Расходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:49, доклад

Краткое описание

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Расходы бюджета.docx

— 17.26 Кб (Скачать файл)

Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. 

Бюджетные расходы - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. 

Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых  может быть охарактеризован с  качественной и количественной сторон.

Качественная  характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных  расходов, количественная - их величину. 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств, централизованного фонда государства по различным направлениям.  

Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает  экономические интересы общества в  целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество  факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы.

Бюджет  определяет только размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.  

Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение  бюджетных средств по уровням  бюджетной системы через дотации, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы  бюджета носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды.

 

Основные  статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. 

Организация государственных расходов основана на следующих принципах: 

1. Принцип  целевого использования средств; 

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с невыполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств. 

2. Соблюдение  режима экономии; 

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального  эффекта при минимальных затратах. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования. 

3. Безвозвратность  государственных расходов. 

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Структура  бюджетных расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных  расходов обусловлено целым рядом  факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных  средств.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития. 

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации  расходов бюджета. 

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: 

1. По  роли в общественном производстве;

Расходы на содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие  затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы  на пенсии и пособия и т.п.);

Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов). 

С помощью  этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества.  Кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру  общественного производства, стимулировать  развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. 

2. Общественному  назначению; 

Расходы на народное хозяйство и поддержку  экономики;

Расходы на социально-культурные нужды;

Военные расходы;

Расходы на управление. 

В соответствии с общественным назначением (экономическая  группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и т.п.)  

3. Отраслям  производства; 

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного  хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и др. В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное  управление и т.п. 

4. Целевому  назначению. 

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой  для осуществления финансового  контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. 

Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Информация о работе Расходы бюджета