Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью работы является Национального фонда в обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция) и снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).
2. Основной целью Национального фонда является снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен - стабилизационная функция. Национальный фонд выполняет также сберегательную функцию посредством формирования накоплений для будущих поколений.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические понятия деятельности Национального фонда РК и его основные функции.
1.1. Цели, задачи и функции Национального фонда……………………………5
Глава 2. Анализ современного состояния Национального фонда Казахстана
2.1. Анализ поступления и использования Национального фонда Республики Казахстан за 2012 год………………………………………………………….11
2.2 Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2012 год…………………………………………………………………….19
Глава 3. Роль Национального фонда в преодолении мирового финансового кризиса………………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………
Таблица 4. Динамика распределения активов стабилизационного портфеля.
Класс активов |
31.03.12 |
30.06.12 |
30.09.12 |
31.12.12 |
Деньги и инструменты денежного рынка |
100,00 |
100,00 |
91,36 |
77,58 |
Ценные бумаги с фиксированным доходом |
0,00 |
0,00 |
8,64 |
22,42 |
Всего стабилизационный портфель |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В течение отчетного периода доля наличной валюты2 и государственных ценных бумаг стран, входящих в эталонный индекс в составе стабилизационного портфеля, была равна порядка 100 %.
Таблица 5. Динамика распределения
Класс активов |
31.03.12 |
30.06.12 |
30.09.12 |
31.12.12 |
Ценные бумаги с фиксированным доходом |
78,48 |
77,66 |
78,33 |
78,49 |
Акции |
19,55 |
16,61 |
17,05 |
17,47 |
Деньги и инструменты денежного рынка |
1,98 |
5,73 |
4,62 |
4,04 |
Всего сберегательный портфель |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Доходность Национального
фонда Республики Казахстан за 2012 год
составила 3,33 %.
Инвестиционный доход за период с начала
создания Национального фонда Республики
Казахстан по 31 декабря 2012 года составил
6 989 млн. долларов США. Доходность Национального
фонда Республики Казахстан за период
с начала его создания по 31 декабря 2012
года составила 67,25 %, что в годовом выражении
Остатки на текущих счетах,
средства, размещенные в фонды денежного
рынка с возможностью возврата на следующий
рабочий день.[12]
3. Роль Национального
фонда в преодолении мирового финансового
кризиса.
Первые признаки серьёзного экономического
кризиса в Казахстане приходятся на вторую
половину 2007 года. Кризис в Казахстане
выразился сразу в нескольких аспектах.
Во-первых, замедлился рост производства.
В секторе малого и среднего бизнеса, который
производит 30,8% ВВП республики, рост физического
объема продукции за январь-сентябрь 2008
года составил всего 0,1%, что меньше статистической
погрешности.
Во-вторых, значительно ухудшились показатели
финансового сектора. По данным Агентства
финансового надзора (АФН) и Нацбанка в
сентябре общая сумма депозитов юридических
и физических лиц уменьшилась на 0,8%. Затормозилось
и кредитование. Объем ссудного портфеля
банков вырост всего на 2,5% за истекшие
месяцы 2008 года (против 46,6% в 2007 году и 27,7%
в 2006 году). На 1 октября 2008 года объем безнадежных
кредитов составил 3,3%. Казахстанские банки
накопили большую задолженность, в размере
44 млрд. долларов, 12 млрд. из которых должны
быть выплачены в 2009-2010 годах. Так что в
условиях кризиса, казахстанские банки
лишаются многих возможностей, поскольку
уже не могут брать кредиты в западных
банках в таких же размерах, как в 2005-2007
годах.
В-третьих, ухудшился уровень жизни населения.
Среднегодовая инфляция составила 18,7%,
инфляция с начала года - 8,8%, а стоимость
прожиточного минимума увеличилась на
24%. Так что кризис отразился на основной
массе населения Казахстана.
Несмотря на такие показатели, тем не
менее, ситуация в Казахстане значительно
лучше, чем в России.
В ноябре 2008 года под непосредственным
руководством Президента Назарбаева правительство
Казахстана приняло «антикризисную программу»,
рассчитанную на три года.
Стартовала стабилизационная программа
Правительства РК, направленная на поддержку
приоритетных отраслей экономики страны.
Для финансового обеспечения антикризисного
Плана действий Правительству на 2009-2010
годы будет выделено из средств Национального
фонда государства до $10 млрд.
Накопленные резервы позволят сгладить
процесс корректировки экономики Казахстана.
Для смягчения негативных последствий
глобального кризиса Правительство, Национальный
Банк и Агентство по финансовому надзору,
используя выделенные средства, определили
в своей работе пять приоритетных направлений:
1) стабилизация финансового сектора
- $4 млрд. (480 млрд. тенге);
2) развитие жилищного сектора - $3 млрд.
