Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 19:08, курсовая работа
В современном хозяйстве кредит остается существенным источником экономического развития.
Кредит развивается вместе с ростом масштабов производства и товарооборота. Такова закономерность его движения, ибо он является порождением материальных процессов: увеличение материальных потоков и услуг неизбежно вызывает необходимость использования дополнительных источников финансирования затрат. Таким источником объективно становятся заемные средства.
Введение
1.1 Понятие кредита………………………………………………………
1.2 Структура кредита…………………………………………………….
1.3 Функции кредита……………………………………………………. .
1.4 Роль кредита в экономике…………………………………………….
1.5 Классификация банковского кредита………………………………..
1.6 Роль банковского кредита в современных условиях……………….
1.7 Коммерческий кредит…………………………………………………
1.8 Сущность, функции и значение потребительского кредита ………
1.9 Основные направления развития потребительского кредитования на современном этапе…………………………………………………….
1.10 Международный кредит……………………………………………
1.11 Заключение………………………………………………………….
2.1 Практическая часть…………………………………………………....
В-пятых, без кредитной поддержки практически невозможно быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнеэкономическом пространстве.
Таким образом, мы выяснили, что коммерческие банки являются посредниками на рынке капиталов. Они привлекают временно свободные денежные средства одних лиц и предоставляют их другим лицам, испытывающим потребность в заемных средствах.
Коммерческий кредит – одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находя практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров, а, следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.
Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение получили две формы векселя — простой вексель, содержащий прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору, и переводный (тратта), представляющий письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В современных условиях функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита.
Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:
в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;
предоставляется исключительно в товарной форме;
ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающий в себя предприятия различной специализации и направлений деятельности;
средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;
при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.
В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям. В России эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения. В других отраслях ее распространению объективно препятствовали такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей, недостатки конкретного права.
В современных условиях на практике применяются в основном три разновидности коммерческого кредита:
кредит с фиксированным
кредит с возвратом лишь после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров;
кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке.
Для того чтобы более полно понять экономическую природу потребительского кредита, необходимо знать принципиальные определения и теоретические признаки, присущие всем видам кредита.
В отечественной экономической литературе кредитом называют движение ссудного (т.е. денежного капитала), предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Это определение основано на высказывании К. Маркса о характере ссудного капитала, что он “лишь отчуждается под условием”, что он “не продается, а лишь отдается в ссуду”.
Термин “кредит” буквально означает “распоряжение определенной суммой денег в течение известного срока, т.е. те, у кого есть избыток денежных средств, могут давать их в кредит тем, кто испытывает недостаток или нуждается в дополнительных суммах”.
Источником ссудного капитала служат:
· высвобождающиеся из кругооборота денежные средства: средства, предназначенные для восстановления основного капитала (т.е. амортизационный фонд);
· часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, материалов;
· капитал, временно свободный в период между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы.
Другим источником ссудного капитала выступают денежные доход и накопления личного сектора. Нужно отметить, что, начиная с 1950-60-х годов, налицо тенденция усиления привлечения денежных сбережений трудящихся и служащих. Этому способствовали, в первую очередь, улучшения социально-экономического положения развитых стран; изменения в структуре потребления.
В качестве третьего источника ссудного капитала выступают денежные накопления государства, размеры которых определяются масштабами государственной собственности и долей валового национального продукта.
Таким образом, можно сделать вывод, что временно свободные денежные средства, возникающие на основе кругооборота промышленного и торгового капитала, денежные накопления личного сектора и государства образуют источники ссудного капитала.
Ценой ссудного капитала является процент. В отличие от цены обычных товаров и услуг, представляющих собой денежное выражение стоимости, процент является оплатой потребительской стоимости ссудного капитала. Источником процента является доход, полученный от использования кредита.
Более точную картину, отражающую стоимость кредита, дает норма процента, или процентная ставка. Нормой процента называют отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженного на 100. Норма процента зависит от прибыли, которая делится на процент и предпринимательский доход. Процент не может быть больше нормы прибыли, т.к. цена ссудного капитала не выражает его стоимости, ее изменения не управляются законом стоимости.
