Роль Банка Международных расчетов в повышении устойчивости и эффективности работы национальных Центральных Банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:50, реферат

Краткое описание

Национальная платежная система (НПС) является неотъемлемой частью финансовой системы любого государства. В соответствии со своим названием НПС обеспечивает осуществление платежей, создавая условия для оборота денежных средств, управления денежной массой, регулирования курса национальной валюты, осуществления инвестиционных программ. В конечном счете эффективная НПС способствует экономическому росту и процветанию национальной экономической системы
В то же время практика построения и развития национальных платежных систем отличается от государства к государству, находясь в сильной зависимости от множества национальных факторов, включая уровень экономического развития, культурные и правовые традиции, уровень образования и многое другое.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Общее описание………………………………………………………………………………….4
Структуры и органы……………………………………………..................................................5
Основные функции……………………………………………………………………………...6
Комитеты БМР…………………………………………………………………………………...7
Современное состояние…………………………………………………………………………7
Взаимодействие с Россией………………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………...........................12
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

В последнее десятилетие произошли существенные перемены в оценке значимости платежной системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основными функциями Банка России в сфере платежной системы в настоящее время являются функция регулятора и функция оператора собственной платежной системы. Методологии управления рисками в данных системах посвящены несколько отчетов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов.

В настоящее время в России такие платежные системы преобладают на организованных финансовых рынках и в сфере розничных платежей, но пока занимают незначительную долю по сравнению с переводами, осуществляемыми через платежную систему Банка России. В этой связи на первоначальном этапе в силу отсутствия системной значимости для финансовой системы РФ платежных систем, осуществляющих расчеты на нетто-основе, Банк России предполагает разработку документов, носящих рекомендательный характер для операторов частных платежных систем. Данные документы в основном будут затрагивать вопросы содержания правил платежных систем в части управления рисками, например:

— установление критериев доступа к платежным системам. В международной практике такой доступ, как правило, получают только кредитные организации, соответствующие определенным финансовым требованиям и обладающие соответствующими программно-техническими средствами. Требования могут касаться лимитов уставного капитала или лимитов участия в формировании гарантийных (резервных) фондов. Гарантийные фонды платежных систем используются при наступлении неплатежеспособности одного из ее участников; 
— установление двусторонних или многосторонних ограничений (кредитовых и дебетовых). Указанные ограничения позволяют участникам контролировать уровень кредитного риска и на практике зависят от размера взноса участника в гарантийный фонд. Одновременное формирование гарантийного фонда и установление дебетовых ограничений существенно повышают устойчивость платежной системы;

— участие других участников платежной системы в схеме покрытия убытков, возникших из-за неплатежеспособности одного или нескольких участников. С проблемой управления рисками связано определение эффективности функционирования платежной системы. Естественно, что кредитные организации, участвующие в платежной системе, заинтересованы в том, чтобы стоимость исполнения платежей была минимальна. Но минимизация стоимости часто увеличивает рискованность исполнения платежей за счет снижения уровня безопасности и отсутствия механизмов управления рисками, требующих существенных финансовых затрат. В связи с этим средствами нормативного регулирования должно достигаться оптимальное сочетание эффективности и надежности платежных услуг.

Одним из первых шагов в организации надзора за частными платежными системами может стать организация системы мониторинга, включающего первоначальный сбор информации, ее анализ и принятие мер регулятивного характера. Первоначальный сбор информации должен позволить выявить кредитные организации, выполняющие функции расчетных институтов (расчетных центров) частных платежных систем, после чего возможна организация справочника, в который были бы включены актуализированные сведения о каждом расчетном центре. На основании информации о деятельности расчетных центров могут быть разработаны критерии классификации частных платежных систем (отнесение платежных систем, созданных на базе конкретного расчетного центра, к той или иной группе) в соответствии с подходом, изложенном в международных стандартах (системно- значимые платежные системы, значимые платежные системы, незначимые платежные системы). Указанная классификация требует нормативного закрепления с установлением процедур оценки на соответствие правил функционирования системы ключевым принципам, а также оценки адекватности мер, направленных на снижение вероятности возникновения системного и иных рисков.

