Система и источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы системы и источников гражданского права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются система гражданского права и его источники. Целью курсовой работы являются – определение, понятие, становление и влияние источников гражданского права на само право в целом и изучение системы гражданского права, его институтов, подотраслей, норм, а так же системы Гражданского кодекса как одного самого главного источника гражданского права.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………...….3
Глава 1.Общее положение системы гражданского пра-ва……………………..…..6
1.1.Понятие и значение системы гражданского пра-ва…………….........................6
1.2.Общая часть гражданского пра-ва………………………………..……………...7
1.3.Система гражданского кодекса Российской Федера-ции……………………....9
1.4.Предмет и система курса гражданского пра-ва…………………......................13
1.5. Понятие норма гражданского пра-ва……………………………......................16
Глава 2. Виды источников гражданского права РФ……………………………...18
2.1. Понятие источников гражданского права …………………………………...18
2.2. Законы как источники гражданского пра-ва………………………………......23
2.3. Подзаконные нормативные ак-ты……………………………………………...25
2.4. Нормативные правые акты федеральных органов исполнительной вла-сти…………………………………………………………………………………....26
2.5. Комплексные нормативные акты………………………………......................29
2.6. Нормы международного права, международные договоры………………...31
2.7. Обычаи делового оборота, делового обыкновения, правила морали и нравственности …………………………………………………......................................35
2.8. Постановления судебных пленумов, постановления Конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент……………………………………..36
2.9. Федеральный закон от 21 июня 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» - как источник гражданского права ……………………………...39
Заключение…………………………………………………………….....................42
Список использованных источников……………………………….......................48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Система и источники гражданского права.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Вступившие в силу для РФ международные договоры (кроме  договоров, заключенных между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике "Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости также в "Российской газете".

Общепризнанные принципы и нормы международного права  содержатся в Уставе ООН, декларациях  и резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций и конференций, решениях Международного Суда. Для правильного понимания таких принципов и норм необходимо их надлежащее истолкование и учет тех конкретных практических ситуаций, к которым они применяются. Для гражданского законодательства особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав человека и его основных свобод, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые  Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст.1 названного Закона).

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации, будучи составной частью правовой системы Российской Федерации, образуют тем не менее в рамках этой единой системы самостоятельный правовой блок, имеющий практически важные юридические особенности. Это выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений  и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое должно осуществляться с учетом их международного характера и правил толкования, содержащихся в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., участником которой является Российская Федерация. При применении международных договоров должны также учитываться их понимание и практика применения другими государствами.

 

2.7. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения,

правила морали и нравственности

 

Под деловыми обыкновениями  понимается установившееся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства. По ранее действовавшему законодательству только отдельные нормы права для конкретных случаев предусматривали возможность применения деловых обыкновений. В частности,  п. 2 ст. 57 Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 168 ГК 1964 г.) предусматривал, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Эти обычно предъявляемые требования и вытекают из деловых обыкновений.

В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота, которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. так ст. 227 ГКРФ закрепляет правила морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее или ее собственнику. Однако даже и, не являясь источником гражданского права правила морали и нравственности иногда приобретают важное значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения, воплощенных в нем правовых норм. Например, в силу ст. 169 ГК РФ признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности. При этом при наличии умысла у обеих сторон такой сделки – в случае исполнения сделки обеими сторонами, или хотя бу одной стороной в доход РФ взыскивается все исполненное, также все то, что подлежало исполнению по сделке. Для применения правил указанной статьи со столь серьезными для сторон, совершивших сделки имущественными последствиями важно знать, какие правила составляют основу нравственности в нашем обществе.

2.8. Постановление судебных пленумов,

постановления конституционного суда РФ, судебная практика,

судебный прецедент

 

Пленум верховного суда РФ и пленум высшего арбитражного суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения  пленумов обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а актами применения права. Постановления  пленумов должны лишь разъяснять и толковать смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники гражданского оборота руководствуются постановлениями судебных пленумов и тогда когда дело не доходит до суда, что имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единообразного понимания и применения гражданского законодательства в РФ.

В настоящее время  особо важное значение для судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов имеет совместное постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах связанных с применением части первой гражданского кодекса РФ»12.