В настоящее время кредит имеет огромное значение. Кредитный рынок в целом занимает достаточно веское положение в экономике страны (Приложение А). Он решает проблемы, стоящие перед всей экономической системой. Так, при помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно невостребованные денежные суммы, а на других возникает потребность в них.
Также кредит ускоряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого ряда отношений: страховых, инвестиционных, играет большую роль в регулировании рыночных отношений.
Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика структуры кредитов, обращаемых на кредитном рынке России
По своей сути потребительский кредит - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.).
В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги.
Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользова-ния.
Субъектами потребительского кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди. Так, во Франции около 1/4 всего потребительского кредита предоставляется банками и 3/4 - специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками.
Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота. Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекту ссуд, динамике, величине процента и сфере функционирования.
Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа:
1. Кредит с разовым погашением:
сюда относятся текущие счета,
открываемые покупателем на
2. Кредит с рассрочкой платежа,
основная часть
Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:
Обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли;
Стимулирует эффективность труда;
Расширяет рынок сбыта товаров;
Ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;
Является мощным орудием централизации капитала;
Ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;
Обеспечивает сокращение издержек обращения, связанных с обращением денег и с обращением товаров.
Кроме того, потребительский кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением.
Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени.
Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей.
Положительные изменения на рынке банковского кредитования физических лиц очевидны. Рост рынка потребительского кредитования в России, однако, сдерживается отсутствием качественного обеспечения кредита и проблемой оценки кредитоспособности заемщика: она во многих случаях затруднена из-за отсутствия документально подтвержденного дохода.
Практика показывает, что для банков приемлемым обеспечением является поручительство других физических лиц. Наличие поручительства само по себе положительно характеризует заемщика.
Кроме того, поручитель несет солидарную ответственность по кредиту, поэтому в кризисных ситуациях не склонен доводить дело до суда. Зачастую поручитель может сильно влиять на заемщика, заставляя его погасить долг. Впрочем, для многих потенциальных заемщиков найти поручителя неразрешимая проблема, ведь поручителю придется официально подтвердить его доходы.
В целом для рынка кредитования физических лиц характерно следующее: чем легче получить кредит, тем дороже он стоит, и наоборот -- чем ниже цена кредита, тем больше документов должен предоставить заемщик и дольше будет процедура проверки.
Очевидно: из-за конкуренции в последнее время условия предоставления кредитов физическим лицам заметно смягчились. Ставки снижаются, скорость рассмотрения заявок в банках растет, процедура выдачи кредита упрощается.
Основными направлениями и условиями существенного роста рынка кредитования физических лиц в дальнейшем являются:
· Развитие грамотного законодательного регулирования потребительского кредитования физических лиц;
· Рост доходов населения и повышение его финансовой культуры;
· Доступность потребительского кредита практически во всех сферах продажи товаров;
· Создание более доступных по стоимости объектов приобретения (жилья, мебели, автомобилей, бытовой техники и т. п.);
· Снижение процентных ставок по потребительским кредитам;
· Сокращение времени оформления ссуды;
· Появление кредитных бюро;
· Многовариантность потребительского кредитования и широкий спектр видов данных кредитов и т.д.
По мере разрешения этих вопросов кредитование частных клиентов станет более массовым, а сегмент кредитного рынка России в части потребительского кредитования более мощным и развитым. Это позволит экономике нашей страны привлечь дополнительные финансовые вливания и поднять уровень материальной обеспеченности граждан.
Рынок потребительского кредитования отличается повышенными рисками, что отчасти сдерживает его развитие. Недостаток реально действующей законодательной базы, не информированность физических лиц в правовых вопросах создают дополнительные сложности потребительского кредитования, а также возможность для теневого бизнеса.
Применяя поэтапное реформирование кредитной сферы, рычаги грамотного и четкого законодательства позволят исключить в нашей стране стихийность и нестабильность потребительского кредитования физических лиц.
В ближайшее время будут развиваться такие сегменты рынка, как жилищное кредитование, а также полноценные кредитные карты. Помимо этого, рынку кредитования физических лиц в недалеком будущем уготован бум.
Использование опыта зарубежных стран на практике в России с учетом отечественных реалий поможет создать полноценный рынок потребительских кредитов как перспективный сегмент отечественной экономики по вложению средств.