Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:31, курсовая работа
Тема моей курсовой работы актуальна тем, что финансы — это историческая категория, содержание которой существенно трансформируется с изменением общих условий воспроизводства. Наш мир не стоит на месте. Финансовая система развивается каждый день, появляется что-то новое, уходит старое. Исследование финансов как исторической категории не оставляет умы ученых и политиков с начала их образования.
Моя цель курс раб состоит в исследовании процесса развития финансовой системы России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАРОрождение и развитие науки о финансах
1.1. Развитие отечественных финансов до XIX века
1.2. Финансы Российской империи в начале XIX века
1.3. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
ГЛАВА 2. Организация финансов в XX веке
2.1. Финансовая система РСФР
2.2. Финансовая система в период становления рыночных отношений
2.3. Анализ развития финансовой системы Российской Федерации
ГЛАВА 3. Проблемы развития финансовой системы в России и перспективы ее развития
3.1. Проблемы
3.2. Перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
1.3. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
Когда на пост министра
финансов пришел Е.Ф. Канкрин, он в первый
год добился значительного
Канкрин увеличил добычу золота, которого до 1823 г. добывалось менее 70 пудов (1 пуд = 16,38 кг), а к 1845 г. добыча составила 1000 пудов. Приходят в порядок финансы, становится устойчивым кредит, развивается промышленность, фиксируется и не растет курс ассигнаций. На основе этого Канкрин приступает к денежной реформе.
Первый этап реформы 1839-1843 гг. начался с издания Манифеста «Об устройстве денежной системы» 1 июля 1839 г. Так, все сделки в России должны были исчисляться только в серебре, и главным средством платежа стал серебряный рубль. Вторым этапом стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой. На третьем этапе ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты.
В результате проведения денежной реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на золото и серебро (существовала свобода чеканки и золота, и серебра). Канкрин учредил мануфактурный совет с отделениями. Его многие обвиняли в ненаучном подходе к финансовому управлению, спрашивали: «А что скажет Европа?», на что он отвечал: «Эх, господа, у нас только и разговору да беспокойству: что кажет Европа? Что скажет Россия — вот что важнее всего»2. Это показывает огромную любовь к России, отличительной чертой Канкрина было трудолюбие, простота и исключительные нравственные достоинства.
Положение отечественных финансов на момент вступления М.Х. Рейтерна в должность министра было неблагополучное. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма — гласности, законности, большего административного контроля. И в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей и ежегодной публикации отчетов об их исполнении.
Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производственных сил страны, но для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне строились частные железные дороги, а государственные продавались. Стали создаваться акционерные коммерческие банки, возникли частные земельные банки, начали зарождаться ссудосберегательные товарищества, в результате этого в России в 60-х гг. ХХ века сформировалась капиталистическая банковская система.
Рейтерн после 16 лет работы в должности министра финансов добился превышения доходов государства над расходами, объем бюджета увеличился втрое. Но стоит отметить, что не все его мероприятия, направленные на данные цели, можно считать удачными. Ярким примером служит продажа Аляски США в 1867 году за 7,2 млн долларов (в переводе на нынешние деньги 8,4 млрд долларов). По подсчетам, чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн долларов.
Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. В должности министра финансов основной своей задачей Бунге считал упорядочение денежной системы. С этой целью он проделал большую подготовительную работу по введению в России металлического денежного обращения. Его программа отличалась своей социальной направленностью, так как он виде глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа.
Бунге продолжил реформирование податной системы в новом для России направлении — облегчение различных платежей с крестьян и повышение старых и введение новых прямых налогов для имущих слоев населения.
Однако преодолеть бюджетный дефицит и улучшить финансовое положение страны ему не удалось в силу общего спада производства и неблагоприятного влияния на экономику России депрессии 1880-х гг. на мировом рынке.
В процессе утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы в конце XIX – начале XX века на посту министра финансов был один из крупнейших государственных деятелей России С.Ю. Витте. Благодаря ему Министерство финансов росло и поглощало новые отрасли народного хозяйства. В ведении Витте были финансы, торговля, таможня, пограничная служба, торговое мореплавание и др.
Главное внимание он уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Возобновилось развитие акционерных коммерческих банков, значительно выросли объемы внешнеторгового оборота, государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. В результате реформ, проведенных Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема.
Витте не считался с формами, установленными для законодательных актов, часто позволял себе давить своей властью на других министров по делам их компетенции, поэтому его деятельность как министра финансов вызывала порой резкие нарекания и критику. Но, несомненно, в истории он остался одним из самых ярких деятелей России.
