Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налогового механизма, его роль в финансовой системе РФ.
Поставленная нами цель в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Для достижения поставленной цели первая глава работы посвящена определению экономической сущности налогов. Она раскрывает такие понятия как сущность налогов и описывает функции налогов.
Введение……………………………………………………………………....3
Сущность и функции налогов………………………………………….…5
Понятие налогового механизма…………………………………………..9
Налоговая политика государства…………………………………………13
Сущность и значение налоговой политики……………………………………….13
Стратегия и тактика налоговой политики………………………………………...14
Методы и принципы построения налоговой политики………………………….15
Налоговая система РФ…………………………………………………….18
Роль налогового механизма в финансовой системе……………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………………...26
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- система налогообложения для
сельскохозяйственных
- упрощенная система налогообложения;
- система
налогообложения в виде
- система
налогообложения при
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами.
Субъектами налога в РФ являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.
5. Роль налогового механизма в финансовой системе.
Значение и роль налогового механизма в современных условиях выходят далеко за пределы обеспечения государственных органов финансовыми ресурсами. Налоги стали важнейшим средством формирования национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.
Налоговый механизм приобретает новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя налогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.
Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. С этой целью предоставляются различного рода льготы по уплате корпоративного налога, а также налога с прибылей в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности. К мерам подобного рода относится, например, система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей (особенно в нефтяной и газовой промышленности) в виде так называемых скидок на истощение недр. Согласно этому положению, добывающие компании имеют право резко сокращать уплату налогов под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых, а в ряде случаев и вовсе освобождаться от уплаты налогов.
С помощью налоговых льгот государство может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры и т.д.
Наряду
с селективными мерами налогового регулирования
государство широко использует налоговый
механизм и в целях общего воздействия
на хозяйственную конъюнктуру в
целом. Для преодоления экономического
застоя государство посредством
налоговых льгот стимулирует
капиталовложения, создает более
благоприятные условия для
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название "Кривой Лаффера" (рис. 3).
Рисунок 3- Кривая Лаффера.
Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.
Из этого следует, что повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестиции влияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важнейшее место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компаний, динамика их прибылей.
Заключение.
Основным финансовым ресурсом государства
являются налоги, поэтому эффективное
управление налогами можно считать
основой государственного управления
вообще. Все важнейшие направления
развития государства невозможны без
соответствующего финансирования, следовательно,
необходима развитая экономика для
более полного выполнения государством
своих функций. Развитая экономика
возможна при развитой системе органов
государственной власти, грамотной
и продуманной налоговой
Налоговый
механизм является наиболее действенным
и эффективным рычагом
В данной работе, в соответствии с поставленной целью, раскрыто понятие налогового механизма, определено взаимодействие налогового механизма и налоговой политики, подробно изложены роль и значение налогового механизма не только в финансовой системе, но и во всей экономической жизни страны.
Структурно работа состоит из содержания, введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1. Структура налоговой системы РФ
Приложение 2. Доходы федерального бюджета в млрд. руб.
Приложение 3. Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2008-2010 гг. (в % ВВП)
Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2008-2010 гг. (в % ВВП) |
2008 |
Май 2009 |
2009 |
Май 2010 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - ВСЕГО |
23,72% |
25,07% |
23,58% |
21,77% |
1. Налог на прибыль организаций |
1,75% |
1,99% |
1,92% |
1,89% |
2. Единый социальный налог |
1,24% |
1,19% |
1,19% |
1,29% |
3. Налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ |
5,16% |
4,63% |
3,82% |
3,90% |
3.1.Налог на добавленную |
4,75% |
4,25% |
3,47% |
3,54% |
3.2. Акцизы по подакцизным товарам |
0,41% |
0,38% |
0,35% |
0,35% |
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
2,15% |
2,19% |
2,27% |
2,76% |
4.1. Налог на добавленную стоимость |
2,07% |
2,12% |
2,20% |
2,68% |
4.2. Акцизы по подакцизным товарам |
0,08% |
0,06% |
0,06% |
0,09% |
5. Налог на добычу полезных ископаемых |
3,95% |
4,61% |
4,11% |
3,44% |
6. Ввозные таможенные пошлины |
1,25% |
1,28% |
1,28% |
1,51% |
7. Вывозные таможенные пошлины |
6,25% |
7,66% |
7,12% |
5,60% |
Приложение 4. Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. (в % от ВВП)
Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. (в % от ВВП) |
2008 |
Июнь 2009 |
2009 |
Июнь 2010 |
Общегосударственные вопросы |
2,58% |
2,32% |
2,19% |
2,20% |
из них: обслуживание государственного долга |
1,06% |
0,75% |
0,65% |
0,46% |
Национальная оборона |
2,71% |
3,03% |
2,57% |
2,97% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,05% |
2,31% |
2,08% |
2,37% |
Национальная экономика |
1,17% |
1,22% |
1,31% |
1,49% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,04% |
0,20% |
0,20% |
0,27% |
Охрана окружающей среды |
0,02% |
0,03% |
0,03% |
0,03% |
Образование |
0,73% |
0,95% |
0,78% |
1,09% |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0,22% |
0,23% |
0,21% |
0,22% |
Здравоохранение и спорт |
0,42% |
0,59% |
0,56% |
0,66% |
Социальная политика |
0,88% |
0,95% |
0,81% |
0,81% |
Межбюджетные трансферты |
5,77% |
6,28% |
5,68% |
6,10% |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
16,58% |
18,10% |
16,40% |
18,21% |