Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что расходы бюджета являются ведущим звеном финансовой системы государства, и играют важную роль в экономической и политической жизни любого государства.
Целью данной курсовой работы является проведение исследования сущности бюджетных расходов и рассмотрение их классификации. Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются: -представить понятие расходов бюджета; -раскрыть направления бюджетной политики в части расходов бюджета; -изучить классификацию бюджетных расходов; -проанализировать структуру расходов бюджетов зарубежных стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…...............3
1.Теоретическая часть………………………………………………………...........5
1.1. Сущность и классификация бюджетных расходов. Принципы и
формы бюджетного финансирования……………………………………….…….5
1.2 Основные направления бюджетной политики в части расходов
бюджета……………………………………………………………………………..12
1.3.Структура расходов бюджетов зарубежных стран. Сравнительная характеристика……………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

финансы 2013.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

- целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Юридические  лица получают средства из  бюджета только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее  обусловленные цели. Строгое соблюдение  этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

- предоставление бюджетных средств  в меру выполнения производственных  и других показателей и с  учетом использования ранее отпущенных  ассигнований. Зависимость бюджетного  финансирования от выполнения  показателей позволяет финансовым  органам осуществлять действенный  и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

- бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств  без уплаты государству каких - либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

Рассмотрим некоторые  формы бюджетного финансирования.

Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня.

Государственный кредит как экономическая категория охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой. Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет признаки как тех, так и других.

1.2 Основные направления бюджетной  политики в части расходов  бюджета

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и  как таковая выступает средством  осуществления экономической и  социальной политики государства.

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества.

Расходование средств государственных  бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным  законом, законами и другими нормативно-правовыми  актами субъектов государственной  власти.

Расходы государственного бюджета  могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной .

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения  расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также  по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные  расходы делятся на текущие и расходы капитального характера.

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

1.3.Структура расходов бюджетов зарубежных стран. Сравнительная характеристика

В Бюджетном кодексе (Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее  определение бюджета: это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций органов государства  и местного самоуправления. [3]

Бюджетное устройство - это структура  и принципы построения бюджетной  системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она  состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система Германии основана на следующих принципах:

-единство и полнота  бюджетной системы страны (Принцип полноты означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Принцип единства т.е. единство бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, формирования бюджетной документации, бюджетной отчетности и т.д.);

-совокупное покрытие  расходов бюджетов(расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета);

-годичный бюджетный  период (Совпадает с календарным  – с 1 января по 31 декабря. Бюджет  разрабатывается исполнительной властью и рассматривается, утверждается законодательной властью на год);

- своевременность представления  бюджетов (до начала бюджетного  года);

-неизменность бюджетных  параметров (отсутствие возможности  изменять размер расходов по  определенным статьям);

-экономичность и экономность  расходования бюджетных средств  (означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного  бюджетом объема средств.);

-сбалансированность  бюджетов (Принцип сбалансированности бюджета 

означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов плюс 

источники финансирования дефицита бюджета. При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит — это превышение доходов бюджета над расходами);

-достоверность и ясность  бюджетов (надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);

-брутто- принцип (доходы  и расходы представлены раздельно и в  

полном объеме, без сальдирования);

-принцип «разделения  учетных единиц» (доходы - по источникам  возникновения, расходы и обязательства – по целевым статьям);

-принцип разделения  правомочности осуществления бюджетных  расходов от правомочности принятия  бюджетных обязательств уполномоченными лицами.[9]

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

-разграничения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

-равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

-полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности  бюджета;

- результативности и  эффективности использования бюджетных  средств;

- общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств;

- подведомственности  расходов бюджетов;

- единства кассы.

Можно сделать вывод  о том, что основные принципы на которых  строятся бюджетные системы РФ и ФРГ общие.

Особенности  бюджетной системы Германии в  сравнении с РФ.

Расходы  федерального бюджета. 

Одним из орудий воздействия  государства на процесс общественного  воспроизводства выступают государственные  расходы. Они отражают особенности  развития страны. За счет бюджета в  первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета РФ и ФРГ на 2012-2013 гг. Статьи по всем расходам составили 302 млрд. евро. Рассмотрим каждый раздел подробнее.

Наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Расходы на социальное обеспечение составят 118,7 млрд.евро. К этому разделу относятся следующие расходы: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое.

Второе место по удельному  весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство, они составляют 50,6 млрд.евро. К основным подразделам можно отнести процентные расходы, услуги снабжения, государственное имущество, правопреемство дел учреждений опеки и прочие.

Третьей статьей  являются расходы на оборону, они составят 33,3 млрд.евро. В разделе «оборона» выделяют два подраздела – военные расходы и дальнейшие оборонные расходы.

Исследования, образование, наука, культура, юстиции. Расходы на эту статью составят  49,4 млрд.евро Правительство ожидает повышения качества, эффективности и продуктивности научно-исследовательской системы.

Транспорт. В абсолютном выражении расходы по данному разделу составляют 50 млрд.евро. Выделяются следующие подразделы: федеральные железные дороги, федеральные автострады, федеральные водные пути и улучшение транспортного сообщения в общинах.

Информация о работе Расходы бюджетов