В последнее десятилетие произошли
существенные перемены в оценке значимости
платежной системы для поддержания стабильности
функционирования национальной финансовой
системы и экономики в целом. В результате
функции центральных банков в сфере платежной
системы стали одними из приоритетных
как на национальном, так и на международном
уровнях, что подтверждает работа Банка
международных расчетов. Функции Банка
России обусловлены необходимостью обеспечения
эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы, что является одной
из трех целей деятельности Банка России,
закрепленных статьей 3 Федерального закона
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)». Основными функциями Банка
России в сфере платежной системы в настоящее
время являются функция регулятора и функция
оператора собственной платежной системы.
Методологии управления рисками в данных
системах посвящены несколько отчетов
Комитета по платежным и расчетным системам
Банка международных расчетов.
В настоящее время в России
такие платежные системы преобладают
на организованных финансовых рынках
и в сфере розничных платежей, но пока
занимают незначительную долю по сравнению
с переводами, осуществляемыми через платежную
систему Банка России. В этой связи на
первоначальном этапе в силу отсутствия
системной значимости для финансовой
системы РФ платежных систем, осуществляющих
расчеты на нетто-основе, Банк России предполагает
разработку документов, носящих рекомендательный
характер для операторов частных платежных
систем. Данные документы в основном будут
затрагивать вопросы содержания правил
платежных систем в части управления рисками,
например:
— установление критериев доступа
к платежным системам. В международной
практике такой доступ, как правило, получают
только кредитные организации, соответствующие
определенным финансовым требованиям
и обладающие соответствующими программно-техническими
средствами. Требования могут касаться
лимитов уставного капитала или лимитов
участия в формировании гарантийных (резервных)
фондов. Гарантийные фонды платежных систем
используются при наступлении неплатежеспособности
одного из ее участников;
— установление двусторонних или многосторонних
ограничений (кредитовых и дебетовых).
Указанные ограничения позволяют участникам
контролировать уровень кредитного риска
и на практике зависят от размера взноса
участника в гарантийный фонд. Одновременное
формирование гарантийного фонда и установление
дебетовых ограничений существенно повышают
устойчивость платежной системы;
— участие других участников
платежной системы в схеме покрытия убытков,
возникших из-за неплатежеспособности
одного или нескольких участников. С проблемой
управления рисками связано определение
эффективности функционирования платежной
системы. Естественно, что кредитные организации,
участвующие в платежной системе, заинтересованы
в том, чтобы стоимость исполнения платежей
была минимальна. Но минимизация стоимости
часто увеличивает рискованность исполнения
платежей за счет снижения уровня безопасности
и отсутствия механизмов управления рисками,
требующих существенных финансовых затрат.
В связи с этим средствами нормативного
регулирования должно достигаться оптимальное
сочетание эффективности и надежности
платежных услуг.
Одним из первых шагов в организации
надзора за частными платежными системами
может стать организация системы мониторинга,
включающего первоначальный сбор информации,
ее анализ и принятие мер регулятивного
характера. Первоначальный сбор информации
должен позволить выявить кредитные организации,
выполняющие функции расчетных институтов
(расчетных центров) частных платежных
систем, после чего возможна организация
справочника, в который были бы включены
актуализированные сведения о каждом
расчетном центре. На основании информации
о деятельности расчетных центров могут
быть разработаны критерии классификации
частных платежных систем (отнесение платежных
систем, созданных на базе конкретного
расчетного центра, к той или иной группе)
в соответствии с подходом, изложенном
в международных стандартах (системно-
значимые платежные системы, значимые
платежные системы, незначимые платежные
системы). Указанная классификация требует
нормативного закрепления с установлением
процедур оценки на соответствие правил
функционирования системы ключевым принципам,
а также оценки адекватности мер, направленных
на снижение вероятности возникновения
системного и иных рисков.
Банк России в июле 2009 года стал
членом Комитета по платежным и расчетным
системам (КПРС) Банка международных расчетов,
сообщил департамент внешних и
общественных связей Банка
России.
Решение о расширении состава
участников КПРС обусловлено растущей
взаимозависимостью элементов инфраструктуры
финансового рынка и их влиянием на финансовую
стабильность. Также это решение отражает
возрастание значимости международного
сотрудничества и обмена информацией
между членами мирового сообщества органов
наблюдения.