Банк России в июле 2009 года стал членом Комитета по платежным и расчетным системам (КПРС) Банка международных расчетов, сообщил департамент внешних и

общественных связей Банка России.

Решение о расширении состава участников КПРС обусловлено растущей взаимозависимостью элементов инфраструктуры финансового рынка и их влиянием на финансовую стабильность. Также это решение отражает возрастание значимости международного сотрудничества и обмена информацией между членами мирового сообщества органов наблюдения.

Одной из стратегических задач Банка России в условиях кризиса и активного развития глобализационных процессов в области платежных и расчетных систем является создание условий для повышения бесперебойности и эффективности функционирования национальной платежной системы, а также оптимизация процессов ее взаимодействия с международными системами, в том числе при проведении трансграничных и мультивалютных операций.

Вступление в состав участников КПРС повысит возможности Банка России при внесении вклада в финансовую стабильность через усовершенствование внутренней и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также будет способствовать поддержанию стандартов и практики наблюдения в соответствии с развитием рынка и ростом взаимозависимости среди различных инфраструктур финансового рынка.

Комитет по платежным и расчетным системам представляет собой структуру, разрабатывающую стандарты деятельности платежных систем и расчетных систем по ценным бумагам. Комитет также является площадкой для активного диалога между центральными банками, оказывающей содействие в области мониторинга и анализа динамики внутренних платежей, функционирования клиринговых и расчетных систем, а также трансграничных и мультивалютных расчетных механизмов. В совокупности с новыми членами КПРС сейчас включает представителей из: Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, КНР, Европейского центрального банка, Франции, Германии, Гонконга, Индии, Италии, Японии, Мексики, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, Сингапура, ЮАР, Южной Кореи, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства и США. 
Суммарные долги России перед зарубежными банками, согласно данным Банка международных расчетов, превышают сейчас $75 млрд. ,если данную сумму  разделить на количество людей, проживающих в России, то получим что каждый должен по 524,47$ для погашения долга.

Российский валютный рынок — один из наиболее развитых среди стран с формирующейся рыночной экономикой. По оценке Банка международных расчетов, в 2007 г. на него приходилось 0,8% оборота глобального валютного рынка, что можно считать весьма высоким показателем (на все валюты стран Центральной и Восточной Европы приходилось 2,2%, а Латинской Америки — немногим более 1,8% его оборота).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банк Международных Расчетов - ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка - одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований Банк Международных Расчетов в 1975 г. опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков, дополненную Базельским соглашением 1983 г.

Специфика Банка Международных Расчетов заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны -- члены Банка). На заседаниях обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. Это определяет место Банка Международных Расчетов как органа, дополняющего МВФ и группу ВБ, с которыми он имеет тесные связи.

Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком и валютно-финансовым центром «группы десяти», Банк Международных Расчетов по составу участников и характеру деятельности фактически является международной валютно-кредитной организацией. Это обусловлено тем, что Банк Международных Расчетов является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.

Банк Международных Расчетов играл важную роль в организации и осуществлении платежных соглашений западноевропейских стран, в выработке коллективных мер по преодолению спекулятивных атак на мировом валютном рынке, координации мер и обмену информацией о валютных рынках и валютной интервенции, по интервенции на рынках золота в рамках золотого пула, в обсуждении проблем еврорынка, в совершенствовании банковского надзора.

Банк Международных Расчетов является агентом ЕОУС, ОЭСР, ЕФВС (1979--1993 гг.), Европейского валютного института (1994--1998 гг.), с июня 1998 г.- Европейского центрального банка, а также агентом международных валютных клирингов (ЕПС, по операциям в ЭКЮ до 1998 г., а с 1999 г.- в евро).

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Википедия - Банк международных расчетов [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Банк_международных_расчётов

2.  Колесова В.П. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России.// ТЭИС, 2002.

3. Красавиной Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.//М.: «Финансы и статистика», 2000 г.

4.   Савельева М.М. Международные финансы: учеб. пособие. //СПб.: СПбГИЭУ, 2008 г.

 

 

 


Информация о работе Роль Банка Международных расчетов в повышении устойчивости и эффективности работы национальных Центральных Банков