Главная особенность
проекта федерального бюджета на 2014 финансовый
год и плановый период 2015 и 2016 годов заключается
в том, что в нем снижен прогноз темпов
роста валового внутреннего продукта,
инвестиций, объемов экспорта, импорта,
прибыли – в общем, всех тех показателей,
которые непосредственным образом влияют
на доходы бюджета. Еще одной новинкой
стало то, что для покрытия дефицита бюджета
теперь предполагается залезать в нефтяные
деньги, которые долгие годы накапливались
в Резервном фонде.
Согласно заключению Счетной
палаты Российской Федерации на проект
федерального закона «О федеральном
бюджете на 2014 год и на плановый
период 2015 и 2016 годов», которое подготовлено
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом «О Счетной
палате Российской Федерации» и иными
актами законодательства Российской Федерации:
- Проект федерального бюджета на 2014 - 2016 годы в целом основан на Бюджетном послании и учитывает реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Содержание законопроекта в целом соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации.
- Федеральный бюджет сформирован с дефицитом и сбалансирован. Существуют риски в исполнении бюджета в условиях сложной макроэкономической ситуации.
- Федеральный бюджет на 2014 - 2016 годы составлен на основе бюджетных правил в части использования нефтегазовых доходов, формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, определения общего объема расходов.
- Федеральный бюджет на 2014 - 2016 годы впервые сформирован в структуре государственных программ Российской Федерации (в «программном формате»). При этом имеются существенные недостатки в качестве разработки государственных программ, что обусловлено отсутствием комплексной стратегии, определяющей цели и задачи в увязке с имеющимися ресурсами. Расходы составлены в новой бюджетной классификации с разбивкой общего объема расходов до групп видов расходов, что снижает прозрачность проекта федерального бюджета.
- Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снижаются с 19,1 % в 2013 году до 18,3 % в 2016 году, нефтегазовые доходы - с 9,5 % до 7,9 %. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов сокращается с 50 % в 2013 году до 43 % в 2016 году. Существуют риски неисполнения доходов в прогнозируемых объемах. При этом имеются существенные резервы пополнения доходной части федерального бюджета. В материалах к законопроекту не содержатся сценарии и алгоритмы использования различных источников финансирования в случае сокращения доходов и непрогнозируемого увеличения дефицита федерального бюджета.
- Предусматривается рост расходов по сравнению с предыдущим годом: в 2014 году - на 4,3 %, в 2015 году - на 10 %, в 2016 году - на 6,7 %. При этом по сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2014 и 2015 годах предусматривается сокращение расходов. Необходимо обратить особое внимание на достижение поставленных целей и показателей, повышение эффективности и результативности использования планируемых бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ и обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств. В структуре общего объема расходов федерального бюджета наибольший удельный вес составляют расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
- Дефицит федерального бюджета возрастет с 0,5 % ВВП в 2014 году (389,6 млрд. рублей) до 1 % ВВП в 2015 году (796,6 млрд. рублей) и сократится до 0,6 % ВВП в 2016 году (486,5 млрд. рублей). Несмотря на прогнозируемое снижение ненефтегазового дефицита по отношению к ВВП с 10,3 % в 2013 году до 8,4 % в 2016 году, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. В источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются существенные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках в объемах от 1,0 трлн. рублей до 1,5 трлн. рублей. Существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в необходимых объемах на приемлемых условиях. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусмотрено пополнение Резервного фонда за счет части дополнительных нефтегазовых доходов в 2014 году, оставшаяся их часть будет направлена на финансовое обеспечение расходов. В 2015 году все дополнительные нефтегазовые доходы в полном объеме будут направлены на финансовое обеспечение расходов, в 2016 году они будут зачислены в Резервный фонд.
По словам председателя
правительства России Дмитрия Медведева,
приоритеты бюджета остаются прежними:
это «исполнение социальных обязательств
государства», «долгосрочная устойчивость
пенсионной системы», «реализация крупных
проектов, включая инфраструктурные»,
и «эффективное управление государственными
финансовыми ресурсами». Вместе с тем,
как отметил Медведев, нынешний бюджетный
цикл имеет свои особенности «Во-первых,
макроэкономические показатели, которые
приняты за основу нынешнего бюджета, отличаются
от тех, которые мы использовали в прошлом
году, и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Это связано с общим ухудшением экономической
ситуации. Серьезные риски присутствуют
не только сегодня, но и в среднесрочной
перспективе. Мы обязаны учитывать эти
объективные ограничения прежде всего
при прогнозировании доходной части бюджета.
В случае увеличения бюджетного дефицита
сверх тех прогнозов, на которые мы сегодня
ориентируемся, нам нужно предусматривать
источники погашения этого дефицита. При
этом мы обязаны сохранять объем государственного
долга на экономически безопасном уровне».
Во-вторых, по словам премьера,
теперь существенно расширен горизонт
бюджетного планирования: «Работа над
бюджетом идет параллельно с подготовкой
бюджетной стратегии, основная задача
которой — определить параметры бюджетной
системы на перспективу. Проект стратегии
мы должны рассмотреть в сентябре, с тем
чтобы направить эти документы в Государственную
Думу одновременно».
В-третьих, федеральный бюджет
на 2014–2016 годы подготовлен на основе 40
утвержденных государственных программ.
На такой же программный принцип формирования
постепенно должны переводиться и бюджеты
регионов, и муниципальные бюджеты.
Список использованной
литературы
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ: по сост. на 23 июля 2013 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «Гарант»
- О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «Гарант»
- Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 августа 2012 года № 1199: по сост. на 28 декабря 2012 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «Гарант»
- О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249: по сост. на 06 апреля 2013 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «Гарант»
- О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 1010: по сост. на 04 сентября 2012 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «Гарант»
- Орлов М.Н. Анализ Концепции реформирования бюджетного процесса на современном уровне / М.Н. Орлов // Государственные финансы. – 2012. - № 10.
- Скифский А.Л. Стратегические цели бюджетной политики Российской Федерации / А.Л. Скифский // Новая власть. – 2012. - № 18.
- Доклад председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева на депутатских слушаниях, состоявшихся 25 октября 2013 года
- Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»