Роль и значение финансов в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Мировой финансовый кризис показал, что проблема соотношения государства и рынка в экономике, гармонизация общественных и частных интересов остается одной из актуальнейших современных проблем. По признанию самих западных ученых рынок плохо приспособлен к действиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающим интересы будущих поколений. Он функционирует в основном в соответствии с краткосрочными интересами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 7
1.1 Возникновение и сущность развития финансов 7
1.2 Функции финансов 11
2 РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 14
2.1 Роль финансов в современных условиях развития 14
2.2 Дискуссионные вопросы сущности и роли финансов 15
3 РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 19
3.1 Финансы в системе производственных отношений 19
3.2 Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы - Роль и значение финансов в развитии общества - МИУ - 2011 (2).doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Можно выделить период возникновения  вообще финансовых отношений и момент возникновений государственных финансов. Период возникновения вообще финансовых отношений связан с возникновением товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости совокупного общественного продукта (возмещая стоимость израсходованных средств производства, выплачивая работникам заработную плату и получая прибавочный продукт).

Прибавочный продукт  является изначально объектом финансовых отношений без участия государства.

Итак, финансы возникли как финансы сферы материального производства, они являются прототипом сегодняшних финансов предприятий как исходного звена финансовой системы. Никто уже не отрицает существования финансов предприятий, без которых не может существовать ни одно звено финансовой системы. К сожалению, существует еще ошибочная точка зрения о возникновении финансов вместе с возникновением государства.

Возникновение государственных  финансов является новым историческим этапом в развитии финансов, его  следует рассматривать как перераспределительный процесс уже созданного в материальном производстве прибавочного продукта, без которого невозможны никакие иные перераспределительные процессы.

Если основа возникновения  финансов – сфера материального производства и его вновь созданная часть – прибавочный продукт являются исходной базой воспроизводственного процесса и последующего создания централизованного фонда денежных средств государства, то для государственных финансов и соответствующих им отношений распределения можно выделить такую финансовую категорию, как налог.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу та функции финансов как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги, являясь перераспределительной категорией, являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов.

Исторический характер финансовых отношений находится в строгой последовательности та соподчиненности элементов развития общества. Развитие финансовых отношений происходит вместе с развитием общества от простых отношений к более сложным. Исходным в этом диалектическом взаимодействии является товарное производство [8, с. 11].

Именно прибавочный  продукт или та часть совокупного  общественного продукта, которая образует чистый доход общества, используется для расширения производства и создания централизованного фонда денежных средств государства.

Таким образом, с возникновением денег производство и движение совокупного общественного продукта опосредуются денежными отношениями. В результате появляется та ниточка в форме прибавочного продукта, которая дает начало развитию финансовых отношений. Именно прибавочный продукт является основой как воспроизводственного процесса, так и создания централизованного фонда денежных средств государства. С появлением государства появились такие финансовые категории, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежного хозяйства сформировались группы более сложных категорий – государственные доходы и расходы, а на их основе — категории государственного бюджета, страхования, государственного кредита. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

1.2 Функции финансов

 

Функции экономической  категории есть проявление ее сущности в действии. Сущность финансов как инструмента распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Чтобы полнее уяснить содержание этой функции, можно рассмотреть основные этапы распределения ВВП и НД.

Валовой внутренний продукт  включает стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход, в свою очередь, состоит из необходимого и прибавочного продуктов. Необходимый продукт по своему материально-вещественному содержанию представляет собой совокупность материальных благ, предназначенных для потребления работниками производственной сферы. В стоимостном выражении он представлен заработной платой и другими денежными доходами.

Прибавочный продукт  в своей материально-вещественной форме состоит из предметов и  средств труда, предназначенных  для дальнейшего расширения производства, а также предметов потребления работников непроизводственной сферы. В стоимостном выражении эта часть национального дохода выступает как первичные доходы предприятий производственной сферы. Чистый доход предприятий представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции и затратами, связанными с ее производством и реализацией.

Выделение из общего объема ВВП фонда возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и национального дохода, формирование первичных доходов работников производственной сферы и предприятий составляют содержание этапа первичного распределения ВВП и НД. Формированием первичных доходов распределительный процесс только начинается. Последующее движение доходов называется перераспределением. Конечным итогом распределения и перераспределения НД является выделение в его составе фонда накопления и фонда потребления.

Фонд накопления используется для расширения производства. т.е. для прироста основных и оборотных средств действующих предприятий, их реконструкции, а также для строительств, новых объектов производственного назначения. За счет этого фонда осуществляется также строительство объектов непроизводственного назначения. К фонду накопления также относятся государственные натуральные и денежные резервы и ресурсы государственного имущественного и личного страхования.