Одной из стратегических задач
Банка России в условиях кризиса и активного
развития глобализационных процессов
в области платежных и расчетных систем
является создание условий для повышения
бесперебойности и эффективности функционирования
национальной платежной системы, а также
оптимизация процессов ее взаимодействия
с международными системами, в том числе
при проведении трансграничных и мультивалютных
операций.
Вступление в состав участников
КПРС повысит возможности Банка России
при внесении вклада в финансовую стабильность
через усовершенствование внутренней
и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры,
а также будет способствовать поддержанию
стандартов и практики наблюдения в соответствии
с развитием рынка и ростом взаимозависимости
среди различных инфраструктур финансового
рынка.
Комитет по платежным и расчетным
системам представляет собой структуру,
разрабатывающую стандарты деятельности
платежных систем и расчетных систем по
ценным бумагам. Комитет также является
площадкой для активного диалога между
центральными банками, оказывающей содействие
в области мониторинга и анализа динамики
внутренних платежей, функционирования
клиринговых и расчетных систем, а также
трансграничных и мультивалютных расчетных
механизмов. В совокупности с новыми членами
КПРС сейчас включает представителей
из: Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады,
КНР, Европейского центрального банка,
Франции, Германии, Гонконга, Индии, Италии,
Японии, Мексики, Нидерландов, России,
Саудовской Аравии, Сингапура, ЮАР, Южной
Кореи, Швеции, Швейцарии, Соединенного
Королевства и США.
Суммарные долги России перед зарубежными
банками, согласно данным Банка международных
расчетов, превышают сейчас $75 млрд. ,если
данную сумму разделить на количество
людей, проживающих в России, то получим
что каждый должен по 524,47$ для погашения
долга.
Российский валютный рынок
— один из наиболее развитых среди стран
с формирующейся рыночной экономикой.
По оценке Банка международных расчетов,
в 2007 г. на него приходилось 0,8% оборота
глобального валютного рынка, что можно
считать весьма высоким показателем (на
все валюты стран Центральной и Восточной
Европы приходилось 2,2%, а Латинской Америки
— немногим более 1,8% его оборота).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банк
Международных Расчетов - ведущий информационно-исследовательский
центр. Годовые отчеты Банка - одно из авторитетных
экономических изданий в мире. На базе
своих исследований Банк Международных
Расчетов в 1975 г. опубликовал хартию наблюдения
за международными операциями банков,
дополненную Базельским соглашением 1983
г.
Специфика
Банка Международных Расчетов заключается
в строго конфиденциальном характере
его деятельности и ежемесячных заседаний
Базельского клуба (в который входят страны
-- члены Банка). На заседаниях обсуждаются
актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных
отношений. Это определяет место Банка
Международных Расчетов как органа, дополняющего
МВФ и группу ВБ, с которыми он имеет тесные
связи.
Оставаясь
в основном региональным западноевропейским
международным банком и валютно-финансовым
центром «группы десяти», Банк Международных
Расчетов по составу участников и характеру
деятельности фактически является международной
валютно-кредитной организацией. Это обусловлено
тем, что Банк Международных Расчетов
является международным банком центральных
банков, агентом и распорядителем в различных
международных валютно-расчетных и финансовых
операциях, центром экономических исследований
и форумом международного валютно-кредитного
сотрудничества.
Банк
Международных Расчетов играл важную
роль в организации и осуществлении платежных
соглашений западноевропейских стран,
в выработке коллективных мер по преодолению
спекулятивных атак на мировом валютном
рынке, координации мер и обмену информацией
о валютных рынках и валютной интервенции,
по интервенции на рынках золота в рамках
золотого пула, в обсуждении проблем еврорынка,
в совершенствовании банковского надзора.
Банк
Международных Расчетов является агентом
ЕОУС, ОЭСР, ЕФВС (1979--1993 гг.), Европейского
валютного института (1994--1998 гг.), с июня
1998 г.- Европейского центрального банка,
а также агентом международных валютных
клирингов (ЕПС, по операциям в ЭКЮ до 1998
г., а с 1999 г.- в евро).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Википедия - Банк международных
расчетов [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Банк_международных_расчётов
2. Колесова В.П. Глобализация
мирового хозяйства и национальные интересы
России.// ТЭИС, 2002.
3. Красавиной Л.Н. Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения.//М.:
«Финансы и статистика», 2000 г.
4. Савельева М.М. Международные
финансы: учеб. пособие. //СПб.: СПбГИЭУ,
2008 г.