Расходы государственного бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:32, реферат

Краткое описание

Расходы бюджета связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.
С помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по РГБ.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Структура расходов республиканского бюджета на финансирование национальной экономики в 2011 и 2012 гг. представлены в Таблице 3:

 

Таблица 3 - Расходы  республиканского бюджета на финансирование национальной экономики в 2011 и 2012 гг., млрд руб.

 

Расходы бюджета на национальную экономику

2011 год

2011 год

уд. вес

2012 год

2012 год

уд. вес

Всего

9 189

100%

16 880

100%

из них на:

       

промышленность, строительство и архитектуру

1 371

14,9%

2 597

15,5%

сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность

3 996

43,5%

6 739

39,9%

дорожное хозяйство, транспорт, связь

1 481

16,1%

2 847

16,7%

прочие расходы

2 341

25,5%

4 697

27,9%


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [9], [10, с.24].

 

 

В 2012 г. на поддержку отраслей национальной экономики из средств  республиканского бюджета запланировано  выделение 16 880 млрд руб., что на 83,7% выше уровня 2011 г. В то же время удельный вес расходов бюджета на национальную экономику уменьшился с 25,5%  2010 г. до 18,16% и 18,19% соответственно в 2011 и 2012 гг. [10, c. 26].

Наибольший удельный вес  в расходах на национальную экономику  занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность. На данное направление из средств республиканского бюджета в текущем году выделяется 6739 млрд руб. (с ростом 168,6% к прошлому году), что составляет 39,9% от суммы, направляемой на национальную экономику, и 7,3% от объема республиканского бюджета.

Основная часть указанных  средств (4580 млрд руб., или около 68%) предусматривается  на компенсацию потерь банков в связи  с выдачей льготных кредитов организациям АПК, льготирование процентов по кредитам, полученным организациями  Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь.

Значительная часть средств  – 1401 млрд руб. (20,8%) запланирована на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, из них 994 млрд руб. запланировано  на реализацию государственных программ.

На финансирование топлива  и энергетики из республиканского бюджета  в текущем году направляется 3582 млрд руб. (с ростом к прошлому году 317,4%), что составляет около 3,9% его расходов.

В 2012 г. расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры  прогнозируются в сумме 2597 млрд руб., или 189,4% к уровню 2011 г.

Существенную часть этих средств в текущем году предполагается направить на государственную поддержку  юридических лиц отраслей промышленности, строительства и архитектуры  в виде возмещения (компенсации) процентов  по предоставленным банками кредитам            (1584 млрд руб.)

На дорожное хозяйство  в 2012 г. выделяется 2127 млрд руб., или 2,3% объема средств республиканского бюджета [10, с. 26].

Относительно выделения  бюджетных ассигнований на другие отрасли  экономики следует отметить, что  финансирование их планируется в  небольших размерах. так, в 2012 г. на лесное хозяйство запланировано 649 млрд руб.,  транспорт и связь – 458 млрд руб. и 262 млрд руб., или соответственно 0,7%, 0,5% и 0,3% от расходов республиканского бюджета.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь финансирование расходов на социальную сферу из средств  республиканского бюджета осуществляется по следующим направлениям:

1) социальная политика:

- обеспечение функционирования  государственных организаций социальной  защиты, подчиненных республиканским  органам государственного управления;

- государственные пособия  семьям, воспитывающим детей;

- иные государственные  пособия;

- пенсионные выплаты гражданам,  имеющим право на пенсионное  обеспечение в соответствии с  законодательством, выплачиваемые  за счет средств республиканского  бюджета;

- проведение молодежной  политики на республиканском  уровне;

- мероприятия по обеспечению  занятости населения;

- другие социальные республиканские  программы и мероприятия;

2) образование:

- обеспечение функционирования  государственных организаций образования,  находящихся в республиканской  собственности;

- проведение централизованных  мероприятий в области образования;

- государственные программы  в области образования;

- прикладные научные исследования, научно-технические программы и  проекты в области образования;

3) здравоохранение:

- обеспечение функционирования  больничных и амбулаторно-поликлинических  организаций, подчиненных республиканским  органам государственного управления;

- осуществление государственного  санитарно-эпидемиологического надзора  республиканского значения;

- обеспечение функционирования  организаций экстренной медицинской  помощи;

- другие вопросы республиканского  значения в области здравоохранения;

4) физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации:

- проведение республиканских  спортивных мероприятий по физкультурно-массовой  и оздоровительной работе  с  населением;

- проведение социально  значимых культурных мероприятий;

- проведение государственной  политики на республиканском  уровне через средства массовой  информации;

- другие вопросы республиканского  значения в области физической  культуры, спорта, культуры и средств  массовой информации.

Также из республиканского бюджета финансируются расходы  на обеспечение функционирования республиканских  органов государственного управления в социальной сфере.

Расходы республиканского бюджета, направленные на финансирование социальной сферы в текущем году, представлены в функциональной классификации  расходов республиканского бюджета  в Законе Республики Беларусь “О республиканском бюджете  на 2012 год”.

