В соответствии с действующим
законодательством в Российской
Федерации исключительно из федерального
бюджета финансируются следующие
виды расходов [1]:
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных
соглашений и соглашений с международными
финансовыми организациями, международного
культурного, научного и информационного
сотрудничества федеральных органов исполнительной
власти, взносы Российской Федерации в
международные организации, другие расходы
в области международного сотрудничества,
определяемые при утверждении федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации
за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых
на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет;
- прочие расходы.
Средства федерального
бюджета используются для финансирования мероприятий регионального
и местного значения, включаемых в целевые
региональные и местные программы.
По согласованию с
региональными и местными органами
власти совместно за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов
финансируются следующие виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетам;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.2 Расходы региональных бюджетов
Основные направления
использования средств региональных
бюджетов следующие [1]:
- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших
в результате решений, принятых органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, приводящих к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных доходов
местных бюджетов;
- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов
Российской Федерации.
Региональные бюджеты
– центральное звено территориальных
бюджетов. Они предназначены для
финансового обеспечения задач,
возложенных на государственные
органы управления субъекта Российской
Федерации. Исходя из этого, через региональные
бюджеты государство активно проводит
экономическую политику, осуществляя
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий. Для
преодоления отсталости разрабатываются
региональные программы, финансируемые
из региональных бюджетов.
1.3 Расходы местных бюджетов
Расходная часть местных
бюджетов наиболее ярко отражает последствия
экономических и социальных процессов
в стране.
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие функциональные
виды расходов [1]:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой
информации, других учреждений, находящихся
в муниципальной собственности или в ведении
органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального
хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
- финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного
самоуправления в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации.
Важное значение местных
бюджетов в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач
– в первую очередь в распределении
государственных средств на содержание и развитие
социальной инфраструктуры общества.
Эти средства проходят через систему местных
бюджетов, включающих более 29 тысяч городских,
районных, поселковых и сельских бюджетов.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
местных бюджетов, их государственной
финансовой поддержки.
Заключение
2002 год объявлен Правительством
Российской Федерации годом реформ
и основные параметры бюджета
вобрали в себя основные черты этих
реформ, к числу которых, в первую очередь,
нужно отнести судебную и военную реформы,
второй этап реформы бюджетного федерализма,
реформу денежного довольствия, пенсионную
реформу, кардинальное изменение подходов
к уровню оплаты труда работников бюджетной
сферы, оплачиваемых по Единой тарифной
сетке, а также завершение работы по урегулированию
кредиторской задолженности главных распорядителей
средств федерального бюджета.
Следует отметить и другое. Сбалансированность
федерального бюджета на 2002 год обеспечивается
профицитом федерального бюджета, рассчитанным
исходя из благоприятного прогноза мировых
цен на нефть. При этом структура профицита
на 84,4 процента связана с ценовым фактором
и такими налоговыми доходами как экспортно-импортные
пошлины и налог на природные ресурсы.
В этой связи уровень непроцентных расходов
федерального бюджета на 2002 год является
предельным и его обеспечение напрямую
связано с благоприятной внешнеэкономической
конъюнктурой и успешной работой всех
фискальных органов.
Список использованной литературы.
- Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук -, Высшая школа, 2003
- Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2005
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005