Роль местных финансов в финансовой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, реферат

Краткое описание

Разделение обязанностей между различными эшелонами власти, передача и закрепление соответствующих полномочий определяют потребности властных структур в финансовых ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий. Таким образом, возникает объективная необходимость формирования финансовой основы местного самоуправления.

Содержание

Введение с.3


1. Экономическое содержание и состав местных финансов с.5


2. Бюджеты муниципальных образований

как основное звено местных финансов с.9


3. Перспективы развития местных бюджетов в РФ с.14


Заключение с.18


Список литературы с.20

Вложенные файлы: 1 файл

01.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

     Денежным  фондом бюджета может располагать  орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования.

     Если  муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов  и территорий, не являющихся поселениями, в его бюджете в качестве составной  части могут быть предусмотрены  соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета.6 Если же на территории муниципального образования имеются муниципальные образования нижестоящего территориального уровня, право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня.

     Принципы  формирования и исполнения местных  бюджетов в Российской Федерации  в целом соответствуют общим  принципам бюджетной системы РФ, установленным в Бюджетном кодексе РФ: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ помимо указанных принципов установлен принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     В ходе реализации данных принципов должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.

     Важным  принципом, актуальным для муниципальных  образований, является сбалансированность бюджета. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     В ряде стран, в частности в США, в отношении муниципальных бюджетов действуют строгие законодательные ограничения на принятие бюджета с дефицитом. В таких случаях муниципальные образования обязаны сократить свои расходы. В России, где существует проблема роста задолженности муниципальных бюджетов, необходимо четкое соблюдение рассматриваемого принципа сбалансированности бюджета. Поиск путей решения данной проблемы предполагает более полное уяснение сущности и структуры доходов и расходов местных бюджетов.

     Одним из ключевых принципов для муниципальных  бюджетов является принцип самостоятельности, который реализуется через соответствующие права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе:

     самостоятельно  обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования и эффективно использовать средства бюджета, определять источники финансирования дефицита бюджета;

     устанавливать в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджет;

     недопустимость  изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии по расходам бюджетов;

     недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов;

     и некоторые другие.7

     Данный  принцип нельзя понимать односторонне – только как независимость муниципального образования в распоряжении своими финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны составлять бюджет, исходя, с одной стороны, из закрепленных за ними полномочий, а с другой стороны, из необходимости реализации экономической и социальной политики на территории. Принцип самостоятельности предполагает не только права, но и ответственность уровня власти за результаты принимаемых решений, за выполнение установленных бюджетных показателей. Большое значение при этом играет четкое разграничение в законодательстве полномочий различных уровней власти в сфере экономической и социальной политики. Такое разграничение является основой закрепления как обязанностей по выполнению определенных функций и задач, так и прав по привлечению источников их ресурсного обеспечения. Законодательно закрепляемая самостоятельность бюджетов должна учитывать единое экономическое пространство страны, возможность свободного перемещения по ее территории населения, в том числе предпринимателей и других видов налогоплательщиков, изменение доходной базы бюджета и потребности в расходах бюджета в различных муниципальных образованиях.

     Доходы  местных бюджетов представляют собой  поступления денежных средств, предназначенные  для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

     Доходы  местного бюджета могут быть сгруппированы  по источникам и способам их получения.

     Выделяют  следующие основные группы доходов  местных бюджетов:

     налоговые и неналоговые;

     законодательно  закрепленные (без определения срока) и полученные от субъекта Федерации в порядке межбюджетного регулирования, целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

     Налоговые доходы местных бюджетов включают: налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов; отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.

     Неналоговые доходы местных бюджетов формируются  за счет доходов от использования  и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от деятельности муниципальных организаций (части прибыли муниципальных унитарных предприятий и части доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов); административных платежей; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; безвозмездных перечислений.

     В общем виде доходная часть местных  бюджетов включает: собственные доходы, закрепленные на постоянной основе, поступления  от регулирующих налогов, безвозмездные  перечисления из вышестоящего бюджета в различных формах.

     Закрепленные  доходы бюджета – это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.

     Основной  составляющей этих доходов являются налоговые доходы. В большей степени самостоятельность органов местного самоуправления проявляется по отношению к местным налогам и сборам.

     Местные налоги – это обязательные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью  поступают в местные бюджеты.  

3. Перспективы развития местных бюджетов в РФ 

     Развитие  муниципальной территории в значительной степени определяется наличием финансовых ресурсов, поскольку от них зависит  эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру  производственной деятельности и уровень благосостояния населения.

