Роль финансов в развитии внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процессов международной торговли и роли финансов в её развитии.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
Анализ состояния международной торговли на современном этапе;
Определение роли финансов в регулировании международной торговли;
Исследование условий обеспечения финансирования международных торговых сделок.

Содержание

Содержание
Введение………………………………........…………………………….……3
ГЛАВА 1. Внешняя торговля……………………………………..…….….5
1.1.Понятие и значение внешней торговли. ……..……………………….…...5
1.2.Основные методологические аспекты внешней торговли…………......6
ГЛАВА 2. Роль финансов в развитии внешней торговли…….…………………………………………………………………10
2.1.Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности …………..10
2.2. Воздействие валютных курсов на внешнюю торговлю …………………17
ГЛАВА 3. Особенности внешней торговли России…………………..…21
3.1. Состояние международной торговли в период обострения кризиса. ………………………………………………………………………………………..…..21
3.2 Влияние финансовых инструментов на развитие внешней торговли в РФ…………………………………………………………………..…………………...25
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Роль финансов в развитии внешней торговли.docx

— 84.62 Кб (Скачать файл)

 Взимая таможенные  пошлины при импорте - это является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для ростаa цен на зарубежные товары,a снижая, тем самым их конкурентоспособность на международном рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен

Методы  торговой политики делятся на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы представлены в  первую очередь таможенными тарифами.

Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. 2

Обычно таможенный тариф содержит:


- детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами;


- ставки пошлин с указанием их метода исчисления; 


+ перечень товаров, пропускаемых  беспошлинно

Таможенные тарифы выполняют следующие  функции:

    1. фискальная – пополнение госбюджета;
    2. протекционистская – защита местных производителей от иностранных конкуренции;
    3. балансировочная – предотвращения экспорта товаров, внутренние цены,a которых ниже мировых.

Исследования экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного  благосостояния нации. Использование  импортного тарифа может привести не только к ухудшению внешней торговли стран, но и так же вызовет рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие можно  выделить:

    • уменьшение объема экспорта
    • сокращение экспортного производства.

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего  отечественных производителей, конкурирующих  с импортом.

Во-первых, они не только повышают свои продажи, так как импортные  товары становятся дороже и потребители  вынуждены погашать растущий спрос  отечественной продукцией.

Во-вторых, они могут повышать цену на товар своей страны, а так  как повышаются цены на импортный  товар, то можно получить дополнительную прибыль.

Факт того, что ввоз импортного товара свидетельствует о том, что  потребитель предпочтет его отечественному, но ввозимый товар облагается большим  налогом и поэтому потребитель  вынужден тратить на него сверх стоимости  данного товара в следствии этого  потребитель приобретает в меньших  количествах товар. Поэтому, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению (снижению) потребительских возможностей.

В соответствии со статью 13 Федерального закона Российской Федерации "О государственном  регулировании внешнеторговой - деятельности" от 13 октября 1995 № 1 57-ФЗ  российская государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.3

Меры нетарифного регулирования - это, главным образом, ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности, выполнения международных обязательств, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные действия иностранных государств, ущемляющие права и законные интересы российских хозяйствующих субъектов.

К мерам нетарифного регулирования  относятся:

    • лицензирование
    • квотирование
    • установление Государственным таможенным комитетом Российской Федерации перечня пунктов пропуска товаров (работ, услуг на таможенной границе Российской Федерации,
    • сертификация соответствия товаров экологическим, гигиеническим стандартам, а также стандартам качества.

Отечественные производители, конкурирующие  с импортерами, выигрывают лишь в  том случае, если величина импортной  пошлины будет достаточной, чтобы  произошло действительное ограничение  импорта, т.е. предложение зарубежных товаров сократилось при сопровождающем это ограничение повышении цены. Следствием этого удорожания будет  переключение потребителя с импортных  товаров на отечественные. Поскольку  же повышение мировых (и импортных) цен вследствие введения тарифа повлечет за собой повышение цен и на отечественные товары, то производители-резиденты  будутa выигрывать aкак за aсчетa повышения цен, так и за счет увеличения объема продаж. Однако, выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный выигрыш общества. Иначе говоря, если говорить только о потребителях и производителях, то введение тарифов приведет к потерям, т.е. к уменьшению совокупного выигрышаa общества.

Следует также отметить, что доход  от тарифа сам по себе будет не очень  велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое.  Следовательно, от введения таможенного  тарифа на импорт выигрывают производители  и государство, а проигрывают  потребители. Происходит перераспределение  доходов от потребителей в пользу государства и производителей импорт замещающих товаров.