(360 млрд. тенге);
3) поддержка малого и среднего бизнеса
- $1 млрд. (120 млрд. тенге);
4) развитие агропромышленного комплекса
- $1 млрд. (120 млрд. тенге);
5) реализация инновационных, индустриальных
и инфраструктурных проектов - $1 млрд.
долл. США (120 млрд. тенге).
Основным оператором от Правительства
по реализации стабилизационного плана
выступает Фонд «Самрук-Казына». Большие
средства были направлены на поддержку
банковской системы. Правительство выделило
фонду "СамрукКазына" 5 млрд. долларов
на покупку 25%-ных пакетов акций крупнейших
банков Казахстана: Альянс-банка, БТА,
Народного банка и Казкоммерцбанка. Кроме
того, в доверительное управление передается
АО "Жилищный строительный сберегательный
банк Казахстана". Дополнительно, 1 ноября
2008 года 52 млрд. тенге были внесены в Фонд
стрессовых активов, для выкупа активов,
находящихся под стрессом, в первую очередь
ипотечных кредитов. На будущий год в бюджет
заложено еще 50 млрд. тенге для этого фонда.
Учредитель фонда - правительство Казахстана,
но управлять им будет фонд "СамрукКазына".
фонд "СамрукКазына", созданный 17
октября 2008 года, стал крупнейшим в Казахстане
держателем активов. На капитал нового
фонда было выделено 5 млрд. долларов из
Национального фонда РК. В "СамрукКазына"
теперь находятся такие компании:
- «Казахстан темир жолы»,
- KEGOK,
- «Казмунайгаз»,
- "Казпочта",
- "Казахтелеком",
- "Казатомпром",
- "Eurasian Natural Resources Corporation" (ENRC),
- "Казахмыс",
- "Казахстанская ипотечная компания",
- "Казахстанский фонд гарантирования
ипотечных кредитов"
- 7 социально-предпринимательских корпораций:
"Сарыарка", "Онтустик", "Ертис",
"Жетису" "Каспий", "Тобол",
"Батыс".
Выделяется 2,6 млрд. долларов на реализацию
19 крупных инфраструктурных проектов,
основная часть из которых направлена
на решение энергетических и транспортных
проблем Казахстана. Это позволить обеспечить
население работой, предприятия - заказами,
а также поддерживать оборот в финансовой
сфере.
Поскольку кризис затронул Казахстан
раньше других стран, то правительство
вынуждено было вступить в борьбу с ним
на год раньше. Что же, определенные успехи
в этом есть. В 2008 году было выделено 400
млрд. тенге (2,5% ВВП) на социально-экономическую
стабильность. Из них 175 млрд. тенге пошли
в строительную сферу на решение проблем
долевого строительства, 165 млрд. тенге
на развитие деловой активности малого
и среднего бизнеса. В 2007 году на те же
цели было израсходовано 143,5 млрд. тенге.
Борьба с кризисом – это бесконечно долгий
процесс, Казахстан столкнулся с недостатком
средств. Казахстанский валютный фонд
из-за закупок краткосрочных облигаций
американских банков сократился на четверть.
Союз сельхозпредприятий Казахстана должен
в рамках антикризисной программы получить
120 млрд тенге, однако на февраль текущего
года он получил лишь 592 тыс. Изыскание
средств после сокращения темпов развития
экономики – это крайне трудная задача.
За два месяца 2009 года казахстанское промышленное
производство сократилось на 3.2%, в большинстве
сфер также наблюдается отрицательный
прирост.
Пройдя через эти десять лет интенсивного
развития, Казахстан уже набрал серьезную
экономическую мощь, в 2008 году уровень
ВВП на душу населения достиг $8 тыс. Богатство
природных ресурсов и высокое качество
трудовых ресурсов, открытая политика
по активному включению в мировую экономику,
а также прогнозируемое в ближайшем будущем
возобновление роста цен на нефть – все
это будет стимулировать возрождение
казахстанской экономики. Именно поэтому
Казахстан подчеркивает веру в собственные
силы, у Казахстана достаточно ресурсов
и опыта для противостоянию мировому экономическому
кризису. Поэтому обоснована уверенность
в способности преодолеть трудности, способность
превратить Казахстан в сильное процветающее
государство. Конечно, для реализации
этой цели необходимо приложить огромные
усилия.[4]
По мнению аналитиков, возникший глобальный
финансово-банковский кризис стал хрестоматийным
уроком для развивающихся экономик и,
в определенной мере, оказался даже на
пользу банковской системе Казахстана,
так как высветил проблемы, стал своеобразным
предупреждением о необходимости ускорения
процесса диверсификации экономики, расширения
перспектив развития национальных финансовых
рынков, улучшения структуры и качества
активов. Одновременно он выявил проблемы
в системе управления и оценки внутренних
и глобальных рисков, устранение которых
позволит своевременно вносить коррективы
в финансовую политику страны.