Фонд потребления включает конечные доходы работников материального производства, средства, направляемые на содержание социально-культурной сферы, аппарата управления, оборону, нетрудоспособных членов общества.

Роль финансов на стадии первичного распределения и перераспределения неодинакова. При первичном распределении ВВП и НД финансы тесно взаимодействуют с такими экономическими инструментами, как заработная плата, цена. Перераспределение осуществляется преимущественно через финансы.

 Распределительная  функция характеризуется сложностью  и многоступенчатостью, охватывает различные уровни управления экономикой. Распределение осуществляется на государственном, и региональном уровнях, оно протекает в виде внутриотраслевого, внутрихозяйственного, межотраслевого и межтерриториального распределения.

Таким образом, образование  и использование денежных фондов во всех звеньях народного хозяйства – это результат совокупности весьма сложных процессов распределения и перераспределения ВВП и НД, в которых финансы играют решающую роль. Распределительная функция может быть выражена через конкретные показатели, что, в частности, отличает финансы от других инструментов распределения. Размер распределяемого через финансовую систему ВВП и НД не является нормативным показателем, таким, например, как предельный размер прироста внутреннего государственного долга. Однако ученые и международные финансовые организации рассчитывают по странам, какую долю ВВП, НД и финансовых ресурсов государство «пропускает» через свою финансовую систему. Этот показатель свидетельствует о доле «огосударствления» чистого продукта и, таким образом, об отношениях собственности в данных государствах.

Исследователи отмечают, что общей тенденцией является увеличение доли национального дохода, присваиваемого государством посредством механизма принуждения в финансовых отношениях. Важно также иметь в виду, что распределение и перераспределение национального дохода сводится к образованию не только государственных денежных фондов, но и денежных фондов у других участников распределительных отношений. Поскольку распределение есть промежуточный этап между образованием и использованием денежных фондов, то можно утверждать, что распределение должно соответствовать какому-то критерию оптимальности, иными словами, нахождению такого показателя, который свидетельствовал бы о целесообразности перекачки через финансовую систему определенной части ВВП и НД.

Д. Кейнс и А.Вагнер – виднейшие представители западной экономичес-кой мысли начала XX века обосновывали взаимозависимость между размером национального дохода и налогами (Кейнс, механизм налоги – встроенные стабилизаторы), национальным доходом и государственными расходами (Вагнер, закон возрастания государственных расходов). Вместе с тем советские ученые справедливо отмечали, что чрезмерное распределение и перераспределение через финансовую систему НД экономически нецелесообразно. Однако предложить оптимальный уровень так и не смогли. И этого, очевидно, сделать было нельзя, поскольку финансовая политика при социализме и финансовая наука довольно редко имели общие точки соприкосновения.

Финансы пронизывают  все сферы производства, проникают  во все его стадии, поскольку производство есть процесс одновременного создания потребительной стоимости и стоимости. Финансы как стоимостная категория способны сигнализировать о проблемах, возникающих в области финансового обеспечения общественного воспроизводства. Эта их универсальная способность реализуется через контрольную функцию финансов, при чем финансы в ходе ее реализации выступают как субъект и объект контроля одновременно.

Финансовые показатели деятельности предприятий выступают как стоимостные категории, отражающие эффективность использования не только финансовых, но и материальных, трудовых ресурсов, конечные результаты работы предприятия. Аналогично и такие показатели, как доходы и расходы бюджетов всех уровней, свидетельствуют о сбалансированности, либо разбалансированности государственных финансов. Нет ни одного финансового отношения, которое носило бы только контрольный характер, равно как и нет ни одного финансового отношения, в котором не присутствовали бы элементы контроля.

Это означает, что контрольная  функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Только одновременное действие обеих функций позволяет в полной мере проявиться сущности финансов. В этом отличие категории финансов от категории денег, последние могут проявлять свою сущность только через какую-то одну свою функцию, например, меры стоимости. Это отличие обусловлено тем, что контрольное свойство финансов может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. когда реализуется распределительная функция. Реализация контрольной функции финансов воплощается в конкретных показателях, установленных в бухгалтерской и статистической информации. Правильное отражение финансовых показателей – предмет заботы государственных контролирующих органов. Это является одним из элементов такого понятия как финансовая дисциплина. Этот термин следует понимать как установление правил поведения в области финансовых отношений, следование им и ответственность за их несоблюдение.

 

2 РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

2.1 Роль финансов в современных условиях развития

 

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. В рыночных условиях предприятия  наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определенных налоговых платежей на предприятиях создается фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход (прибыль) предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения  или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. Обслуживая процесс распределения национального дохода, финансы действуют как важный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса. Перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

Информация о работе Роль и значение финансов в развитии общества