При классификации таможенных тарифов  используются различные критерии:

По объекту обложения  пошлины делятся на:

    • импортные – устанавливаются на товары, которые ввозятся в страну;
    • экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых недостаточно в стране);

По способу взимания пошлины делятся на:

    • адвалорные – взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара;
    • специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема;
    • комбинированные (смешанные) – комбинация адвалорных и специфических пошлин;

По происхождению таможенные пошлины делятся на:

    • Преференциальные – пошлины, более низкие ставки в сравнении с обычно действующим таможенным тарифом,
    • Конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО;
    • Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

По характеру различают  следующие особые виды пошлин:

    • Сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция);
    • Антидемпинговые –применяются для ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям, то  подобных товаров препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    • Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии прямые или косвенные, а так же если их импорт наносит ущерб национальным производителям.

Основным препятствием для международной  торговли являются нетарифные ограничения. Все эти ограничения проявляют  значительную неопределенность в международной  торговле из-за теневого (скрытого) характера, что дает возможность правительству  действовать бесконтрольно

Распространенные нетарифные ограничения включают следующие  меры:

  • количественные ограничения
  • сходные административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля)

Согласно 110 статье Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации  уплачиваются следующие

 

 

Таможенные платежи:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые)  при ввозе товаров на таможенную  территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.4

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квота.

Квота, в международной торговле - это навязанное государством ограничение  на количество, или, в исключительных случаях стоимость (значение), товаров  или услуг, которые могут быть экспортированы или импортированы  в течение определенного периода  времени. Квоты являются более эффективными в ограничении торговли, чем тарифы, особенно если внутренний спрос на товар не чувствителен к росту  цен. 5

Поскольку эффект Квоты не могут  быть компенсированы за счет снижения курса иностранной валюты или  экспортных субсидий, квота может  быть более эффективным  для международного механизма торговли, чем тарифы. Государство осуществляет квотирование выдачи лицензий на импорт или экспорт  ограниченного объема продукции, и  в то же время запрещает нелицензированную  торговлю. У квот есть свои преимущества и недостатки.

К положительным эффектам относится:

    • Квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины.
    • Квота является, гибким инструментом внешнеторговой политики.
    • С помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным предприятиям.

 

К негативным эффектам относится:

    • Способствование монополизации экономики
    • Произвольное, а потому в большинстве случаев неэффективное распределение лицензий (с возможностью коррупции).

 
 Наиболее авторитетными являются  классификации ГАТТ-ВТО и ЮНКТАД.6 
Классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ГАТТ, объединяет пять основных категорий (GATT. Activitiesin 1973. Geneva. 1974):

1) ограничения, которые связанны  с участием государства во  внешнеторговых операциях на  различных этапах - производство  товаров, сбыт, транспортировка и  т.д. 

2) таможенные процедуры, экспортно-импортные  формальности административного  характера (особые требования  к оформлению внешнеторговой  документации, процедура таможенной  оценки, определение страны происхождения  товара и т.д)

3) технические ограничения, используемые  в целях регулирования международной  торговли (фитосанитарные, санитарные, экологические нормы и т.д)

4) количественные ограничения,  а так же административные  меры (квоты, лицензирование, запреты, "добровольные" ограничения экспорта, различного рода валютные ограничения  и т.д.);

5) ограничения, связанные с уплатой  налогов, сборов и других обязательных  платежей (пограничное налогообложение,  импортные депозиты, антидемпинговые,  компенсационные, специальные пошлины  и т.д.).

Классификационная схема, подготовленная ГАТТ, стала основой для формирования информационного банка данных по нетарифному регулированию и оказала влияние на формирование другими международными экономическими организациями собственных классификационных схем.

Большое внимание систематизации мер  нетарифного регулирования уделялось  в исследованиях, проводимых в рамках ЮНКТАД. В применяемой в настоящее  время классификации нетарифных мер, разработанной ЮНКТАД, все меры регулирования международной торговли объединены в восемь категорий, одну их которых составляют таможенно-тарифные меры, а семь остальных - меры нетарифного  регулирования:

1) паратарифные меры;

2) меры контроля над ценами;

3) финансовые;

4) меры автоматического лицензирования;

5) меры количественного контроля;

6) монополистические меры;

7) технические меры

2.2   Воздействие валютных  курсов на внешнюю торговлю

Валютные курсы оказывают огромное влияние не только на внешнюю торговлю различных стран, но и также воздействует на ценовые соотношения экспорта и импорта, тем самым вызывая  не только изменение внутриэкономической  ситуации, а также влияет на конкурентоспособность  фирмa и прибыль предприятий. 

Валютный курс - цена денег в стране по отношению к деньгам другой страны. Валютный курс отражает динамику всех основных макроэкономических показателей и может сам активно влиять на их изменение. 7

Резкие  колебания валютного курса усиливают  колебания нестабильности не только международных экономических, но и  в том числе валютно-кредитных  и финансовых отношений, тем самым  вызывая негативные социально-экономические  последствия, ведет к потери одних  и выигрыши других стран.

Информация о работе Роль финансов в развитии внешней торговли