Заключение
Согласно Правилам Фонд расходуется,
во-первых, для “компенсации потерь, определяемых
как разница между утвержденными и фактическими
суммами поступлений налогов и иных обязательных
платежей в бюджет от организаций сырьевого
сектора”. На деле эти затраты минимальны
и исчисляются несколькими миллионами
долларов в год.
Во-вторых, Фонд расходуется: “в виде
целевых трансфертов Фонда, передаваемых
из Фонда в республиканский и местные
бюджеты на цели, определяемые президентом
Республики Казахстан”. Как мы видим,
здесь приоритет главы государства над
народом, от имени которого он руководит
страной, и над парламентом, в котором
собраны представители народа, приобрел
абсолютное выражение.
Поэтому пункты Правил, касающиеся размещения
средств фонда “в надежные и ликвидные
иностранные финансовые активы в целях
его сбережения и получения инвестиционного
дохода” и о том, что “фонд не может использоваться
для кредитования частных и государственных
организаций и в качестве обеспечения
обязательств” вызывают горький смех.
И все таки наш национальный фонд хоть
немного и поддержал экономику страны,
но экономический кризис до сих пор бушует
в стране, оставляя желать лучшего. Т.к.
у людей нет денег на достойное существование,
началась и продолжается безработица,
приостановление деятельности предприятий,
банков, у людей нет средств на обыденные
вещи и это очень угнетает. Будем надеется,
что из данной ситуации найдется достойный
выход.
Так же, для Казахстана, экономическое
благополучие которого в настоящее время
зависит от добычи и экспорта углеводородов,
серьезным вызовом является преодоление
«ресурсного проклятия». Удастся ли диверсифицировать
экономику, зависит от того, насколько
эффективно будут расходоваться бюджетные
средства «закачиваемые» в новые институты
развития.
Качество бюджетного прогнозирования
оказывает влияние на эффективность расходов
государственного бюджета в процессе
его исполнения подтверждает устойчивую
тенденцию – нежелание Правительства
раскрывать информацию по ожидаемым поступлениям
от нефтяного сектора на стадии планирования
бюджета и обсуждения его в Парламенте.
Непрозрачность отношений Правительства
и компаний добывающего сектора затрудняет
прогнозирование и мониторинг бюджета.
Произвольные сроки выплаты бонусов и
роялти не позволяют точно прогнозировать
поступления бюджета.
Для того чтобы оценивать точность поступлений
в бюджет налогов от нефтегазового сектора,
нужно видеть сами контракты и знать условия
налогообложения, которые были оговорены
в них индивидуально в 90 годы, когда, собственно
и заключались крупнейшие контракты в
данном секторе. Например, зачастую выплата
налогов в бюджет заменялось принятием
нефтяными компаниями ряда социальных
обязательств – построить школу, больницу
и т.д. Сейчас, на наш взгляд, следовало
бы пересмотреть все эти пункты, чтобы
исключить выполнение социальных обязательств
компаниями.
Для адекватной оценки вклада добывающих
компаний в бюджет и национальный фонд
должны предоставлять расчеты себестоимости
добычи нефти на том или ином месторождении,
данные по расходам, на транспортировку,
экспортным ценам и др.
Список использованной
литературы
1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О бюджетной
системе" (функционирование Национального
фонда Республики Казахстан)
2. Указ Президента РК « О Национальном
фонде РК» от 23 августа 2000 года № 402
4. Сергей Злотников, Тулегенов Аскар “Проблемы
и перспективы Национального фонда Республики
Казахстан” Алматы 2004 год
5. Н. К. Кучуков Экономика и Национальный
банк РК 2008 год
6. Экономика Казахстана №6, 2004 год
7. Мельников В. Д. Основы финансов. Алматы
2007 год
8. Официальный сайт Министерства финансов
(www. Minfin.kz)
9. К концепции управления Национальным
фондом Республики Казахстан www. Kazakhstanrevenuewath.
Org
10. Сайт новостей государства www. BNews.kz
11. Республиканская газета «Казахстанская
правда»
12. Сайт Министерства финансов РК www. Minfin.
Kz
13. Сайт Национального фонда РК www. Nationalfund.kz
14. Сайт Национального банка РК www.Nationalbank.kz
Приложение А.