Расходы республиканского бюджета  на финансирование социальной сферы  в 2011 и 2012 гг. представлены в Таблице 4:

 

 

Таблица 4 - Расходы  республиканского бюджета на финансирование социальной сферы в 2011 и 2012 гг., млрд руб.

 

Расходы республиканского бюджета  на социальную сферу

2011 год

2012 год

социальная политика

5238

8 857

образование

2503

4 617

здравоохранение

2033

3 791

физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

863

1 681


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [9], [10, с. 25].

 

 

Наиболее высокие темпы  роста расходов республиканского бюджета  в разрезе разделов бюджетной  функциональной классификации в 2012 году по отношению к предыдущему  году запланированы на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ – 194,7%, здравоохранения  – 186,5%, образования – 184,5%.

В 2012 г., как и во все  последние годы, расходы государства  носят социально ориентированную  направленность. Так, в текущем году в социальную сферу Республики Беларусь из средств республиканского бюджета  запланировано направить 18 946 млрд руб., или 20,4% от всех его расходов, при 10 637 млрд руб. и 21% в 2011 г. (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). В силу того, что социальная сфера в большой степени финансируется из средств местных бюджетов, объем запланированных бюджетных расходов (консолидированного бюджета) на эту сферу существенно возрастает – до 59 462 млрд руб., или 41,9% от средств консолидированного бюджета. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную политику – 8857 млрд руб., или 9,6% его расходов. В свою очередь, более весомую долю в данном разделе составляют расходы на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации банком потерь, обусловленных предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 4686 млрд руб., или 52,9% от расходов на социальную политику и 5,1% от расходов бюджета. Значительную часть средств на социальную политику запланировано направить на пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля – 3697 млрд руб. (41,7%) и 4% от расходов республиканского бюджета [10, с. 25-26].

Из республиканского бюджета  запланировано выделение средств  на проведение государственных программ в социальной сфере. К таким программам относятся:

- Президентская программа «Дети Беларуси» на 2011–2015 годы;

- Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 годы;

- Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011–2015 годы;

- Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011–2015 годы и некоторые другие программы [8].

Расходы республиканского бюджета  на образование спрогнозированы  в сумме 4617 млрд руб., или 5% его расходов.

В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета на 2012 г. запланированы в  размере 3791 млрд руб., что составляет 20,9% от общего объема ассигнований на здравоохранение.

Расходы республиканского бюджета  по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» предусматриваются  в сумме 863 млрд руб., или 1,7% от его  объема [10, с. 26].

Наибольший удельный вес  в расходах республиканского бюджета  на 2012 год занимают расходы по разделу  «Общегосударственная деятельность». Финансирование расходов на общегосударственную  деятельность запланировано в объеме 44 370 млрд руб. (47,8% от расходов республиканского бюджета). Темпы роста расходов по отношению к прошлому году составят 186,1%.

В 2012 г. Расходы республиканского бюджета в сфере международной  деятельности определены в сумме 1453 млрд руб., или с ростом к прошлому году 173,6%.

На обслуживание государственного долга в 2012 г. прогнозируются ассигнования в объеме 7107 млрд руб. (7,7% от расходов республиканского бюджета и 16% - от расходов на общегосударственную деятельность), из которых основная часть (5937 млрд руб.) направляется на обслуживание внешнего государственного долга (с ростом 246,5%).

На национальную оборону  из средств республиканского бюджета  в 2012 г. направляется 4606 млрд руб., что  составляет 4, 96% от объема его расходов. На судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выделяется7374 млрд руб. (7,95%). При этом удельный вес расходов на национальную оборону запланирован несколько  выше уровня 2011 г. (на 0,08 процентных пункта), на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – наоборот, на 0,11 процентных пункта ниже.

На охрану окружающей среды  в республиканском бюджете предусмотрено 532 млрд руб., или 0,57% его расходов на текущий год       [10, с 27].

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в 2012 г. сохраняется  курс на социальную направленность бюджета. Основными задачами в области  политики расходов бюджета в 2012 г., как  и в последние годы, несмотря на некоторые негативные последствия  мирового финансово-экономического кризиса, будут сохранение достигнутого качественного  уровня социальных услуг, поддержка  реального сектора экономики, повышение  уровня и качества жизни населения.

К настоящему времени разработан проект бюджета Республики Беларусь на 2013 г., проанализировав который  можно выявить тенденции в  планах правительства относительно финансовых расходов на ближайший период.

Расходы бюджета на 2013 г. сформированы в сумме 197 трлн руб., что соответствует объему доходов. Их доля в ВВП сохраняется на уровне текущего года – 31,3%. Изменения экономической структуры бюджета носят позитивный характер и выражаются в опережающем росте капитальных расходов (142,7%) над текущими (119,3%), то есть сделан акцент на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Развитие получают все отрасли бюджетной сферы [5].

Информация о работе Расходы государственного бюджета РБ