Вопрос о правовой природе, о руководящих разъяснениях судебных пленумов является спорным в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками гражданского права13. Основанием для признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками гражданского права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы, в ряде случаев разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое правило отличное от того, которое содержалось в нормативном акте.

Не относятся к числу источников гражданского права и постановления Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую. Вместе с тем при решении вопроса о конституционности той или иной нормы гражданского права, Конституционный суд РФ в своих постановлениях разъясняет смысл действующего законодательства, что позволяет правильно применить его на практике. Так в Постановлении КС РФ «По делу о проверки конституционности  пп. 2 и 3 части 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»» даны разъяснения по вопросу о соотношении и разграничении гражданского и налогового законодательства14.

Не является источником гражданского права и сложившаяся  судебная практика, под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести иное решение, если убежден, что сложившаяся практика не соответствует закону.

Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.

 

2.9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» – как источник гражданского права

 

 

Принятые и вступившие в законную силу 6 ноября 1997 года Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» нашли свое закрепление рамках проведения правовой реформы в России в соответствии с международно-правовыми документами и Конституцией Российской Федерации. Они отражают важнейшие принципы защиты судом прав человека и борьбы с преступностью, обосновывают точное и быстрое исполнение судебных решений, предусматривают охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечивают государством доступ потерпевшего к правосудию и возмещению причиненного ущерба.

Как уже говорилось - предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты.

Принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве", регулирующего порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было, прежде всего, восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что Закон  «Об исполнительном производстве» относится к нормам более скажем Гражданско-процессуального права, так как указанный закон определяет порядок и процедуру  исполнения решений судов и пр. Но нельзя не заметить, что данный Закон, наряду с процедурами действий определяет права и обязанности сторон в исполнительном производстве. Сторонами в данном случае являются граждане и юридические лица. В частности в Законе содержатся такие правовые нормы как: права и обязанности должника, взыскателя, способы делегирования полномочий для участия в исполнительном производстве отсылают в части составления доверенностей к нормам гражданского права (ГК РФ). Данный закон также устраняет противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ, а устраняя их создает универсальную норму которая может считаться источником права. Таким образом,  можно говорить, что Закон «Об исполнительном производстве содержит редакционно слитые нормы, принадлежащие к двум различным отраслям права, а именно к гражданскому процессу и к гражданскому праву.

 

 

Заключение

 

Система гражданского права  в ходе изменения и развития общественных отношений, регулируемых гражданским  законодательством, не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. При переходе российского общества к обществу с рыночной экономикой потребовалось кардинальное изменение существовавшего ранее гражданского законодательства.

Система гражданского права  складывается объективно и зиждется на специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Действующая в стране система гражданского права, основанная на законе, включает также правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, нормах международного права, международных договорах РФ. В состав системы входят также обычаи делового оборота и локальные нормы права, издаваемые юридическими лицами для регулирования внутренних отношений.

Содержание каждой нормы  гражданского права должно анализироваться  и толковаться в историческом плане ее возникновения и перспектив дальнейшего совершенствования с позиций существующего законодательства и закономерностей развития всего гражданского права.

Закономерности развития гражданского права продолжают действовать  одновременно с совершенствованием отдельных норм права и на их примерах.

Программа курса гражданского права включает разделы и темы, выходящие за пределы гражданского права как ветви права и отрасли законодательства (например, о гражданском правоотношении, гражданском и торговом праве зарубежных государств).

Обычно систему гражданского законодательства характеризуют как  распадающуюся на общую и особенную части, что соответствует структуре Гражданского кодекса, с последующим делением гражданско-правовых норм на подотрасли и институты. Такая систематизация имеет важное значение для построения законодательства, его изучения и применения. Однако она отражает, прежде всего, внешнее построение и деление гражданско-правовых норм, хотя, конечно, и учитывает, особенно при выделении подотраслей и институтов, различия в регулировании отдельных групп имущественных отношений.

В российском гражданском  праве выделяют пять подотраслей. К  ним относятся:

- вещное право;

- обязательственное право;

-исключительные права,  охватывающие институт так называемой интеллектуальной собственности;

-наследственное право,  регулирующие переход имущества  в случае смерти граждан к другим лицам;

Информация о работе Система и источники гражданского права