Наименование статьи |
за 2012 год |
за 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Активы |
||
Денежные средства и их эквиваленты |
669 000 168 |
618 528 791 |
Финансовые инструменты, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, за исключением производных финансовых инструментов |
||
находящиеся в собственности Фонда |
8 669 409 000 |
6 338 095 630 |
обремененные залогом по сделкам РЕПО |
0 |
0 |
Инвестиции, удерживаемые до срока погашения |
93 982 818 |
428 926 918 |
Производные финансовые инструменты |
4 222 604 |
4 663 906 |
Дебиторская задолженность |
1 832 811 |
2 245 817 |
Итого активы |
9 438 447 401 |
7 392 461 062 |
Обязательства и чистые активы |
||
Производные финансовые инструменты |
4 898 498 |
4 550 594 |
Кредиторская задолженность по сделкам РЕПО |
0 |
0 |
Кредиторская задолженность и начисленные расходы |
5 821 252 |
4 285 535 |
Итого обязательства |
10 719 750 |
8 836 129 |
Чистые активы, составляющие счет Правительства Республики Казахстан |
9 427 727 651 |
7 383 624 933 |
Приложение Б.
Наименование статьи |
за 2012 год |
за 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Доходы |
||
Доходы в виде вознаграждения |
101 760 573 |
108 325 210 |
Доходы в виде дивидендов |
24 769 946 |
22 191 978 |
Доход от финансовых инструментов, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток, за исключением форвардных валютных контрактов |
113 288 279 |
(45 135 519) |
Чистая прибыль/(убыток) от форвардных валютных контрактов |
2 112 289 |
2 637 743 |
Чистая прибыль/(убыток) от переоценки валютных активов и обязательств |
11 747 452 |
(24 945 987) |
Итого доходы |
253 678 539 |
63 073 425 |
Расходы |
||
Комиссии за управление активами |
5 777 896 |
2 547 267 |
Расходы по оплате кастодиальных услуг |
392 430 |
327 964 |
Расходы по оплате аудиторских услуг |
7 568 |
7 568 |
Расходы по оплате профессиональных услуг |
0 |
0 |
Расходы по оплате
за использование программных |
19 007 |
63 715 |
Итого расходы |
6 196 901 |
2 946 514 |
Чистая прибыль (убыток) |
247 481 638 |
60 126 911 |
Прочий совокупный доход |
||
Курсовые разницы |
129 981 059 |
49 729 102 |
Общий совокупный доход/(убыток) |
377 462 697 |
109 856 013 |
Приложение В.
Наименование статьи |
за 2012 год |
за 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Движение денежных средств от операционной деятельности |
||
Чистая прибыль (убыток) |
247 481 638 |
60 126 911 |
Корректировки: |
||
Амортизация (дисконта)/премии по облигациям казахстанских государственных компаний |
(5 640 998) |
(26 141 236) |
Расходы в виде вознаграждения по сделкам РЕПО |
0 |
4 889 |
Нереализованный (доход)/ убыток от финансовых инструментов, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
(94 561 795) |
74 599 675 |
Движение денежных средств от операционной деятельности до изменений в операционных активах и обязательствах |
147 278 845 |
108 590 239 |
(Увеличение) уменьшение операционных активов: |
||
Финансовые инструменты, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, кроме производных финансовых инструментов |
(2 106 770 516) |
(1 782 198 254) |
Производные финансовые инструменты |
441 302 |
(433 685) |
Дебиторская задолженность |
413 006 |
3 087 516 |
Увеличение (уменьшение) операционных обязательств: |
||
Производные финансовые инструменты |
347 904 |
1 518 255 |
Кредиторская задолженность по сделкам РЕПО |
0 |
(60 955 995) |
Кредиторская задолженность и начисленные расходы |
1 535 717 |
(2 764 495) |
Чистое использование/ |
(1 956 753 742) |
(1 733 156 419) |
Движение денежных средств от инвестиционной деятельности |
||
Приобретение/реализация
или погашение облигаций |
(1 094 023) |
0 |
Чистое использование денежных средств в инвестиционной деятельности |
(1 094 023) |
0 |
Движение денежных средств от финансовой деятельности |
||
Поступления от Министерства финансов Республики Казахстан |
3 460 225 119 |
3 375 241 075 |
Перечисления в республиканский бюджет |
(1 380 000 000) |
(1 200 000 000) |
Прочие перечисления |
(71 905 977) |
0 |
Чистое поступление/( |
2 008 319 142 |
2 175 241 075 |
Чистое увеличение/(уменьшение) денежных средств и их эквивалентов |
50 471 377 |
442 084 656 |
Денежные средства и их эквиваленты на начало года |
618 528 791 |
176 444 135 |
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода |
669 000 168 |
618 528 791 |
Информация о работе Роль Национального фонда в преодолении мирового финансового кризиса