ГЛАВА 2. Организация финансов в XX веке
2.1. Финансовая система СССР
К началу 1920-х гг. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического, экономического, финансового кризиса (в частности из-за политики военного коммунизма, проходившей с 1918 по 1920 гг., и которая была крайне не популярна среди подавляющего большинства населения), для преодоления которого была взята новая экономическая политика — НЭП.
В результате реализации
началась «реанимация» рынка, стали
интенсивно развиваться товарно-денежные
отношения. Была поставлена задача воссоздания
системы кредитных учреждений, появились
ссудосберегательные
Когда Министерство финансов возглавлял Г.Я. Сокольников, заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники. Главной его заслугой является проведение в 1922-1924 гг. денежная реформы3, результатом которой стало изъятие из обращения 886,5 квадриллиона старых рублей и создание твердой национальной валюты — золотого червонца. Введение в СССР твердой валюты явилось главным условием и надежным фундаментом последующих преобразований в финансовом механизме государства: введения разветвленной системы налогов, займов и кредитных операций. Финансовые реформы значительно облегчили прорыв экономической блокады , выход на международные рынки и получение дипломатического признания.
В 1926-1927 гг. наблюдался дальнейший рост денежной массы, в результате цены свободного рынка в 1932 году выросли почти в 8 раз по сравнению с 1927 г. Государство пыталось удержать цены на прежнем уровне, но эт привело лишь к острому товарному дефициту, вследствие чего в 1928 г. была введена карточная система распределения.
В 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, которая проводилась в связи с реорганизацией управления промышленностью, с перестройкой системы товарооборота, с проведением налоговой реформы 1930-х гг. Ею целью было приведение кредитных отношений в стране в соответствие с изменившейся экономической ситуацией — переходом от рыночной экономики к централизованной административно-командной.
Особое внимание
стоит уделить организации
В первые месяцы
войны экономика страны и бюджетная
система оказались в
За годы войны в государственный бюджет было мобилизовано 1117,1 млрд руб., была осуществлена реорганизация системы местных налогов м сборов, дя финансирования военных расходов были использованы остатки вкладов в сберкассах, а население страны передало в распоряжение государства значительную часть своих текущих доходов и сбережений. Все дополнительные средства были направлены на развитие производства вооружений, техники и другие военные нужды. По-прежнему в государственном бюджете предусматривались крупные статьи расходов на народное образование, медицинское обслуживание населения, выплату пособий и пенсий, значительные ассигнования выделялись на подготовку рабочих кадров из числа молодежи и женщин для замены ушедших на войну мужчин.
В 1943 г. впервые встал вопрос о необходимости проведения денежной реформы. Она была реализована в 1947 г., в результате значительные денежные средства были изъяты из обращения у населения посредством переоценки денег, причем характер выпуска новых денег и их обращения не изменился. Реформа не затронула золотого содержания и валютного курса советского рубля. После реформы и до конца 50-х гг. в СССР сохранялась тенденция повышения покупательной способности рубля. В 1950-е гг. наблюдалось наращивание государственных вложений в развитие образования, здравоохранения и науку, о чем свидетельствуют масштабы увеличения расходов на эти цели из бюджета. Начиная с середины 1950-х гг. стали расширяться бюджетные права союзных республик, но самым серьезным достижением явилась редкая для ХХ века финансовая стабилизация, выражавшаяся в постоянном профицитном бюджете. Логическим результатом финансовых достижений 1950-х гг. было заметное увеличение благосостояния советских граждан.
Денежная реформа 1961 г. ввела в обращение новые купюры, обмен старых денег проводился в пропорции 10:1, в том же соотношении менялись цены и заработная плата. Были предприняты и другие меры усовершенствования финансовых отношений, но в целом они не были доведены до конца и не дали ожидаемых результатов.
Серьезные проблемы, с которыми экономика СССР начала сталкиваться в начале — середине 1970-х гг., имели в том числе и финансовые корни. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход, заметно снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства , возросли объемы незавершенного производства, доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно снизилась. Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях в итоге не привели к росту финансовых ресурсов страны. Уровень жизни СССР медленно повышался до середины 1970-х гг. и затем более чем пятилетие не снижался — это был период экономического застоя.
1 «Золотой лев», 2011, №277. Электронный ресурс:
<http://www.zlev.ru/index.php?
2 Экономика и жизнь. 1997. №9. С.29
3 Реформа проведена Н.Н. Кутлером, который участвовал в проведении знаменитой реформы С.Ю. Витте в 1895-1897 гг.