов РФ в уполномоченных банках.

 

Поскольку в современных условиях международные ликвидные активы не ограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро и другие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие «валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты, разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, но подлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя, аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства; драгоценные металлы (золото, серебро, платина в слитках), драгоценные камни, за исключением ювелирных изделий и ювелирного лома.

Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом на две категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у них возникают определенные права и обязанности.

 

К резидентам РФ относятся:

 

физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие «гражданства» к определению статуса физического лица как резидента или нерезидента отношения не имеет.);

 

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

 

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

 

дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

 

находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов РФ.

 

К нерезидентам РФ относятся:

 

физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

 

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

 

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

 

находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и их филиалы и представительства;

 

находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.

 

Законом определены возможность и режим конвертируемости российских рублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, т.е. ее конвертируемость, собственность.

 

Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.

 

Текущие операции включают в себя:

 

переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплату товаров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней;

 

получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней;

 

переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных с инвестициями;

 

переводы неторгового характера (зарплата, пенсии, пособия, наследство и т.д.).

 

К капитальным операциям относятся:

 

прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий и организаций);

 

портфельные инвестиции;

 

получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортным операциям на срок более 90 дней;

 

получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней;

 

иные операции, не являющиеся текущими.

 

Текущие валютные операции осуществляются без ограничений, на проведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банка РФ.

 

В Законе определена институциональная основа национальной валютной системы России, а также органы валютного регулирования и их полномочия. Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки, которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также за соблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля также проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

 

2. Организация валютного контроля в Российской Федерации

 

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введение конвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности привели к массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и решение этой проблемы — одна из важных задач финансовой политики государства. Возврат капиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и при этом отказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, призваны решить эту задачу.

 

Именно на уполномоченные банки возложен контроль законности проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операций регламентируется следующими документами:

 

О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И;

 

О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И;

 

О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ от 30 декабря 1999 г. № 721-У;

 

О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через Уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Инструкция Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. №7;

 

О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам: Инструкция Центрального банка РФ от 12 октября 2000 г. № 93-И;

 

О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Указание Центрального банка РФ от 20 октября 1998 г. № 383:

 

Базовый документ валютного контроля - паспорт сделки, оформляемый экспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическом контракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара и осуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки (соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера) таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортному контракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.

Информация о работе Развитие и совершенствование структуры финансовой системы РФ