     В настоящее время в России отсутствует  единая система оценки финансовых (налоговых) потенциалов субъектов Федерации  и муниципальных образований, а  следовательно, и их минимальной  бюджетной потребности. И это несмотря на тот факт, что неравномерность экономического развития территорий в России – одна из самых высоких в мире.8

     Без достоверных данных, характеризующих  налоговые потенциалы, равно как  и суммарные финансовые потоки между  центром и субъектами Федерации и муниципальными образованиями, практически невозможно формирование взвешенной региональной экономической политики, соответствующей современным требованиям и политической обстановке. Это ведет к бесконтрольности расходования бюджетных средств и ухудшает экономическое положение в стране.

     Задачу  построения сильного и прочного федеративного  государства невозможно решить при  сохранении нынешней системы межбюджетных отношений – запутанной, непрозрачной и несправедливой.

     Серьезные недостатки в федеральном законодательстве о местном самоуправлении мешают развитию финансовых основ муниципальных образований.

     До  настоящего времени не установлены  принципы определения нижнего предела  численности населенного пункта, на базе которого возможно создание муниципального образования. В результате любой, даже небольшой населенный пункт старается сформировать муниципальное образование.

     Отсутствует четкое распределение прав и обязанностей местного самоуправления в бюджетной  сфере, объективный механизм распределения  бюджетных доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Следует отметить, что инфраструктурное обеспечение бюджетной системы имеется только в крупных административно-территориальных единицах – районах и городах.

     Упорядочение  бюджетного устройства предусматривает в первую очередь формирование такой системы распределения прав, ресурсов и обязанностей на основе территориального деления, которая позволила бы реализовать право населения на местное самоуправление и одновременно смогло обеспечить выполнение обязательств властей перед населением на минимальном уровне потребностей вне зависимости от территории проживания.

     Для решения данных проблем9:

  • Органы местного самоуправления должны располагать собственными финансовыми ресурсами в таком объеме, чтобы они могли свободно распоряжаться ими при осуществлении своих полномочий и чтобы они были соразмерны этим полномочиям.
  • Органы местного самоуправления должны получать значительную долю своих ресурсов за счет собственных доходов от налогообложения и других сборов, ставки которых они вправе устанавливать сами. Это – условие их самостоятельности.
  • Органы местного самоуправления должны получить право изменять в устанавливаемых пределах ставки налогов, которые они взимают.
  • Необходимо, на наш взгляд, четкое разграничение расходных полномочий между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами Федерации и муниципальными образованиями. При этом следует учитывать особенности социально-экономического развития, природно-климатический фактор.
  • Следует пересмотреть доли регулирующих налогов в сторону достижения полной сбалансированности бюджетных обязательств каждого из уровней управления источниками формирования этих обязательств. Это не только уменьшит встречные финансовые потоки, но и снизит уровень субъективизма при финансовой поддержке отдельных территорий.
  • Необходимо повысить заинтересованность местных органов власти в собираемости всех видов налогов, оставляя им все средства, поступающие сверх заранее определенных сумм. При этом должна быть обеспечена стабильность социальных нормативов на несколько лет вперед.
  • Необходима объективная оценка бюджетных потребностей муниципальных образований и регионов. Действующая методика далека от совершенства, она «не прозрачна» и поэтому не эффективна. Сложность и запутанность, перегруженность исходными данными, которые каждый год пересматриваются и согласовываются с регионами, многоступенчатость расчетов, наличие разного рода поправочных коэффициентов делают ее нежизнеспособной.
  • Необходимо восстановление, вернее, создание местной системы налогов, должны быть гибкие и не устаревшие налоги, обеспечивающие значительные сборы и финансовую самостоятельность.
  • Следует четко распределить и разграничить собственные полномочия, определить полномочия совместного ведения.
  • Необходима компенсация муниципальным образованиям дополнительных расходов, возникающих в результате принятия решений органами государственной власти РФ, необходимо установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансирования затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг.

 

Заключение 

     Местные финансы – это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.); заемных средств или муниципального кредита.

     Самостоятельность местного бюджета как части бюджетной системы РФ обеспечивается:

  • наличием собственных источников доходов;
  • правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
  • правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения. Данные средства изъятию не подлежат;
  • правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

     Доходная  часть местного бюджета состоит  из закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций, заемных средств.

     В доходы местных бюджетов зачисляются:

     а) полностью местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;

     б) по установленным нормативам доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

     При недостаточности бюджетных средств  для покрытия расходов, в случаях  временных финансовых затруднений  в процессе исполнения утвержденного  бюджета органы местного самоуправления могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.

     Расходы местных бюджетов осуществляются за счет их доходов, а также дотаций  и субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня.

     Законодательством предусматривается возможность  объединения финансовых ресурсов органов  местного самоуправления на договорной основе со средствами предприятий, учреждений, организаций и граждан для  финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе РФ